Вверх

Модель порт-лендлорд: что предложил Украине Всемирный банк

23 декабря 2019   Андрей Муравский

Недавно команда аналитиков Всемирного банка презентовала чиновникам и представителям портовой отрасли результаты своего исследования «Про усовершенствование управления портовой отраслью Украины».

Модель порт-лендлорд: что предложил Украине Всемирный банк

Основной посыл, который аналитики сделали присутствующим на презентации, это то, что необходимо внедрить в Украине модель управления порт-лендлорд, которая показала свою эффективность в Антверпене, Роттердаме, Сингапуре. Обеспечить это должна, по их мнению, Администрация морских портов Украины.

 «Необходимо приблизить украинские порты к модели порт-лендлорд с предоставлением Администрации морских портов необходимых полномочий для системной координации планирования пользования портовыми землями и комплексного развития портовых территорий", - сказал во время презентации ведущий экономист по вопросам транспорта Всемирного банка Луи Бланкас.

Аналитики Всемирного банка подчеркивают, что внедрение модели порт-лендлорд улучшит условия для привлечения частных инвестиций. Что, в свою очередь, усилит позиции Украины как страны-экспортера продовольственных товаров и продукции ГМК на мировом рынке. Потому, что сейчас управление портами не «не укладывается ни в одну из четырех классических моделей функционирования портовой отрасли».

В качестве примера приводится порт Пивденный, где перспективные участки для застройки принадлежат различным органам местной власти, областной администрации и частному бизнесу.

«Мы неэффективно используем припортовые территории, которые используются большим количеством экономических агентов. Предыдущее правительство передавало землю, по-сути, спекулянтам. И в том же Южном мы не можем использовать потенциал на полную мощность. Там есть пустые земельные участки, которые не используются», - подтвердил глава АМПУ Райвис Вецкаганс.

Вопрос перспективного развития земель в портах и на прилегающей территории может стать существенным сдерживающим фактором при дальнейшей реализации проектов государственно-частного партнерства и привлечения инвестиций для модернизации инфраструктуры, отметили консультанты Всемирного банка.

Перспективы внедрения модели обговорили с присутствующими в зале представителями отрасли. «Если бы лет 27 назад, когда правительство эти земли контролировало, пришел Всемирный банк и предложил такую модель, то можно было бы ее внедрить. Сейчас в портах Украины есть десятки собственников. Кто из них захочет теперь утратить контроль? Создание дополнительного органа, собственника только уменьшит привлекательность для инвесторов. У АМПУ нет совершенного опыта управления землями», - высказал свое мнение директор ZIM в Украине Андрей Кузьменко. «Разве отсутствие такого механизма помешало Украине стать крупнейшим экспортером зерна? Порты были модернизированы, и мы достигли результатов без нее. Боюсь, эта модель красиво смотрится в учебниках, но маловероятно, что она подойдет для Украины», - добавил он.

«Около 90% контейнерных терминалов мира и наиболее успешные и крупные мировые терминалы работают по этой модели. Не думаю, что это отпугнет инвесторов. Наоборот – это привлечет наиболее успешных мировых трейдеров. Для них эта будет понятная модель, они смогут планировать вместе с портовой администрацией расширение мощностей. Как это делать без контроля над землей? Портовый орган сможет дать план, который позволит осуществлять долгосрочное планирование каждому инвестору. Государство возьмет на себя те риски, которые ранее перекладывало на инвесторов. В том числе – и для концессионеров, чтобы они в последствии не имели проблем с присоединением к инфраструктуре и т.д.», - возразил на это  Луи Бланкас.

Заместитель председателя набсовета АМПУ Патрик Верхувен отметил, что модель порт-лендлорд необходимо адаптировать с учетом украинской специфики. "Речь не идет об изменении существующих земельных правоотношений в порту. Внедрение новой модели требует лишь консолидации возможностей администрации порта по управлению, планированию и развитию портовых территорий", - сказал он.

 «Украине нужен свой набор инструментов, который позволит привлечь инвестиции. Ключевой шаг – показать, что инвесторы получат, отдав контроль над землей, показать преимущество в рамках этой модели. Например, снижение стоимости капитала. Он ведь не теряет возможность управления. Это не будет модель из учебника – это будет эксперементальный путь», - подчеркнул Луи Бланкас.

«Инвесторы хотят увидеть генеральный план развития конкретного порта. Мы говорим не столько о владении землей, а о консолидированном контроле над ней. Нужно продумать, как избежать оттока концессионеров, которых наоборот может отпугнуть отсутствие понятной модели», - добавила ведущий экономист по вопросам транспорта Всемирного банка Годзе Исик.

«Представители Всемирного банка дали нам множество разных моделей, из которых нужно было что-то выбрать. Модель ленд-лорд – это вызов для нас. Мы не говорим сейчас о том, что забираем у частных инвесторов земли. В будущем очень важно, чтобы собственники грузов имели преимущество от модели. Иначе не будет стратегии и развития портов», - отметил Райвис. И спрогнозировал, что с внедрением такой модели действующие отношения с владельцами земли должны улучшиться. «Будет портовый совет. В новом законопроекте полномочия у них становятся шире и представители местных властей входят в этот совет. Нам важно в таких советах иметь разных представителей. Припортовые территории будут использоваться более эффективно», - сказал Вецкаганс.

По его словам, сегодня у Украины есть практически единственный шанс принять эту модель. «Если этот парламент не примет эту модель, то она уже и не будет прията никогда. Так что у нас есть четыре года», - сказал глава АМПУ. «Но три года назад, когда мы только начинали, у нас не было такой вовлеченности местных властей и госорганов, как сейчас», - добавил он. Вецкаганс верит, что позитивное решение будет принято. «Мы можем посмотреть на проведение концессий. Было много версий, но в конце концов у нас есть закон «Про концессию», - сказал он.

Министр инфраструктуры Украины Владислав Криклий отметил, что для повышения эффективности управления государственными активами в ноябре 2019 Министерство инфраструктуры обнародовало законопроект «О корпоратизации Администрации морских портов Украины». «Это решение позволит госпредприятию в перспективе реорганизоваться в акционерное общество. Проект Корпоративной стратегии АМПУ до 2025 года предусматривает приближения к признанной в мире модели управления портами - порт-лендлорд. Это выход государства из стивидорной деятельности и внедрение интегрированного подхода к землевладению и землепользованию в портах», - сказал он.

Райвис Вецкаганс сообщил, что сначала в Украине в 2013 году произошло отделение административных функций от стивидорной деятельности и создание АМПУ, теперь же необходимо «перейти от балансодержателя до компании, которая развивает порты и повышать качество услуг».

«У нас вызовы – это ограниченность территорий портов, устаревшее оборудование, низкий уровень полномочий по управлению портовыми территориями, высокий уровень портовых сборов, слабые возможности в организации государственно-частного партнерства. Так что мы должны пройти корпоратизацию, чтобы наши услуги были более высокого качества. Мы слушаем рекомендации рынка относительно этого. Мы переходим к корпоративному госпредприятию, акционерной государственной компании. Если мы перейдем к такой модели, будет легче принимать решения. Вы знаете, как трудно пройти согласование годового финплана в Кабмине. Далее переходим к модели ленд-лорд», - рассказал глава АМПУ.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать