Вверх

Кузница кадров морской отрасли страдает от коррупционной схемы

16 октября 2018  

Говорят, чтобы успешно продолжить работу, независимому учебному центру нужно «поделиться» половиной годового дохода, а также ввести в состав руководства «смотрящего», и четыре украинских центра уже согласились на участие в такой схеме. Ильичевский судозавод – исключение.

Кузница кадров морской отрасли страдает от коррупционной схемы

Крупнейший учебный центр страны - Учебно-тренажерный центр Ильичевского судоремонтного завода - простаивает несмотря на многочисленные обращения, в том числе и к народным депутатам. Многие из них просто разводят руками, и откровенно не хотят вмешиваться в борьбу с «вышестоящими».

Фальшивый капитан?

Прошло полгода с того дня, когда Дмитрий Петренко был назначен на должность председателя Госслужбы морского и речного транспорта Украины (далее - Морской администрации). Задачи новосозданного органа обозначены в Постановлении Кабинета Министров Украины №1095 от 06.09.2017. Администрация может заключать международные договоры от имени Украины, обязана контролировать их выполнение по вопросам безопасности судоходства, отвечает за предотвращение загрязнений окружающей среды с судов, под Государственным Флагом Украины. На Морскую администрацию законодательно возложены глобальные функции контроля государства порта за соответствие судов, заходящих в украинские гавани, стандартам безопасности мореплавания. Администрация контролирует навигационно-гидрографическую безопасность страны, проводит расследование аварийных морских происшествий, занимается вопросами борьбы с терроризмом, и, в целом, выполняет более 60 государственных функций, призванных упрочить позиции Украины в глобальном судоходном мире.

В то же время, руководит таким государственным органом человек явно далёкий от морской отрасли и чужой для профессионального сообщества. В отраслевых СМИ фигурирует информация о фальшивом капитанском прошлом Дмитрия Петренко. Он никогда не работал капитаном дальнего плавания, никогда не имел отношения к какой-либо руководящей работе, связанной с морем. Подделка, которая позволила господину Петренко занять пост стала предметом многочисленных обращений в контролирующие органы, к руководителям государства, в том числе предметом открытого письма Президенту Украины и Премьер-министру Украины от представителей бизнеса, общественных объединений и ассоциаций морской отрасли.

Ни одно из этих утверждение господин Петренко не опроверг, не подал в суд на «клеветников», тем самым признав указанную в них информацию.

Единственным подтверждённым «морским» местом для Дмитрия был учебно-тренажерный центр «Альфа-трейнинг», где будущий руководитель отрасли работал целых 3  месяца. В «Альфа-трейнинг» Дмитрий понял, что прибыльной морской сферой в Украине является подготовка и дипломирование моряков и из 60 важный функций Администрации взялся за то, что ближе, понятней и доходней.  

Проверка на проверку

Тем временем полтора года стоит без работы Учебно-тренажерный центр Ильичевского судоремонтного завода. Сотрудникам центра – немногим оставшимся отечественным профессионалам - выплачивается зарплата, а бюджетам всех уровней - соответствующие налоговые отчисления. При этом обучение моряков и плавсостава приостановлено. Причина такого положения проста - заводу не выдают Протокол о соответствии центра требованиям Международной конвенции про подготовку и дипломирование моряков и несение вахты 1978 года, необходимый для проведения профобучения. Вместо этого, завод получил уведомление Государственной службы по безопасности на транспорте об отказе в выдаче упомянутого протокола, которым, по совершенно надуманным причинам, ему отказано в выдаче указанного Протокола.

В Одесском окружном апелляционном суде уже находится иск о противоправности такого решения Государственной службы по безопасности на транспорте. Однако, повторная проверка завода уже представителями Морской администрации (как правопреемником Государственной службы) состоится не менее чем через 6 месяцев, а значит, завод опять потеряет драгоценное время на работу. Об объективности проверяющих также говорить не приходится.

Таким образом, крупнейший учебный центр страны простаивает несмотря на многочисленные обращения, в том числе и к народным депутатам. Многие из них просто разводят руками, и откровенно не хотят вмешиваться в борьбу с «вышестоящими». «Ну сами посудите, если я встану на вашу защиту, завтра у меня начнутся проблемы. И кто тогда поможет мне?», - говорит один из народных избранников.

Коллектив завода неоднократно обращался за помощью к губернатору Одесской области Максиму Степанова, но дальше разговора с помощником дело не дошло. Не помогли и обращения в общественное объединение «Бізнес-Варта» и Украинский институт будущего. Проблему искусственного препятствования работе учебно-тренажёрного центра обсуждали члены недавно созданной Морской палаты Украины, Народные депутаты Украины.

Кузница кадров

Учебно-тренажерный центр Ильичевского судоремонтного завода был создан 66 лет назад и сегодня он основная кузница кадров для завода. Токари, сварщики, сборщики проходят профессиональное обучение и сразу вливаются в цикл производства. То есть завод готовит кадры, прежде всего, для собственных нужд крупнейшего судоремонтного предприятия в стране. При этом, с завода ежедневно уходят минимум 5 сотрудников, которые уезжают искать лучшей судьбы в соседней Польше и других странах Евросоюза. Это опытные профессионалы высокой квалификации, обладающие колоссальным опытом. На их место приходят сегодняшние выпускники центра. Вернее – не приходят. А значит, в ближайшее время - если замкнутый круг оттока кадров не остановить - завод просто прекратит существование. Банально, не хватит специалистов для выполнения работ, для ремонта украинского флота (в 2017 году на заводе отремонтировали 100 судов, в том числе фрегат «Гетман Сагайдачный» для вооруженных сил Украины), для пополнения фондов местного и государственного бюджетов. Ильичевский СРЗ просто перестанет быть градообразующим предприятием города.

Преимущества тесной связки учебно-тренажёрного центра и судоремонтного завода очевидны. Ученики центра получают практику на буксирах, в доках, на симуляторах и плавсредствах завода, в сварочных мастерских и на водных полигонах завода. Ни один другой центр в Украине не может похвастаться такой базой. Однако, похоже, такое положение вещей не укладывается в схему нового главы Морской администрации.

Черный флаг

Ранее обучение, дипломирование и регистрация украинских моряков были независимыми функциями. Обучением занимались различные учебные заведения. Проверкой знаний - Инспекция по подготовке и дипломированию моряков, регистрацией – Государственный Реестр документов моряков Украины, выдачей паспортов и свидетельств моряков – службы капитанов морских портов. Сегодня же создаётся монопольная система, при которой вся система подготовки плавсостава, обучения, проверки знаний и выдачи документов будущих моряков будет замкнута в одних «государственных» руках.

Подчинение капитаний портов сегодня последний «элемент борьбы» разных группировок в министерстве инфраструктуры. Поговаривают, что для того, чтобы успешно продолжить работу, независимому учебному центру нужно «поделиться» половиной годового дохода и ввести в состав руководства «смотрящего» и 4 украинских центра уже согласились на участие в такой схеме. Ильичевский судозавод – исключение. По самым скромным подсчётам, рынок такой коррупции может ежегодно составлять 5-10 млн гривен только от одного учебного центра. И когда система будет сосредоточена в одних руках – вот тогда начнётся настоящее, говоря простым языком «обилечивание» и выдача дипломов всем желающим.

Создаваемая коррупционная монополия – будущая раковая опухоль, метастазы которой распространятся на весь организм украинской морской отрасли. Если в ситуацию не вмешается высшее руководство страны в лице Президента Украины Петра Порошенко и Премьер-министра Владимира Гройсмана, уже через несколько месяцев украинские моряки не смогут обновить квалификацию, подтвердить дипломы. За этим следует – невозможность выполнить свои контрактные обязательства перед крюингами. Что Премьер-министр и Министр инфраструктуры Украины ответят тысячам моряков, которые не смогут уйти в рейс и будут вынуждены терять зарплату и квалификацию? Что авторы «схемы» ответят их семьям?

Если верить статистике, то в Украине более 300 тысяч моряков, которым нужно регулярно обновлять свои документы. А раз все карты – в одной руке, кто может гарантировать, что через год у нас вместо 300 тысяч не окажется 500 тысяч или миллион липовых специалистов с липовыми дипломами?

Редакция сайта «Порты Украины» обратилась за комментариями к Дмитрию Петренко, но ответов пока не получила.

Алексей Трембицкий, Одесса

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать