Вверх

От металла к зерну: как выглядит аграрная империя Posco Daewoo

13 февраля 2019   Игорь Гошовский

Корейская Posco Daewoo к 2020-му году намерена увеличить объемы торговли зерном до 8 млн тонн и занять 20%-ю долю импорта продуктов питания Южной Кореи. Ключевую роль в этой стратегии должна сыграть Украина.

От металла к зерну: как выглядит аграрная империя Posco Daewoo

На фото: Kim Young-Sang, President and CEO Posco Daewoo

Posco Daewoo 12 февраля подписала соглашение с украинской компанией Orexim Group о покупке экспортного зернового терминала в Николаеве. Об этом сообщило южнокорейское издание Pulse. По информации издания, после завершения сделки доля Posco Daewoo в зерновом терминале составит 75%.

Завершение строительства терминала ожидается в июле 2019 года. Мощность терминала, который будет отгружать на экспорт в основном кукурузу и пшеницу, составит 2,5 млн тонн в год.

Еще в годовом отчете за 2017 год Posco Daewoo сообщала, что намерена в ближайшее время приобрести в Украине зерновой терминал мощностью 2 млн тонн, который должен стать фундаментом для дальнейшего стабильного роста поставок зерновых. В этом же отчете указано, что по итогам 2017 года компания торговала 3,19 млн тонн зерна (включая рис), при этом на долю Украины приходилось 1,4 млн тонн. При этом в Южную Корею поставлялось 390 тысяч тонн зерновых. Результаты 2018 года пока неизвестны.

Корейская компания открыла украинский офис в 2017 году и последнее время занималась экспортом зерна. Таким образом, после этой сделки Posco Daewoo сможет контролировать всю цепочку поставок зерна, производимого в Украине, и эффективно управлять запасами. Сделка также будет способствовать продовольственной безопасности Кореи. Поставки зерна в эту страну сильно зависят от импорта, при этом самообеспеченность кукурузой и пшеницей составляет всего лишь 1%. Только в 2017 году было импортировано 10 млн тонн кукурузы и 5 млн тонн пшеницы.

От металла к пальмам и зерну

Ранее активность пятой крупнейшей в мире металлургической корпорации POSCO в Украине была связана с интересом к покупке «Запорожстали» (2007-2010 гг.),  а также закупкой железорудного сырья на Полтавском ГОКе. Но после того, как в 2010 году POSCO объединилась с Daewoo, началось сотрудничество и с Korea Rural Community Corporation. Это государственное предприятие, созданное для развития зарубежных поставок продовольствия в Южную Корею. С тех пор агробизнес, а также агротрейдинг стали занимать важное место в бизнесе южнокорейского гиганта.

Аграрные проекты Posco Daewoo отличаются масштабом

Сегодня эта компания является одним из крупнейших в мире транснациональных конгломератов и продолжает расширять деловую империю, которая включает как производство, так и торговлю природными ресурсами, такими как нефть и газ, полезные ископаемые и продукты питания. При этом аграрные проекты Posco Daewoo отличаются масштабом.

Десять лет назад заголовки мировых СМИ шокировали тем, что дочерняя компания Daewoo Logistics под названием Madagascar Future Enterprise Corp. ведет переговоры о предоставлении 99-летней аренды на 1,3 миллиона гектаров пахотных земель Мадагаскара - почти половину всей пахотной земли острова. Корейцы намеревались выращивать кукурузу и пальму для производства кормов и биотоплива с дальнейшими поставками этой продукции в Южную Корею.

На фото: аграрная империя Posco Daewoo. Источник: grain.org

В сентябре 2011 года Posco Daewoo открыла бизнес по производству пальмового масла в Индонезии (преимущественно в политически нестабильной провинции острова Папуа). С тех пор количество плантаций  пальм, действующих в Папуа, увеличилось ошеломляющими темпами. В Индонезии по данным СМИ Daewoo управляет 34 тыс. гектар пальмовых насаждений.

Расширение агробизнеса Daewoo не ограничивается деятельностью в сегменте пальмового масла. Компания инвестирует в объекты зерновой инфраструктуры, фокусируясь на пшенице, кукурузе, сое и рисе.

Корпорация имеет два крупных зерновых терминала: один в Мьянме, а другой - теперь в Украине. Мьянма играет ключевую роль в расширении бизнеса Daewoo с тех пор, как компания оправилась от банкротства в 1999 году и в 2004 году открыла газовое месторождение в этой стране. В 2017 году Daewoo получила одобрение правительства Мьянмы на строительство и эксплуатацию терминала по переработке риса.

За 21 миллион долларов США Posco Daewoo строит терминал в Тванте, прибрежном городе между портом Янгон и основным рисовым районом Мьянмы в округе Иравади. В пресс-релизе компания сообщает, что проект позволит  продавать рис в Европе, на Ближнем Востоке, в Африке, Китае и России.

В Украине

В 2017 году Posco Daewoo также продолжила расширять свою деятельность в сфере агробизнеса, открыв представительство в Украине. В годовом отчете южнокорейской компании сказано, что закупка зерна в Украине началась после подписания Меморандума о взаимопонимании с Fedcom Invest. Благодаря этому торговля зерном выросла с 840 тысяч тонн в 2015 году до 2,77 млн тонн в 2016 году.

C открытых источников известно, что Fedcom invest принадлежит предпринимателю Алексею Федорычеву. На странице бизнесмена в linkedin сообщается, что в 2016 году его компания отгрузила более 5 миллионов тонн зерна в Бангладеш, Малайзию, Саудовскую Аравию и Вьетнам.

Еще в сентябре 2016 года представители Posco Daewoo посетили Ильичевский морской порт (теперь – Черноморск). Особый интерес у корейской стороны вызвала возможность развития второго терминала с использованием причалов № 7,8,9. Корейцы рассматривали эту территорию как перспективную площадь для строительства комплекса по перевалке зерновых грузов и продуктов их переработки.

Впрочем, с государством корейцы пока решили не связываться и остановили свой выбор на Orexim Group. Эта компания входит в десятку крупнейших частных портовых операторов Украины по версии журнала «Порты Украины».

Группа компаний OREXIM начала свою деятельность в 2004 году с компании «Продэкспортконтракт», которая занималась трейдинговыми операциями и экспортом украинской сельхозпродукции. Отгрузку на экспорт предприятие осуществляло с использованием чужих мощностей, у его учредителей возникла идея построить свой морской терминал для перегрузки растительных масел и мелассы — побочного продукта сахарного производства, который применяется в спиртовой, пищевой промышленности, в производстве комбикормов и охотно покупается многими странами.

В 2008 году сессия Николаевского горсовета дала добро на сооружение перегрузочного терминала ООО «Эвери» на территории бывшего комбината «Алые паруса» в Николаеве. Первая отгрузка на суда на новом терминале состоялась 28 марта 2010 года.

В течение 2008-2010 годов были построены и введены в эксплуатацию первые очереди терминала «Эвери», с которого осуществляется через Николаевский морской торговый порт экспорт наливных грузов. 2011 год ознаменовался приобретением зернового склада, расположенного в Николаевском речном порту, а 2012 год — приобретением ООО «Стивидорная инвестиционная компания», работающего в Николаевском морском торговом порту.

Основными активами группы сегодня являются морской перегрузочный терминал «Эвери» в Николаевском морском порту и Николаевский комбинат хлебопродуктов (приобретен в 2016 году). С начала деятельности в 2004 году группа инвестировала в развитие более $100 млн.

Orexim Group в феврале 2018 года привлекла кредит Черноморского банка торговли и развития (ЧБТР) в размере €31 млн на реконструкцию и модернизацию ЧАО «Николаевский комбинат хлебопродуктов». Планировалось, что после модернизации годовая мощность перевалки на предприятии составит 2 млн тонн, емкость складов увеличится с 60 тыс. тонн до 150 тыс. тонн. Введение в строй модернизированного терминала должно было состояться в 2018 году, но было перенесено на более поздний срок.

Пока неизвестно, остались ли у корейцев интерес к терминалу в порту Черноморска, а также будут ли они и в дальнейшем проявлять инициативу в вопросах концессии СК "Ольвия". Однако, в отчетах Posco Daewoo четко сказано, что к 2020-му году компания намерена увеличить объемы торговли зерном до 8 млн тонн и занять 20%-ю долю импорта продуктов питания Южной Кореи. Без дальнейших инвестиций в Украину этой цели достичь не удастся.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать