Вверх

Крупнейшие дноуглубительные проекты мира – 2018

09 апреля 2018   Марк Шевченко

Еще в конце 2017 года «Fairplay» напечатал список наиболее значительных гидротехнических проектов в портах мира. Ни один из этих проектов пока не завершен, поэтому статья своей актуальности не потеряла. Итак, небольшой тур: где роют активнее всего?

Крупнейшие дноуглубительные проекты мира – 2018

Африка

Еще в ноябре прошлого года Султан Ахмед Бин Сулайем, председатель и СЕО базирующейся в Дубае глобальной компании – портового оператора DP World Group встретился с президентом Мали для составления генерального плана инфраструктурных изменений, призванных разблокировать экономический потенциал страны, не имеющей выхода к морю, но богатой ресурсами. В основе плана лежит транспортная и логистическая стратегия, направленная на использование 1800-километрового внутреннего водного пути, объединяющего ряд стран Западной Африки. Цель – выход местных фермеров и предприятий на международные рынки.

Характеризуя возможности Группы, Бин Сулайем сказал: «У нас есть опыт работы в 40 странах, включая управление прибрежными терминалами, внутренними контейнерными складами; имеется и опыт транспортировки грузов по рекам. Мали не имеет выхода к морю, но региональная торговля в Западной Африке связана с международными рынками через порты, такие, как DP World Dakar в Сенегале. Наша флагманская модель Джебель-Али в Дубае, соединяющая порт, свободную зону и логистические мощности, поддерживаемая передовыми цифровыми системами и технологиями, здесь вполне применима и даст возможность таким странам, как как Мали, реализовать свой торговый потенциал.  

Впрочем, это все – намерения и разговоры. Для того, чтобы рассмотреть реальный проект, переместимся на Средний Восток.

Средний Восток: ОАЭ

Трехфазный план Abu Dhabi Marine Operating Company (ADMA-OPCO) ставит перед собой задачу развития нефтяного месторождения Наср, расположенного на расстоянии 130 км от побережья. Речь идет об увеличении ежедневной добычи нефти с 22000 баррелей в сутки до устойчивых 65000 баррелей в сутки во второй половине 2019 года. Сейчас реализация проекта перешла во вторую фазу – создаются платформы для переработки, разделения и складирования газа, прокладываются подводные силовые и внутренние кабели, перестраивается коллекторная башня и 2 устьевые вышки.

HHI заключила контракт на укладку кабеля с мировым лидером, если говорить о дноуглубительных и прочих оффшорных проектах, бельгийской компанией Jan De Nul (JDN). Необходимо уложить 3 силовых кабеля, рассчитанных на напряжение до 132 кV, и 10 кабелей, рассчитанных на 11 кV. Общая длина кабелей превысит 200 км.

Для этих работ JDN использует кабелеукладчик «Isaac Newton», который способен проложить кабели, первоначально погруженные в Норвегии на судно-снабженец «Nexans» в октябре 2017 года, всего за два прохода. Работы по защите кабелей, включая установку примерно 700 железобетонных плит, будут выполнены новым многоцелевым судном «Daniel Bernoulli».

Северная Америка: Восточное побережье США

В октябре 2017 года Инженерный корпус армии США (US Army Corps of Engineers, USACE) объявил о своем втором контракте на реализацию долгожданного проекта углубления акватории гавани Чарльстона и подходного канала стоимостью $529 млн. Собственно работы по дноуглублению обойдется в $213,3 млн, и это самый крупный контракт на дноуглубительные работы, который когда-либо заключал USACE.

Как и первый контракт на выполнение дноуглубительных работ, он был заключен с компанией Great Lakes Dredge and Dock. Глубина подходного канала длиной 32 км к крупнейшему порту Южной Каролины, изменится с нынешних 13,7 м до 16,5 м. 6,4 млн кубов вынутого грунта будут использованы для создания девяти искусственных оффшорных рифов.

Проект, осуществление которого займет, по сегодняшним оценкам, от 40 до 76 месяцев, даст Чарльстону самый глубокий на Восточном побережье США подходной канал. Важнейшее преимущество: проект по расширению Панамского канала завершен, «неопанамаксы» все чаще проходят новыми шлюзами и Чарльстон конкурирует с другими портами американского атлантического побережья, которые также инвестировали солидные средства в ряд инфраструктурных проектов, в дноуглубление и приобретение нового оборудование, например, в установку более мощных кранов. Сегодня глубины на подходных каналах портов Нью-Йорк/Нью-Джерси, Балтимор, Вирджиния и Майами приближаются к 15,2 м; Филадельфии – до 13,7 м, Джексонвилля – до 14,3 м, Порта Эверглейдс – до 14,6 м.

В своем обращении «State of the Port» Джим Ньюсом, президент и главный исполнительный директор Администрации портов Южной Каролины (South Carolina Port Administration, SCPA), рассказал: «Масштабы наших еженедельных сервисов выросли, сегодня на них работают суда контейнеровместимостью 8000 - 9000 TEU и 13000 – 14000 TEU. На 18 из наших 24 еженедельных контейнерных сервисов стоят суда, которые были слишком велики для транзита Панамским каналом до его расширения. Мы ожидаем, что в течение 2018 года мы нарастим переработку судов таких размеров».

Расположенная рядом Саванна серьезно относится к конкуренции с Чарльстоном, также осуществляя массированные инвестиции в инфраструктуру. В рамках проекта расширения гавани Саванны (Savannah Harbour Expansion Project, SHEP), стоимость которого составляет $973 млн. Объем землечерпания превысит 18,35 млн кубометров. Глубины во внешней гавани по завершении проекта составят 14,9 м (при отливе) и 17,06 м во время прилива; во внутренней гавани – 14,3 м и 16,46 м соответственно. SHEP завершен более чем на 40%; полное завершение проекта ожидается к концу 2020 года.

В конце прошлого года Администрация портов Джорджии (Georgia Ports Authority, GPA) одобрила реализацию проектов по расширению железнодорожной инфраструктуры и пропускной способности контейнерных и навалочных, а также ро-ро терминалов. В частности, Garden City Terminal (GCT) в Саванне превратится в крупнейший железнодорожный контейнерный терминал Северной Америки. По завершению реализации проекта стоимостью $128 млн пропускная способность терминала удвоится – до 1 млн TEU в год. Сегодня строительные работы идут полным ходом, по плану они будут завершены к концу 2020 года. Кроме того, модернизируется автодорожная инфраструктура порта, здесь будет создано 54 полосы для передвижения траков.

Саванна также заказала 10 STS класса «суперпостпанамакс», таким образом, общее количество контейнерных кранов будет доведено до 36. 4 крана будут установлены в 2018 году, остальные – к 2020 году.

Исполнительный директор GPA Грифф Линч сказал: «С момента открытия модернизированного Панамского канала, процент неопанамаксов, заходящих в порт Саванны вырос с 42% до 60%; GST испытал взрывной рост. Дноуглубление, проведенное в акватории и на подходном канале, сделали возможным заход в порт для судов контейнеровместимостью 14000 TEU».

Латинская Америка: новый порт Панамы

В октябре 2017 года компания Panama Maritime Authority начала строить новую круизную гавань - Amador Cruise Port – на тихоокеанском побережье страны. Реализация проекта стоимостью $165,7 млн должна быть завершена в течение 18 месяцев. В порту будет создано 2 причала, способных одновременно обрабатывать два круизных лайнера класса «Oasis», на борту которых может разместиться по 5000 пассажиров.

Контракт на проектирование и строительство был заключен с Cruceros del Pacifico, консорциумом в составе China Harbor Engineering и Jan De Nul Panama, который будет выполнять все работы по дноуглублению и намыву территории.

По информации JDN, работы выполняются штанговым земснарядом «Il Principe» и самоходными баржами с самораскрывающимся днищем «Magellano» и «Verrazzano», а также, по некоторым сведениям, самоходным саморазгружающимся земснарядом «Pedro Alvares Cabral».

Компании придется поднять примерно 5 млн кубометров грунта, в том числе, песок для намыва территории. В итоге, на созданной территории будет построен терминал длиной 360 м, шириной 35 м и глубина у причальной стенки до 11,5 м (при отливе).

О том, насколько важен новый порт для Панамы, высказался президент страны Хуан Карлос Варела: «Это ключ к быстрому росту нашей экономики. Новый порт непосредственно создаст 1000 рабочих мест, еще 1800 рабочих мест появится в период реализации проекта».

Дальний Восток: Пусан

Благодаря жизненно важным для порта дноуглубительным работам и реализации прочих инфраструктурных проектов в этом конкурентном регионе Северо-Восточной Азии, высокотехнологичный новый порт Пусан (BNP) продолжает позиционировать себя в качестве крупнейшего логистического хаба. Последний проект порта стоимостью $53 млн, даст глубины до 17 м; он находится на грани завершения.

Учитывая, что последний раунд дноуглубительных работ был завершен всего три года назад, удивительно, что порт не позаботился тогда о том, чтобы сделать здесь возможным обработку нынешнего поколения мега контейнеровозов, однако 17 м уже позволят Пусану конкурировать в этом отношении с Шанхаем и Сингапуром.

Одновременно сейчас проходит реконструкция Северного порта в качестве круизного и туристического центра – в рамках проекта стоимостью $8,5 млрд, завершение которого планируется в 2019 году. Помимо выполнения собственно логистической функции, порт, обладающий огромными площадями, превратится в Мекку для поклонников городского туризма, здесь будет создан также огромный бизнес-парк.

В настоящее время BNP оперирует 23 причалами. Как только все запланированные причалы будут введены в эксплуатацию, их станет 45 (на территории в 9,44 млн кв. м. Кроме того, здесь появятся значительные логистические мощности). Из этого числа 40 причалов будут контейнерными, 5 – для переработки генеральных грузов. Годовая пропускная способность BNP будет составлять 15,84 млн TEU, а планируемый годовой доход превысит $4,24 млрд.

Юго-Восточная Азия: Вьетнам

Лах-Хуэн, глубоководный порт Хайфона в Севреном Вьетнаме, это проект, о котором много говорилось в 2017 году, когда было закончено строительство автодорожного моста, связавшего материк с островом, где собственно и планируется построить порт (о-в Кат Хай), длиной 15,6 км и обошедшегося в $560 млн. Стоимость же реализации всего проекта составляет $1,2 млрд.

Первые терминалы здесь появятся уже в первой половине 2018 года.

Впрочем, здесь строится не только порт: мост соединит материк с крупнейшей промышленной зоной DEEP C, большая часть которой появилась в процессе дноуглубительных работ и намыва территории. Лах-Хуэн станет одним из самых глубоких портов Вьетнама – до 14 м у причальной стенки, что позволит судам до 100 тыс. тонн дедвейта совершать прямые заходы. Для Вьетнама это означает возможность избежать трансшипмента своих грузов в Сингапуре или Гонконге и облегчить экспорт на рынки США и Европы.

Уже получивший наименование «ворот Северного Вьетнама», Лах-Хуэн, как сказано выше, станет самым крупным глубоководным портом на севере страны; он будет обслуживать дельту Красной реки и регионы, удаленные от моря. Когда проект будет полностью реализован, а по плану это должно произойти к 2030 году, общая причальная длина терминалов порта составит 10 км, а территория – 2000 га. Проектная пропускная способность порта – 120 млн тонн различных грузов в год.

Юго-Восточная Азия: Сингапур

Реализация 4-фазного проекта по созданию мега-порта Туас идет полным ходом.  Можно считать, что к настоящему моменту первая стадия проекта реализована на 50%. Что именно сделано? По информации на начало года была забита 121 из 222 необходимых для строительства причалов кессонных свай. Каждая свая имеет высоту 28 м и весит около 15 тонн. Для того, чтобы завершить в 2021 году первую фазу проекта, необходимо установить 8,6 км таких свай.

В настоящее время на строительстве занято 2000 человек. Отметим: для дноуглубления здесь задействован крупнейший в вире храповой земснаряд с ковшом объемом 200 куб. м. Поднятый в результате углубления акватории и фарватера грунт будет использован для намыва территории.

Есть вероятность того, что в новый порт будут перемещены все операции, сейчас осуществляемые на терминалах Брани, Кеппель, Пасир Панджанг и Танджонг Пагар. Когда Туас выйдет на проектную мощность, а произойдет это по плану к 2040 году, его пропускная способность составит 65 млн TEU в год, что более чем вдвое превышает пропускную способность всего порта Сингапур в 2016 году (30,9 млн TEU).

Пожалуй, это наиболее амбициозный портовый проект на планете. Премьер-министр Сингапура Ли Сянь Лунь отметил, что, несмотря на стратегически удачное географическое положение порта Сингапур, «в регионе имеется ряд гаваней, борющихся за осуществление операций на вновь открываемых торговых маршрутах». Премьер-министр подчеркнул необходимость для Сингапура «держаться впереди» в ситуации конкуренции.

Объединенная Европа: Франция

Проект расширения порта Кале стоимостью 862,5 млн евро, стартовавший еще в 2015 году, является приоритетным инфраструктурным проектом Евросоюза. В конце 2017 года был завершен очередной этап строительства. Начавшаяся в июля прошлого года отсыпка щебня (всего – 1,7 млн тонн) на морское дно в районе Западного волнолома была завершена в октябре. Теперь подрядчики заняты строительством на созданных подводных фундаментах. 

Одновременно с этим идет строительство паромного причала P10, первого из трех запланированных. Для этого потребуется 68 свай - от 17 м до 39 м длиной с диаметром 1400 мм и массой до 27 тонн - которые должны быть размещены с точностью до 10 мм. Подрядчики разработали специальную технологию для решения этой непростой задачи.

Кроме того, после завершения намыва территории – с помощью 4 млн кубометров песка создана территория площадью 65 га – теперешняя фаза работ предполагает уплотнение грунта перед началом собственно строительства паромного терминала и всей необходимой для него инфраструктуры.

По завершении строительства в 2021 году, мощности нового терминала удвоят имеющуюся пропускную способность Кале. Здесь смогут причаливать новые паромы длиной 240 м, что ранее было немыслимым.

Новый терминал совершенно необходим как Франции, так и Соединенному Королевству. По прогнозам, рост паромного трафика между Великобританией и континентом составит 40% к 2030 году. Как отмечают в администрации порта, ситуации в Кале и в Дувре на британском берегу взаимозависимы. Оба порта стоят перед вызовами, связанными с ростом трафика и постоянным увеличением размеров паромов на маршруте Кале – Дувр.

Скандинавия: Дания

Последний из заслуживающих внимания проектов реализуется в Дании: администрация порта Калундборг в партнерстве с компаниями Blue Water Shipping и PWL Port Services строит «новые ворота в Балтику».

На традиционной церемонии, состоявшейся в конце 2017 года, первый камень стройки был позолочен, а затем опущен на дно фьорда Калундборг, где и будет создан новый Западный порт – к февралю 2019 года.

Разработка проекта заняла 10 лет. Площадь будущего порта составит 330 тыс. кв. м. Здесь появится контейнерный терминал и, самое главное, терминал для обработки круизных лайнеров, под который отведут 25 тыс. кв. м портовой площади. С длиной причала в 500 м и глубиной у причальной стенки до 15 м (планируются масштабные дноуглубительные работы) терминал сможет принимать новое поколение круизных судов, которые еще предстоит построить.

Работы выполнят два подрядчика: : NCC Industry отвечает за наземное строительство, а предназначенных для круизных операций. С 500-метровой набережной и глубиной в 15 м, порт планирует быть готовым к поколению круизных кораблей, которые еще предстоит построить.

Есть два подрядчика: NCC Industry, который отвечает за наземное строительство, и компания Wasa Dredging, которая осуществит дноуглубительные работы.

География сыграла ключевую роль при выборе места для будущего порта: Калундборг расположен всего в 15 км от глубоководного Т-образного морского пути, соединяющего Северное и Балтийское моря. От него легко добраться до Копенгагена и международного аэропорта датской столицы, что делает будущую круизную гавань очень привлекательной для круизных линий с точки зрения экономии времени и топлива.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать