Вверх

Маршрутизация поставок зерна в порты Украины

26 июня 2019   Валентина Михайлова

Темпы роста экспорта зерна явно опережают темпы роста перевозок по железной дороге. «Укрзализныця» отстает. Об этом свидетельствуют цифры. Если четыре года назад УЗ возила в порты около 80% зерна, то три года назад – 67%. В 2018 году – до 63%.

Маршрутизация поставок зерна в порты Украины

Причин на то у железнодорожников много.  Одна из больших сложностей – собрать зерно с линейных элеваторов,  разбросанных по всем полям страны, и сформировать полноценный состав. Понятно, что прогоны вагонов к мелким зернохранилищам – это дополнительные простои, расходы  ресурсов, снижение вагонооборота.  Можно выстроить логистику с использованием современных цифровых технологий таким образом, чтобы ускорить процесс доставки и минимизировать затраты. А можно, как настаивает монополист «Укрзализныця», сосредоточиться на обслуживании только нескольких крупных элеваторов, заняться так называемой маршрутизацией – гонять составы по определенным маршрутам с четким расписанием. Таким образом, например, можно частично решить вопрос нехватки локомотивов.

Года четыре назад, когда термин «маршрутизация» применительно к зерну только появился на слуху, слово сказала наука, и оно было опубликовано на страницах нашего журнала.  Сравнивая успешный опыт США с желанием внедрить этот способ в нашей стране, специалисты Днепропетровского национального университета железнодорожного транспорта показали, что добиться эффективности от тотальной маршрутизации в Украине невозможно. Для этого нашим полям не хватает американских масштабов, расстояний. Кроме того,  разбросанная по побережью портовая инфраструктура не приспособлена к этому.

По подсчетам ученых, для эффективной и бесперебойной доставки зерна  маршрутами к портам только на Одесском железнодорожном узле надо создать мощности для единовременного накопления на 1 млн тонн зерна. Иначе доставка зерна на существующие портовые терминалы съест весь эффект от маршрутизации. Либо придется сосредоточиться на работе только с ограниченным числом крупных элеваторов и терминалов. Это приведет к монополизации рынка как на полях, так и на море. При этом не будет решена проблема доставки урожая со всех полей страны, ведь подавляющее большинство линейных элеваторов Украины не имеют нужных параметров для маршрутизации.

Но со временем в «Укрзализныце» все напористее стали настаивать именно на тотальной маршрутизации, чему свидетельствует обсуждение этого вопроса на различных конференциях,  встречах, которые состоялись в конце мая 2019 года в Одессе в ходе Транспортной недели.

Доводы директора департамента стратегического развития и инвестиционной политики АО «Укрзализныця» Антона Саболевского, который участвовал в панельной дискуссии на конференции «Грейн Юкрейн 2019», звучали так. По сути, в Украине две железные дороги, одна перевозит 97% всех грузов, вторая, обслуживающая  80 тыс. км (читай  разбросанные по стране линейные элеваторы), перевозит всего 3%. УЗ приходится финансировать содержание этой структуры. Зачем? Что нам важнее, задавал риторические вопросы выступающий, иметь элеватор, который грузит 5 вагонов в месяц, и субсидировать его за счет железной дороги? Нам важна рентабельность, а всем участникам рынка – ускорение при доставке груза.

Для сравнения была приведена статистика. На формирование/расформирование вагона при маршрутной отправке уходит на трое суток меньше, чем при  повагонной отправке. Исходя из этого, в УЗ считают, что маршруты справятся с поставкой всего объема экспорта.

С расчетами, которыми УЗ аргументирует отказ обслуживать мелкие линейные элеваторы, не согласен заместитель генерального директора по логистике ТД «Дельта Вилмар» Валерий Ткачев:

«Сегодня в Украине примерно 1 тыс. сертифицированных зерновых складов, 800 из них имеют доступ к железной дороге.  «Укрзализныця» в  приоритетном порядке отдает локомотивы и зерновозы только 77 маршрутным станциям. Таким образом, 90% элеваторов, а это 90% сельхозпроизводителей, просто отрезаны от железнодорожной  инфраструктуры.

Маршрутные станции расположены неравномерно по территории Украины.  36 станций из 77 находятся на Юго-Западной железной дороге, 19 – на Южной, 12 – в Одесской. На Приднепровской, Донецкой – по одной, на Львовской – пять. Но ведь зерно производят во всех областях Украины.

Другой  важный момент: на 77 маршрутных станциях находятся элеваторы пяти-шести агроигроков, и они в итоге монополизируют рынок зерна.  Я как представитель средней компании  выступаю против. Пока есть конкуренция, рынок, зерновой в том числе, развивается».

Николай Мирошниченко, директор по логистике компании Kernel, самого большого зерновозовладельца в Украине, тоже не сторонник тотального отказа от привычной системы доставки грузов. У этой компании есть опыт маршрутизации. Совместно с «Укрзализницей» она осуществляет пилотный проект «Нитки графика» – маршрутные отправки зерновых по графику. Реализация этого проекта уже показала эффект. Средний оборот вагона составил пять-шесть дней, в два раза быстрее нынешнего стандарта для УЗ.  

«Но мы, обладая неплохим числом маршрутных элеваторов – 10 процентов от их общей мощности в Украине, – говорил  Николай Мирошниченко, – не можем утверждать, что весь свой бизнес мы можем делать только через них. Мы не можем отказаться от других линейных элеваторов. И это является проблемой. Надо решать, как эффективно выезжать с немаршрутных элеваторов».

Компания Kernel запустила первую в Украине онлайн-платформу для совместного осуществления железнодорожных перевозок Transithub. Предлагается в режиме онлайн информировать участников рынка относительно логистики перевозок «Кернел» для формирования ступенчатых общих сборных маршрутов.

Идея хорошая, но ограничена рамками частной компании. Участники рынка утверждают: чтобы продвинуть идею общих ступенчатых  маршрутов и сделать ее привлекательной для всех игроков агробизнеса, нужно пересмотреть тарификацию, сделать сборные маршруты  дешевле. Но этот вопрос в ведении УЗ. Она пока не планирует интегрировать частную онлайн-платформу  в свои программы, вообще не планирует подобные проекты.

Тем не менее, выступление представителя Kernel на разных площадках Транспортной недели было довольно оптимистично: «Мы приветствуем встречные инициативы. Практика показывает, совместно с «Укрзализныцей» можно решать проблемы».

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать