Вверх

Николаевскому морпорту грозит ж/д коллапс

31 мая 2019   Юлия Величко

В результате действий руководства АО «Украинская железная дорога» с 1 июня 2019 года работа Николаевского морского порта может быть парализована

Николаевскому морпорту грозит ж/д коллапс

Работа Николаевского морского порта, занимающего второе место среди портов Украины по объемам перевалки, уже в ближайшее время может быть полностью парализована. Причиной коллапса стали не совсем понятные действия руководства АО «Украинская железная дорога» (далее УЗ) по отношению к частной компании, которая обеспечивает доставку-уборку вагонов для стивидорных компаний.

Суть проблемы

На протяжении последних пяти лет доставку-уборку вагонов по заказу стивидорных компаний в Николаевский морской порт обеспечивает частный оператор - ООО «Сисайд Терминал». На сегодня это единственный в Украине частный оператор, работающий в государственных портах, который сумел эффективно наладить бизнес-процесс и заменить государственного монополиста, используя для этого пути, принадлежащие в том числе АО «Украинская железная дорога». 

Одним из документов, на основании которого такие услуги предоставляются, есть договор сервитута, который каждый год подписывался руководством АО «Украинская железная дорога» по согласованию с АМПУ. Срок договора истекает 31 мая 2019 года.

Для продления договора еще в апреле был собран и подан пакет необходимых документов. Была приглашена и работала специальная комиссия, в которую вошли представители компании «Сисайд Терминал» и специалисты регионального филиала УЗ. Комиссия подписала акт обследования подъездного пути и станции примыкания без существенных замечаний, что на практике обозначает – пути в полном порядке и могут эксплуатироваться в дальнейшем.

Казалось бы, проблем для переподписания договора нет? Но на деле все оказалось не так. Представители УЗ по непонятным причинам начали затягивать процесс, написав письмо руководству компании «Сисайд Терминал» с перечнем претензий, из-за которых договор не может быть подписан.

Первое замечание – это не предоставление компанией «Сисайд Терминал» технических документов на объекты, балансодержателями которых являются… другие юридические лица и которые как к компании, так и к подписанию договора не имеют отношения.

Также был перечислен ряд претензий к состоянию путей и стрелочных переводов на путях, хотя в этом же месяце комиссия УЗ в акте состояние путей признала удовлетворительным и это является достаточным условием для подписания договора.

В перечне претензий также были указаны проблемы с тепловозами, один из которых просто находился в нерабочем парке, а второй даже не получал разрешение для выезда на пути общего пользования в 2019 году. Ну и наконец самый непонятный момент – претензии к ремонтным работам по другим тепловозам, которые согласно данным сотрудников АО «Украинская железная дорога» были просрочены, хотя ни один сотрудник УЗ не осуществлял осмотр их технического состояния.

Компания «Сисайд Терминал» только за 2018 год на ремонт тепловозов потратила более 8 млн грн. И все ремонты проводятся в полном объеме, согласно утвержденному графику. Ведь компания сама заинтересована в рабочем состоянии парка тепловозов: от этого зависит и безопасность людей, и своевременная доставка-уборка вагонов, заказанных стивидорными компаниями. Делать что-то для «галочки» — это навредить самим себе, своей репутации.

Ну и наконец, последний факт: письмо с перечнем претензий от АО «Украинская железная дорога» было отправлено 20 мая, а попало в офис компании «Сисайд Терминал» 28 мая вечером. То есть за три дня до окончания действия договора. Случайность?

Угроза для Николаевского порта

Подобное затягивание процесса переподписания договора, недостоверные факты, называемые в качестве причин для отказа, и нежелание руководства АО «Украинская железная дорога» идти на контакт с компанией «Сисайд Терминал» создают критическую ситуацию для всего Николаевского порта, работа которого уже с 1 июня может быть остановлена. Потому что именно с этого дня тепловозы компании «Сисайд Терминал», без подписанного договора, не смогут выходить на пути общего пользования, а значит и подавать-убирать вагоны стивидорным компаниям для загрузки.

Хотя еще 25 мая АО «Украинская железная дорога» подтвердила количество вагонов, которые будут поданы на станцию «Николаев-Грузовой» в июне, а стивидоры, в свою очередь, спланировали работы по их загрузке. Зачем было проведено подтверждение, если заранее было ясно, что переподписания договора не будет, неизвестно.

Частная компания, работающая без нареканий не один год, столкнулась с настоящим беспределом со стороны государственного монополиста, результаты которого ощутят на себе практически все портовые операторы. Ведь если вопрос не будет урегулирован, а договор не будет подписан, то сколько еще придется ждать стивидорам вагонов? Как утверждают специалисты, процесс ожидания новой компании, которая захочет зайти в порт и начнет предоставлять услуги по подаче-уборке вагонов, может затянуться на несколько месяцев. Именно столько времени потребуется только на согласование всей необходимой документации. Готовы ли стивидорные компании в Николаевском морском порту столько ждать? Вопрос – риторический.

Между тем, руководство Европейской бизнес-ассоциации уже высказало обеспокоенность сложившейся ситуации относительно проблем в Николаевском морском порту и тем, как они могут отразиться на деятельности стивидорных компаний в общем, и на компании «Сисайд Терминал» в частности. Представители ЕБА уже обратились к руководству АО «Украинская железная дорога» с просьбой помочь в решении возникшего вопроса.  

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать