Вверх

Нефтепровод Одесса-Броды: что мешает реализации проекта

19 июля 2016   Максим Гардус

Президенты Украины и Азербайджана заявили о возрождении проекта поставок нефти по трубопроводу Одесса-Броды в восточную Европу. Мы разобрались, что нужно сделать для реализации этого проекта.

Нефтепровод Одесса-Броды: что мешает реализации проекта

Президенты Украины и Азербайджана заявили о возрождении проекта поставок каспийской нефти по трубопроводу Одесса-Броды в восточную Европу. Но для реального начала нужно найти нефть, инвесторов, подрядчиков достройки и покупателей. Несмотря на то, что в порту Южный заявили, что по глубинам готовы принимать танкеры типа «Афрамакс», для воплощения идеи в жизнь еще очень много предстоит сделать. Мы разобрались, что нужно сделать для реализации столь амбициозного проекта.

История диверсификации времен Кучмы

Нефтепровод начали строить в 1996-м году как альтернативу российским маршрутам поставок азербайджанской нефти в Европу. Проект был органичной частью политики «разновекторности» президента Леонида Кучмы. В рамках этого направления Кучма пытался добиться диверсификации в энергетической отрасли ради уменьшения влияния России. Для этого активно развивались отношения с кавказкими и среднеазиатскими республиками. Это было одним из основных заданий «Организации за демократию и экономическое развитие», ГУУАМ. В нее входили Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан и Молдавия.

Строительство прошло достаточно быстро и обошлось не слишком дорого. Трубопровод эксплуатационной длинной 667 км и проектной мощностью 14,5 млн тонн нефти в год построили за 6 лет — до 2002 года. Затраты на сооружение составили 550 млн грн ($100 млн ) по тогдашнему курсу.

Сложности и реверс

Изначально предполагалось сооружение смычки украинского участка и польской трубопроводной системы в виде постройки трубы Броды-Полоцк. 12 июля 2004 года «Укртранснефтью» и PERN Przyjazń для привлечения инвестиций для проектирования и достройки нефтепровода была создана компания ООО «Межгосударственное трубопроводное предприятие «Сарматия». Но достройка не произошла. Украина не смогла заручиться гарантиями компаний-поставщиков нефти. А без этих гарантий не получалось найти финансирование украино-польского участка.

Наконец летом 2004-го было найдено применение трубе. Поскольку она была соединена с нефтепроводом «Дружба», ее можно было использовать в «реверсном» направлении — с севера на юг — для транзита российской нефти и ее отгрузки из порта «Южный». Условия были довольно выгодными для Украины. Российско-британская ТНК-BP обязалась в 2005–2007 годах прокачивать по трубопроводу около 9 млн т нефти «Urals» в год. Причем прибыль от этих поставок оценивалась в $92 млн: постройка окупалась уже в первый год. Вдобавок, ТНК-ВР давала оператору украинского участка «Укртранснафте» товарный кредит в виде 450 тыс. т нефти ($108 млн) под 8% годовых. Кстати, кредит удалось досрочно погасить уже в 2006 году.

После Майдана новый президент Виктор Ющенко и премьер-министр Юлия Тимошенко сделали множество заявлений о скором прекращении реверса, успехах в поиске инвесторов, скором начале стройки, подписании меморандумов о поставках нефти. Президент Польши Квасьневский неоднократно выступал с аналогичными обещаниями. Однако в реальности никаких работ по сооружению трубопровода Броды-Плоцк протяженностью 490 км никогда не было.

«Приватный» период

В 2009 произошел переход «Укртранснафты» под влияние группы «Приват» Коломойского–Боголюбова путем назначения главой правления Александра Лазорко, бывшего руководителя Дрогобычского НПЗ (НПК «Галичина»). Ныне он находится в розыске и по сообщениям СМИ скрывается в Лондоне от украинского правосудия.

С его приходом УТН перестала прокачивать нефть по маршруту Лисичанск – Кременчуг – Одесский НПЗ. В результате тогдашний собственник ОНПЗ («ЛУКОЙЛ») был вынужден остановить производство, так как  другие маршруты поставок нефти на Одесский НПЗ существенно снижали рентабельность. «ЛУКОЙЛ» 1 ноября 2009 г. возобновил поставки нефти на НПЗ по МНП «Дружба» по маршруту граница Беларуси – граница Украины – Броды – Одесса. И обещал перекачивать 2 млн т нефти в год. Но украинская сторона была неумолима. И в 2010-м реверс закончился вообще. Якобы ради возрождения аверсного режима.

В рамках аверсных планов был заключен 2-летний контракт на поставки венесуэльской и азербайджанской нефти в Беларусь. Запланированные объемы были вдвое ниже реверсных. И лишь 27 % проектной мощности. Но реальность была еще более печальной.

Была инициирована попытка заполнить нефтепровод нефтью марки Azeri Light с проектами снабжения Мозырского НПЗ и возможностью поставки нефти на НПЗ в Дрогобыче и Надворной, а также с последующими возможными поставками нефти этой марки на европейские заводы. Компания «БНК» в 2011–2012 годах должна была поставить не менее 8 млн тонн нефти (по 4 млн тонн в год) марки Azeri Light на МНТ «Южный» для последующей прокачки этой нефти на Мозырский НПЗ по маршруту «Южный – Броды – Мозырь» в режиме «качай, или плати». Из запланированных 4 млн тонн в 2011 году поставлено и прокачано было только порядка 900 тыс. тонн. При этом был дополнительно подписан договор компенсации качественных потерь, поскольку «БНК» поставляла в «Южный» Azeri Light, а в Мозыре из нефтепровода вытеснялась нефть Urals, которая считается более дешевым сортом нефти. На поставленном объеме вышло, что УТН должна компенсировать «БНК» за потерю качества более $31 млн. А общая выручка за транспортировку —  всего $8 млн. Убыток от грандиозного аверсного проекта составил $23 млн. И проблема не решена: УТН имеет нефть Azeri Light в нефтепроводе,  но имеет также открытую проблему во взаиморасчетах с «БНК».

Но эксперимент не был напрасным: «ЛУКОЙЛ» был вынужден прекратить производство на Одесском НПЗ, одном из конкурентов Кременчугского НПЗ (принадлежит все тому же «Привату» Коломойского).

Изрядно испортила реноме проекта также история с транспортировкой нефти в Чехию. «Укртранснафта» в 2011 году обязалась прокачать  экспериментальную партию нефти (300 тыс. тонн), закупленной у Азербайджана для НПЗ в Чехии. Но в реальности не справилась с этой задачей. По мнению экспертов Словакия сорвала этот проект под давлением «Роснефти», не дав разрешение на транспортировку нефти по своей территории. Так или иначе, нефть переработали на украинских НПЗ. А госпредприятие получило убыток от эксперимента в 416 млн гривен.

В 2013-м с планами спасения злополучного нефтепровода выступил собственник ВЕТЭК Сергей Курченко. ВЕТЭК с лета 2013 г. обсуждал с «Транснефтью» возможность возобновления поставок нефти на ОНПЗ по «Дружбе». Общий объем поставок должен был составить около 3 млн т. В декабре 2013-го ВЕТЭК информировал «Транснефть» о том, что проводит мероприятия по вытеснению из магистрального Одесса – Броды азербайджанской нефти для организации прокачки нефти сорта Urals в реверсном режиме. Правда, скептики утверждали, что целью этой деятельности было переработка технологической нефти на Одесском НПЗ, перешедшем от «ЛУКОЙЛА» к ВЕТЭКу. Однако второй Майдан сорвал реализацию планов, какими бы они не были.

Новая история

В 2014–16-м нефтепровод простаивал. Более того, пользуясь политическим хаосом, весной 2014-го Лазорко приказал откачать технологическую нефть в резервуары «Привата». Сделано это было под предлогом спасения государственных ресурсов от сепаратистов на востоке, хотя одновременно была выкачана нефть и из нефтепроводов на западе страны, в частности из нефтепровода «Дружба», что впоследствии обернулось большими проблемами для единственной прибыльной магистрали компании. В итоге 385,4 тыс. т нефти были размещены в емкостях компаний «НПК-Галичина», «Укртатнафта» и «Нефтехимик Прикарпатья». Эйфория от спасения нефти быстро сменилась суровой реальностью. С февраля 2015 г. все три завода установили тариф на хранение 6,4 грн за 1 т в день, или $100 тыс. в день. Хотя государство выиграло все суды и разорвало все контракты, «Приват» нефть так и не вернул.

Иран заинтересован в транспортировке нефти по трубопроводу Одесса-Броды — об этом сообщил министр энергетики и угольной промышленности Игорь Насалик на заседании 29 апреля. Правда, логистическую и экономическую составляющую маршрута министр с тех пор так и не пояснил.

В июне 2016-го президент Азербайджана Ильхам Алиев в ходе совместной пресс-конференции с президентом Украины Петром Порошенко заявил: «Мы очень серьезно обсудили вопрос реализации проекта Одесса-Броды и дали поручение возродить этот проект». Он отметил, что Азербайджан поставляет на европейский рынок очень большие объемы своей нефти и также становится транзитным государством для стран, находящихся на восточном побережье Каспийского моря. Поэтому, по словам президента, восстановление этого проекта создает очень хорошие возможности.

Перспектива и техническая готовность

Технически Украина принять нефть может. «Перспективу вижу положительную, и она реальная. Вопрос рассматривается ещё с прошлого года. Весь вопрос стоял в размерах портовых сборов и снижении затрат на логистику», — пояснил глава порта «Южный» Максим Широков. — «Порт однозначно готов и по глубинам и по осадкам принимать танкеры типа «Афрамакс». «Укртранснафта», насколько мы знаем, тоже готова».

Эксперты  позитивно оценивают перспективу запуска Одесса-Броды. «Это очень позитивный сигнал всему рынку и шанс «Укртранснафты» переломить негативную ситуацию с прокачками нефти. В последние годы систему питает только российская нефть, объемы которой имеют тенденцию к снижению. Проект имеет неплохие перспективы, но для этого еще предстоит немало сделать, так как в проекте участвует много сторон», — считает глава Консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн. — «Эта нефть присутствует в регионе, но поступает туда по морю с последующей прокачкой по нефтепроводам. Речь о новом маршруте этой нефти, более экономном. Спрос на конкурентную по цене нефть будет всегда».

Теоретически, можно обойтись и без достройки. От Мозыря до Плоцка идет три нитки нефтепровода. То есть УТН может транспортировать нефть до Мозыря, а от Мозыря до Плоцка. Но непонятно, интересен ли такой маршрут экономически и не станет ли в результате нефть слишком дорогой.

Еще один вопрос: а есть ли нефть? Ведь вся азербайджанская нефть законтрактована. Так что, для постоянных, а не «экспериментальных» поставок необходимо осваивать новые месторождения, потому что на разрыв уже действующих контрактов Алиев вряд ли пойдет.

Так что, для возобновления проекта следует решить множество политических и экономических вопросов:

  • Есть ли в Азербайджане и Казахстане необходимые объемы нефти?
  • Кто именно и в каком объеме готов покупать нефть в Польше?
  • Кто даст деньги на трубу Броды-Полоцк?
  • Где взять технологическую нефть? Как заставить Коломойского ее отдать?
  • Куда деть консервант, которым завалены трубы сейчас?

Без ответов на эти вопросы политическое заявление о возрождении проекта может так и остаться заявлением — в духе богатой на прожекты эпохи Ющенко.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать