Вверх

Перестроили порт на импорт — интервью директора ГП «МТП «Южный»

12 марта 2018   Елена Бессарабова

Руководитель ГП «Морской торговый порт «Южный» Виталий Жуковский в интервью журналу «Порты Украины» о DP World, росте импорта и планах на пять лет

Перестроили порт на импорт — интервью директора ГП «МТП «Южный»

На сайте публикуем выдержки из интервью – полный текст читайте в печатной версии журнала

О грузах

В 2015 году наше госпредприятие на 90% было загружено рудой, которая экспортировалась из Украины. Уже во втором полугодии 2016 года мы почувствовали результаты падения грузопотока. Объемы экспорта резко сократились. Для загрузки предприятия необходимо было привлекать альтернативные виды грузов.

30 декабря 2016 года, когда меня назначили руководителем ГП «МТП «Южный», передо мной поставили задачу – заполнить вакуум, образовавшийся в результате экономического кризиса, и стабилизировать грузопоток за счет расширения новой номенклатуры и грузов, доля которых до этого была незначительной. Над этим мы работали в 2017 году, в итоге он стал для нас годом не только руды, но и импортного угля, металлопроката, чугуна, зерновых (шрота и сои). О перспективности намеченного пути говорит рост в 4-м квартале грузооборота на 39,4% – до 2,72 млн тонн.

Несмотря на всю сложность ситуации, в 2017 году мы обработали 11,58 млн тонн грузов. «Южный» стал лидером по объемам перевалки грузов среди государственных стивидорных предприятий Украины, в том числе по объемам переработки импорта.

Доля экспортной руды упала до 62% (всего 7,2 млн тонн). Значительно выросла переработка импортного угля для украинских ТЭС и металлургических комбинатов – на 53% (плюс 2,9 млн тонн). Это удалось сделать, благодаря наличию мощных кранов и глубоководных причалов. И, конечно, немаловажной причиной роста перевалки стала закупка импортного угля для ТЭС страны и изменение логистики грузовладельцев.

Об импорте

Никогда раньше наше предприятие не обрабатывало столько импорта, ведь технологии порта рассчитаны на экспорт. Мы перестроились, используя исключительно те средства производства, которые были у нас в руках. Существенно обновили парк техники и организовали работу с железной дорогой. Сегодня мощностей достаточно, чтобы обрабатывать все объемы, по которым заключены контракты.

Никогда раньше наше предприятие не обрабатывало столько импорта, ведь технологии порта рассчитаны на экспорт.

Но при этом не следует забывать, что, увеличивая импорт, порт снижает возможности для экспорта, который с точки зрения экономики выгодней предприятию. Импорт к тому же требует дополнительных затрат на технику и работу специалистов, из-за чего нам пришлось поднять стоимость перевалки импортных грузов.

О глубинах

В ноябре 2017 года в трюмы балкера типа capesize Conquistador было загружено свыше 203 220 тонн железорудного концентрата. Это самый большой показатель прошлого года. Это на 182 тонн больше, чем при погрузке в декабре 2017 года кейпсайза Xanadu, и на 1298 тонн больше, чем в апреле (судно Pink Sands). Суточная норма составила 26 221 тонну.

Как вы знаете, реализованы проекты по дноуглублению, за что мы благодарны Администрации морских портов и филиалу «Южный». Теперь глубина подходного канала и у причальной стенки в ГП «МТП «Южный» – наше неоспоримое преимущество. Она позволяет загружать до полной осадки (18,5 м) суда типа кейпсайз. 

В 2017 году предприятие приняло 75 балкеров тоннажем свыше 175 тыс. тонн. Около 60% из их числа были обработаны (разгружены/загружены) государственным портовым оператором. Продуктивность наших портальных кранов Tukan, например, в июле при разгрузке угля из ЮАР, составила 1000 тонн/час, а среднесуточная скорость разгрузки судна достигла 34,6 тыс. тонн. Это очень хороший показатель. В дальнейшем, конечно же, планируем увеличивать интенсивность, обновлять крановый парк и проводить модернизацию инфраструктуры. Планы у порта амбициозные.

О планах

Стратегический план развития предприятия сроком на пять лет составляли специалисты ГП. Он согласован и утвержден по процедуре Министерства инфраструктуры и Кабмина. Один из наиболее значимых долгосрочных проектов, рассчитанный до 2028 года, – строительство специализированного перегрузочного комплекса навалочных грузов. Именно он должен обеспечить наращивание объемов обработки порта до 34 млн тонн в год. Из них 24 млн тонн экспортных и 10 млн тонн – импортных грузов.

Проект будет реализован в три очереди. Будет выполнено строительство железнодорожного грузового фронта, двух размораживающих устройств, станций разгрузки/загрузки вагонов, новых конвейерных линий, реконструкцию причалов №5-8. Общая стоимость объекта в соответствии с разработанной проектно-сметной документацией и экспертным отчетом составит более 4,8 млрд гривен. Кроме того, в 2018 году планируется построить склад грузов открытого хранения. Реализация этого проекта обеспечит предприятие дополнительными площадками, что в свою очередь даст возможность наращивать перевалку.

В течение трех лет ГП планирует заменить шесть портальных кранов на краны большей мощности (1200-1450 т/час). Использование новой техники должно в три раза повысить эффективность работы в грейферном режиме, а также ускорить процесс погрузки/разгрузки судов. ТЭО этого проекта, как первая стадия его реализации, уже подготовлено и прошло госэкспертизу.

Предусматривается укрепление стенок причалов №5-6 с увеличением глубин возле них с 19 м до 21 м. Причалы №7-8 будут реконструированы для обеспечения глубин у стенки до 17м. В целом это позволит обрабатывать у причалов крупнотоннажные суда грузоподъемностью 260 тыс. тонн. Уже существует ТЭО этой работы. В соответствии с законодательством, документ прошел госэкспертизу.

О буксирах и DP World

Портовый флот ГП «МТП «Южный», а это шесть современных буксиров, сегодня обеспечивает треть буксировочных работ в порту «Южный», а также безопасное прохождение ледовой кампании в акватории лимана. Доход от его деятельности в 2017 году достиг 144 млн гривен, что на 35% больше, чем в 2016 году. Наши буксиры выполняют не только работы по постановке судов, которые обрабатываются у причалов нашего предприятия, но и выполняют заявки других операторов.

Украинская компания LB Shipping, приобретенная DP World, привлекает наши буксиры на условиях договоров подряда. В 2017 году дополнительный доход от сотрудничества с ней составил около 3 млн гривен. Собственно, заказать друг у друга буксирные услуги в случае необходимости – обычная практика. Например, во время ремонта буксира мы также можем привлечь технику других компаний.

Рынок буксирных услуг сегодня свободный и открытый. Конкуренция присутствует. Судовладелец сам выбирает, с кем работать. Исходя из цены и качества.

На сайте публикуем выдержки из интервью – полный текст читайте в печатной версии журнала

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать