Вверх

Намыть миллиард: «за» и «против» решения АМПУ модернизировать дноуглубительный флот

05 февраля 2019   Андрей Муравский, Максим Баженов

Решение АМПУ направить 1,2 млрд грн на модернизацию собственного дноуглубительного флота на портовом рынке восприняли критично. Участники рынка подозревают, что за их отчисления создается очередная схема распила. Ведь дноуглублинем должны заниматься компании, для которых это профильный бизнес. К тому же, АМПУ никогда не хватит денег, чтобы уйти от аутсорсинга

Намыть миллиард: «за» и «против» решения АМПУ модернизировать дноуглубительный флот

ГП «Администрация морских портов Украины» планирует в 2019 году увеличить сумму инвестиций в ремонт судов собственного дноуглубительного флота. Так, на ремонт судов, которые передало на баланс «Дноуглубительного флота» другое госпредприятие, ГПВП «Укрводшлях», планируется выделить 270 млн грн, что в 2,7 раза больше по сравнению с прошлым годом. Кроме того, государственное предприятие планирует потратить 950 млн грн на закупку трех лоцманских катеров, землесоса и промерочных катеров. Так что общая сумма инвестиций в развитие собственного флота, согласно словам и.о. председателя АМПУ Райвиса Вецкаганса, в текущем году должна составить аж 1,22 млрд грн.

Это заявление вызвало неоднозначную реакцию портового сообщества и «смежников». Так, крупнейшие стивидоры и инвесторы отрасли, которые платят множество сборов и, в частности, финансируют дноуглубительные работы, к «аппетитам» АМПУ отнеслись с подозрением и считают эту инициативу нецелесообразной. Что и понятно: дноуглубительный флот, который есть у государства, довольно старый и изношенный. Его ремонт требует значительных средств, но при этом нет гарантии, что он действительно будет проводиться в полном объеме, а не фиктивно. Да и будут ли суда после ремонта намного эффективнее и не проиграют ли более современному флоту частников, которые специализируются на дноуглублении — тоже вопрос, ведь для этого нужна очень затратная модернизация.

Гендиректор группы терминалов ТИС, совладелец MV Cargo Андрей Ставницер выразил мнение, что планы АМПУ по закупке собственного дноуглубительного флота приведут лишь к «распилу» государственных денег. «Надеюсь, Владимир Омелян (министр инфраструктуры — ред.), Кабинет министров и более силовые органы это заблокируют. Это же чистый распил!», — написал он на своей странице в Facebook.

Ставницер напомнил, что у госкомпаний уже был собственный флот для дноуглубления, и эта практика оказалась неэффективной. «Ни в одной стране мира не действуют государственные дноуглубители», — отметил предприниматель. Он также добавил, что ТИС отчисляет около $50 млн портовых сборов в год, и эти деньги не должны попасть в руки коррупционеров.

Опрос: Нужен ли АМПУ собственный дноуглубительный флот?

Большинство участников рынка морских перевозок придерживаются того же мнения и отмечают, что государство показало себя неэффективным собственником в морской отрасли. «Полностью согласен. Государство неэффективно в бизнесе. Задача государства — прозрачно собирать налоги и прозрачно их распределять и тратить. Остальное все от лукавого», — прокомментировал совладелец Risoil S.A. Шота Хаджишвили. «Инвестиции АМПУ в собственный флот не оправданы — нужно инвестировать в причалы, а не во флот. АМПУ должна создать условия для бизнеса, который сможет купить или построить флот. Для этого нужно работать, а не пилить», — уверен он.

Инвестиции АМПУ в собственный флот не оправданы — нужно инвестировать в причалы, а не во флот.

Экс-заместитель министра инфраструктуры (2015-2016 годы) Юрий Васьков высказал журналистам мнение, что инвестировать в собственный дноуглубительный флот государству смысла нет. А тем более ремонтировать старый, «себестоимость которого достаточно высока, и затем эти суда будут на себя оттягивать значительные средства на поддержку и ремонт». С его точки зрения, у АМПУ дноуглубительный флот должен быть в минимальном количестве, необходимом для проведения аварийных и поддерживающих глубины работ.

«Периодически возникают ситуации, когда тендера или отменялись правоохранительными органами, или вовремя не проводились из-за отсутствия участников или наличия нарушений при тендерах, и возникала необходимость срочно исключать аварийные ситуации и доказывать глубины до паспортных. В этих случаях очень хорошо работали земснаряды собственного флота АМПУ «Ингульский» и «Меотида». Для таких случаев собственный флот полезен, так же как и полезно иметь собственные ремонтно-строительные участки в портах, которые могут оперативно решить аварийную ситуацию, на железной дороге, отремонтировать автомобильную дорогу и т.д. Но подчеркиваю, это только текущая поддержка и аварийный ремонт. Для всего прочего, как создания новых операционных акваторий глубоководных портов, дноуглубления значительных объемов, строительства каналов и т.д. нужно привлекать флот через аутсорсинг», — объясняет он.

АМПУ никогда не хватит денег, чтобы уйти от аутсорсинга

"Если покупая собственный дноуглубительных флот пытаются уйти от больших подрядчиков в глубоководных акваториях, то это нереально — АМПУ никогда не хватит денег, чтобы уйти от аутсорсинга. Вспомните количество флота китайской компании, которая занималась дноуглублением в морских портах «Южный» и «Черноморск» — там десятки единиц флота, каждая единица стоит десятки миллионов долларов", — добавил он.

В то же время, корабелы и судоремонтники одобряют увеличение финансирования, что также понятно, ведь для заводов это будущая прибыль. Так что президент Ассоциации «Укрсудпром» Виктор Лисицкий называет намерение ГП «АМПУ» развивать собственный флот важным положительным сигналом. «1,2 млрд грн — на самом деле очень небольшая сумма для создания высокоэффективного портового флота. Только лоцманские катера стоят сотни миллионов гривен. Поэтому я считаю, что это на самом деле небольшие деньги для решения первоочередных задач. В конечном счете АМПУ получит пополнение своего флота, хоть и не такое большое, как хотелось бы. Для этого нужно потратить не один миллиард, а несколько лет по миллиарду», — отмечает он.

Положительно Лисицкий оценивает и создание флота на балансе именно госпредприятия. По его словам, развитие собственного флота является не только элементом реализации государственной политики, но и способно обернутся прибылью в будущем: «Лоцманские катера не должны быть в частных руках — это государственный инструмент. Землесос и промерочные катера также должны быть в руках государства, и государство должно научиться использовать эту технику, чтобы поднять состояние Днепра до тех уровней, которые были 30 лет назад — чтобы эта река стала пригодной для перевозки грузов. Если у нас Днепр заработает по-настоящему, и по нему можно будет беспрепятственно перевозить — то это вернется сторицей. Потому что перевозки по воде — самые дешевые в мире».

Генеральный директор ЧГМА «Инфлот» Ольга Бронецкая придерживается нейтральной точки зрения, отмечая лишь, что дноуглублением в украинских портах должны заниматься отечественные компании, чтобы не вымывать деньги из страны. «Не важно какой — частный или государственный, но дноуглубительный флот должен быть свой, украинский. Не привыкайте к китайскому. Это так унизительно, — отмечает она. — Тендера эти на дноуглубление с коррупционными скандалами. И никто не чувствует, что это унижение. Старые моряки вымерли, а молодежь думает, что так и должно быть. Но не должно».

С ней согласен декан факультета эксплуатации технических систем на водном транспорте Киевского института водного транспорта Алексей Семин. «Не возражаю против частного дноглубительного флота, но искренне желаю, чтобы это был украинский дноуглубительный флот. Деньги должны оставаться в Украине», — подчеркивает он.

Операционный директор ProZorro.Продажи, советник министра инфраструктуры Андрей Мотовиловец более категоричен: «Задача АМПУ — собирать деньги и обслуживать причалы и акватории. Строительство причалов и дноуглубительные работы могут выполнять частные компании, для которых это профильный бизнес и они могут участвовать на аукционах по всему миру».

Строительство причалов и дноуглубительные работы могут выполнять частные компании, для которых это профильный бизнес

Начальник отдела стратегического планирования и развития ГП «АМПУ» Владимир Шемаев, в свою очередь, называет модернизацию и обновление собственного флота АМПУ залогом безопасности мореплавания на портовых акваториях и в каналах, обеспечение которой является одной из задач Администрации морпортов. «Нельзя на 100% зависеть только от частных компаний-подрядчиков, ведь обеспечение и поддержание глубин — вопрос национальной экономической безопасности, которая реализуется через обеспечение необходимых инфраструктурных условий для субъектов внешнеторговой сферы», — подчеркивает он.

При этом, как уверяет Шемаев, у АМПУ есть четкое понимание, что собственными силами она может поддерживать паспортные глубины в акваториях морпортов, морских каналах и на внутренних водных путях. А вот все сложные проекты, связанные с созданием новых глубин (капитальные проекты строительства) должны выполнять самые лучшие и самые эффективные из мировых компаний, как это уже происходит в течение последних двух лет. Ежегодное поддержание глубин очень актуально, а «хозйственный способ» обходится гораздо дешевле подряда, подчеркивает он.

Если одна и та же государственная компания является и заказчиком услуг, и исполнителем, это открывает простор для злоупотреблений.

Впрочем, и здесь у бизнеса остаются вопросы. Ведь если одна и та же государственная компания является и заказчиком услуг, и исполнителем, это открывает простор для злоупотреблений. Кроме того, государственная компания может выполнять работы и дешевле, чем частник, но при этом рентабельность уменьшается, и дальнейший ремонт и содержание флота опять-таки финансируется за счет частного бизнеса, который платит сборы.

К тому же, ремонт и модернизация государственного флота зависима от годового финплана. В этом году, например, общая сумма капитальных инвестиций АМПУ зависит от того, будет ли повышена норма отчисления чистой прибыли госпредприятий до 90%, как этого хочет Министерство финансов Украины.

«Это сложная тема. Много возмущения как при проведении тендеров, так и при доминировании госкомпаний. Не говорю о том, что там что-то не так, но что ни тендер — то возмущение. А госфлот тоже плохо, ибо монополия. Но УЗ тоже монополия, хоть и естественная. В итоге и так плохо, и так плохо. Все довольны не будут. Объективно репозиционирование международного флота это большие деньги, плюс админиздержки. Есть азовские порты, и международные дноуглубители там сейчас точно не захотят работать. К тому же, таким компаниям нужны большие объемы работ. То есть, наше должно быть дешевле, но контроль должен быть. В идеале должен быть независимый контроль, возможно, общественный», — резюмирует директор по развитию компании Stark Shipping Андрей Соколов.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать