Вверх

Наследие командора: как Жак Сааде создавал третью контейнерную линию мира

31 августа 2018   Марк Шевченко

Жак Р. Сааде, скончавшийся в июне этого года, оставил яркий след в отрасли морских перевозок. «Порты Украины» решили вспомнить, как это происходило

Наследие командора: как Жак Сааде создавал третью контейнерную линию мира

Основатель и президент судоходной компании CMA CGM Жак Сааде оставил после себя третью по величине контейнерную линию мира. CMA CGM является одним из крупнейших — наряду с Cosco — клиентов одесского терминала «Бруклин-Киев», а также его инвестором.

Ценности

Характеристики CMA CGM во многом определяются тем, что это семейная компания. В своей статье об особенностях ведения семейного бизнеса Аймер Дьюимилл пару лет тому назад написал: «Его поддержал сын Родольф, ныне исполнительный директор Группы, и дочь Таня, глава отдела коммуникаций и Совета директоров. Жак Сааде привержен человеческим ценностям, которые традиционно лежат в основе управления семейными компаниями… Хотя семейная компания не обязательно должна спасти капитализм в целом, одно доказано вполне: семейный дух может спасти компанию».

Отношение CMA CGM к бизнесу привлекло внимание британских аналитиков из Lloyd’s List. В своем выпуске от 11 июля 2011 года британская газета, признанный авторитет в судоходной отрасли, подчеркнула тот факт, что «при поддержке крепкой семьи Жак Р. Сааде во время кризиса боролся изо всех сил, удерживая кредиторов в страхе, жонглируя заказами и перестановками в рамках имеющегося флота. Он имел мужество отклонить предложения нескольких потенциальных инвесторов, желавших заполучить партнера, который не станет вмешиваться в вопросы управления компанией».

По мнению этих британских аналитиков, упорство Сааде окупилось — CMA CGM Group с тех пор вернулась к прибылям. Ежедневная французская финансовая газета Les Echos написала: «Многие наблюдатели полагали, что CMA CGM не оправится от потерь, понесенных в период кризиса, но Жак Р. Сааде всегда знал, что его компания выживет».

Этапы пути

Жак Р. Сааде родился 7 февраля 1937 года в ливанском городе Триполи. Он окончил Лондонскую школу экономики в 1957 году и унаследовал бизнес после смерти отца — ряд предприятий в Сирии по производству табака, хлопковых семян, оливкового масла и прочего.

Следуя советам отца, Сааде прошел стажировку в Нью-Йорке, где учился всему необходимому для предпринимательства в области судоходства. Именно здесь он познакомился с контейнером, который американская армия использовала во время войны во Вьетнаме для перевозки, в частности, военных грузов. В своей статье, опубликованной в Les Echos, Сааде рассказал: «Я подумал, что контейнер — отличный способ транспортировки товаров — легкой и быстрой».

Гражданская война 1978 года в Ливане заставила Сааде переехать в Марсель. Здесь 13 сентября того же года вместе со своим братом Джонни он открыл Compagnie maritime d’affrètement (CMA). Вначале компания оперировала сервисами между Марселем, Бейрутом и сирийскими портами. Сааде говорил: «Я мечтал о море. Марсель прекрасен, а море здесь немного похоже на то, что я видел в Бейруте».

Позднее между Жаком Сааде и его братом Джонни возникли трения. После непростых семейных разбирательств Жак возглавил компанию в одиночестве.

В 1983 году Сааде принял решение о расширении операций компании, продлив сервисы через Суэцкий канал до порта Мина-Кабус в Оманском заливе. Жак Сааде пытался подготовить СМА к броску на Дальний Восток, чтобы дать своему детищу конкурентные преимущества перед другими перевозчиками.

В 1986 году, заметив, что объемы перевозок из Азии постоянно растут, Сааде решил выйти на азиатские рынки, наконец продлив сервисы компании до Дальнего Востока, включая японские порты. В 1992 году он лично посетил Китай, чтобы открыть первый региональный офис компании в Шанхае. Развитие компании на азиатском рынке было поручено тогда Джону Вангу, профессору Шанхайского морского университета.

В 1996 году Жак Сааде приобрел CGM (Compagnie Générale Maritime) после того, как она была приватизирована. Через два года, в 1998 году, СМА приобрела национальную австралийскую линию ANL. В следующем году произошло окончательное слияние CMA и CGM, в результате чего появилась CMA CGM Group.

В 2006 году Сааде завершил сделку по приобретению DELMAS, и CMA CGM Group стала третьей по величине судоходной группой в мире. Три дополнительных приобретения были сделаны в 2007 году: в Группу вошли китайская компания Cheng Lie Navigation Ltd, U.S. Lines и COMANAV.

В апреле 2008 года CMA CGM на условиях 50-процентного участия вошла в проект нового контейнерного терминала «Бруклин-Киев Порт» на базе причалов №№42-43 в Одесском морском порту. С ее помощью терминал был оборудован двумя контейнерными перегружателями ZPMC грузоподъемностью 50 тонн каждый. И уже в октябре 2008 года принял первое судно.

Кризис и триумф

В разгар кризиса 2009 года судоходная индустрия находилась в плачевном состоянии. Жак Р. Сааде при поддержке своего сына Родольфа Сааде и дочери Тани сделал все, чтобы удержать Группу от развала. Он был убежден, что сектор контейнерного транспорта оправится. В 2010 году CMA CGM подписала соглашение с семейной промышленной турецкой группой YILDIRIM. Соглашение позволило Группе укрепить свою финансовую структуру и обеспечить финансирование своих инвестиционных программ. В частности, были осуществлены вложения в строительство трех первых 16-тысячников Группы: CMA CGM Marco Polo, CMA CGM Alexander Von Humbold и CMA CGM Jules Verne. Инаугурацию последнего из названных суден в июне 2013 года посетил Франсуа Олланд — впервые с 1962 года, когда на аналогичном событии присутствовал президент Французской республики. Напомним, что в 2013 году CMA CGM Jules Verne считался флагманом флота компании.

В 2011 году Сааде построил штаб-квартиру Группы в Марселе, 33-этажное здание CMA CGM Tower, созданное по проекту Захи Хадида. Его высота составляет 147 м. Подчеркнем, что CMA CGM Group является крупнейшим работодателем города, обеспечивая занятость 2400 человек персонала.

В 2015 году президент Франции и Жак Сааде встретились вновь — на этот раз на инаугурации контейнеровоза CMA CGM Bougainville в порту Гавра.

В 2017 году Жак Сааде назначил своего сына Родольфа Сааде главным исполнительным директором CMA CGM Group. В том же году Жак Сааде назначил его председателем и генеральным директором CMA CGM, взяв на себя функции председателя-учредителя контейнерной линии (Founder Chairman).

Жак Сааде скончался 24 июня 2018 года в возрасте 81 года. Отдавая должное отцу-основателю, представители компании заявили: «Жак Р. Сааде посвятил свою жизнь CMA CGM. Экстраординарный провидец и предприниматель, он превратил Группу в мирового лидера в области морских контейнерных перевозок, основав отделения компании в более чем 160 странах».

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать