Вверх

На чем зарабатывает Админстрация речных портов - интервью

23 января 2018   Андрей Муравский

Директор «Администрации речных портов Украины» Сергей Бомчак о том, почему госкомпанию не устраивает оценка стоимости ее гидросооружений, какие конфликты возникают с частниками и можно ли заработать на «социальных» перевозках – в интервью «Портам Украины».

На чем зарабатывает Админстрация речных портов - интервью

фото: ports.com.ua

С Сергеем Бомчаком мы встретились в начале января. Самое время обсудить, как прошел для «речников» навигационный сезон. Кроме того, как раз исполнилось два года, как Сергей Иванович возглавил предприятие.

ГП «Администрация речных портов» было создано в 2005 году для содержания речных гидротехнических сооружений и эффективного использования их и другого госимущества, которое не вошло в уставные фонды речных портов. АРП не только содержит гидросооружения, контролирует строительство, ремонт и модернизацию, но и перевозит пассажиров речным транспортом, сдает суда в бербоут-чартер, предоставляет услуги  по буксировке, погрузке и разгрузке грузов.

Не секрет, что вся речная инфраструктура в Украине уже довольно таки изношена: шлюзы, причалы и т.д. Насколько изношена та часть, которая на балансе именно у администрации?

У нас на балансе 176 гидросооружений, в основном причалы, 29 единиц – защитные сооружения. Причалы и гидросооружения изношены на 65-75%. На ремонт инфраструктуры Администрация речных портов тратит те средства, которые сами зарабатывает. Мы – государственное предприятие, но коммерческое. Получаем плату за стоянку суден у наших причалов, сдаем суда в бербоут-чартер, есть поступления от коммерческих и так называемых социальных перевозок. Несколько объектов мы привели в порядок. Например, отремонтировали перед открытием пассажирского рейса из румынского Фетешти в Киев причалы в столице Украины, в Каневе и в Николаеве. Этот круизный рейс был запущен в мае прошлого года, стал ходить круизный теплоход «Принцесса Днепра». Впрочем, на все необходимые работы заработанного не хватает, и для исправления этой ситуации и нужен профильных закон о внутренних водных путях.

Если будет «речной» закон и увеличатся объемы грузоперевозок по рекам, насколько инфраструктура готова к таким нагрузкам?

Грузоперевозки по рекам увеличиваются постепенно. В прошлом году они составили 8 млн. тонн. Так что и ремонты тоже делаются постепенно, будет рост перевозок – будут и новые этапы ремонтных работ. В целом инфраструктура готова, хотя и требует модернизации. Речную инфраструктуру необходимо развивать. Надеемся, что этому поспособствует принятие закона о ВВП, который определяет источники компенсации инвестиций, вложенных компаниями в стратегические инфраструктурные объекты на реках.

Частный бизнес и сам строил новые причалы. Кто дает разрешение на строительство? С вами согласовывается?

Пока таких причалов – единицы. Мы фиксируем эти данные. Но с нами строительство не согласовывается. Есть закон о регулировании градостроительной деятельности, а начало строительства – это через Государственную архитектурно-строительную инспекцию.

Частник посчитал, что все проходящие суда должны становиться у его причалов и платить за стоянку.

А насколько хорошо у АРП складываются отношения с бизнесом? Ведь с одной стороны, он заинтересован в том, чтобы инфраструктура, которой он пользуется, была в хорошем состоянии, а с другой – всегда ведь хочется уменьшить расходы?

У нас 37 контрагентов и их количество растет. Но есть некоторые аспекты, из-за которых возникают споры. Придя в АРП, я увидел, что есть возможность пересмотреть условия оплаты за использование гидросооружений.

Некоторые частные компании не платят за сервитут, используя при этом гидротехнические сооружения государственной формы собственности и получая соответствующий доход. Решения судов об установлении сервитута предусматривают плату в виде фиксированного процента от стоимости имущества. Для этого нужно было сделать его оценку.

Согласно законодательству, мы провели на сайте центра электронных торгов аукцион, чтобы определить независимого оценщика госимущества, по оценке которого будет оплачиваться сервитут. После проведения торгов мы заключили соответствующий договор. В мае 2016 года получили оценку 39 объектов, большая часть которых – грузовые причалы в Запорожье, Днепре, Херсоне, Николаеве и в Херсонской и Николаевской областях. Общая сумма оценки этих объектов составила чуть больше 14,6 млн грн. По курсу на момент оценки, 23.88 грн., это было около $612 тыс. 

Например, причалы в Херсоне были оценены в $64 тыс. Между тем, по результатам предыдущей оценки причалов в Херсоне, проведенной в 2006 году, они оценивались в $209 тис. при курсе пять гривен за доллар, а по результатам судебной экспертизы, проведенной профильным институтом в 2016 году, оценка этих причалов составила $808 тис.

Мы хотим переоценку. Обратились за рецензией на оценку в ФГИ, но у него долго якобы не хватало специалистов. Хотя на сайте ФГИ есть информация о проведенных его специалистами рецензиях и виде имущества, а именно что они проводят рецензии оценок автомобиля «Ланос», помещения 60 кв. м и т.д. У нас около 40 объектов стратегического имущества, а они не могли найти на это возможности.

Более 40% нашего дохода – плата за стоянку, более 45% – перевозки пассажиров

Есть сложности с доступом к некоторым гидросооружениям, которые у нас на балансе, когда между ними и рекой есть частные земельные участки. А также конфликт интересов с одним из речных портов, где частник почему-то посчитал, что все проходящие суда должны становиться у его причалов и платить за стоянку ему, при чем – в валюте. Хотя на самом деле идти к причалу не обязательно, и пограничники и таможенники могут подойти к судну на катере. Этот вопрос сейчас решается.

Когда вы возглавили АРП, отмечали, что на балансе администрации числится очень старые суда, которые необходимо списать. А те, которые списывать не нужно, хотели сдать бэрбоут-чартер «по обоснованным и выгодным тарифам». Расскажите, чего удалось достичь в этом направлении.

У нас 44 пассажирских судна, а также причальные понтоны, которыми обеспечиваются социальные перевозки в Херсоне, Запорожье, Днепропетровске, Николаеве.

В 2016 году мы сделали капитальный ремонт четырех пассажирских теплоходов, еще пять – в прошлом году. За два года мы запустили теплоходы ОМ-103 и ОМ-104 на морских прибрежных линиях в Херсонской области, еще четыре – в Киеве и Херсоне. Есть договоренности, что если судовладельцы круизных теплоходов привозят своими теплоходами река-море по Дунаю из Австрии и т.д. иностранных туристов, то в Херсоне мы их пересаживаем на наши теплоходы, которые их будут возить к местам «зеленого туризма».

Пять теплоходов мы отдали в бербоут-чартер Херсонскому горсовету, оптимизировав расходы на социальные перевозки. Мы сократили расходы на содержание команды, не покупаем топливо. Раньше местные власти только покрывали расходы на перевозку льготных категорий граждан.

Открыли пассажирские перевозки в Николаеве, запустив теплоход «Хирург Юрженко». Спрос хороший, хотим поставить в работу еще одно судно.

Министр инфраструктуры как-то говорил, что вы приняли АРП в долгах, «был отключен свет и крыша едва держалась». Насколько удалось, как говорится, «поднять» предприятие и за счет чего?

В 2015 у госпредприятия был убыток 1 млн. 203 тыс. грн. Мы начали планомерно ремонтировать флот, который есть у нас на балансе. И уже по итогу 2017 года имеем прибыль. Если посмотреть на наши показатели, то, к примеру, в 2017 году более 40% нашего дохода – это плата за стоянку и швартовку, 9% – чартер. Более 45% мы заработали на перевозках пассажиров.

Перевозка пассажиров приносит прибыль?

Да, но нам разрешено работать с доходностью не более 7%. Например, в том году местные советы перечислили: в Херсоне – около миллиона, 2 млн. 124 тысячи в Запорожье и около полу миллиона – в Днепре, Николаев – 1 млн. 280 тис. В 2018 году мы хотим еще организовать сообщение в Очакове с Кинбурской Косой. Но у нас это будут действительно социальные перевозки, билет стоит не 150 гривен, как это у частных компаний, а с куда более доступной ценой. То, что частные компании называют социальными перевозками, ими назвать нельзя.

А возможности еще увеличить доходы есть?

Мы готовы к сотрудничеству, планомерно восстанавливаем флот и организовываем новые линии пассажирских перевозок. Также большой потенциал есть у причалов на внутренних водных путях, многие из которых остаются невостребованными.

Кроме того, мы поднимаем вопросы об изменении некоторых регуляторных актов, касающихся оплаты за документы на ГТС на внутренних водных путях и речной флот. Мы изучили соответствующие нормативные акты и видим, что требования к ним должны быть иные, чем те, которые предъявляются на море, к международным перевозкам. Внесение таких изменений позволит значительно сократить расходы. По нашим подсчетам – по крайней мере до 500 тыс. гривен.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать

Качественной журналистике нужна ваша поддержка