Вверх

Перевалка органического зерна: инфраструктура и перспективы

26 апреля 2018   Андрей Муравский

В портах Украины ожидается рост специализированных мощностей для перевалки органического зерна – груз спецефический и требует особых условий перевалки.

Перевалка органического зерна: инфраструктура и перспективы

Уже в обозримом будущем в портах Украины ожидается рост специализированных мощностей для перевалки органического зерна – груз спецефический, так что требует не только особых условий выращивания, но и особых условий перевалки. Как говорят участники рынка, сейчас основные перевалочные мощности находятся в Херсонской области, которая является лидером по экспорту органической продукции в Украине. Но при росте экспорта их не хватит.

Если посмотреть на объем экспорта органических продуктов, то в сравнении с экспортом «традиционных» зерновых,  которые исчисляются в миллионах, цифры не впечатляют. По подсчетам ИА «АПК-Информ», в прошлом году за рубеж было отправлено 207 тыс. тонн зерновых, масличных и продуктов их переработки. (в 2016 году было экспортировано 165 тыс. тонн органической продукции). Доля зерновых культур (пшеница, кукуруза и т.д.) по итогам 2017г. составила 66%, масличных – 22%. Остальное – крупы, мука, жмых и т.д.

По данным Офиса поддержки реформ при МинАПК, год назад площадь сельскохозземель с органическим статусом и статусом переходного периода составила 381,173 тыс. Га, это около 1%. от общей площади сельскохозяйственных земель. Лидируют Одесская, Херсонская, Днепропетровская и Житомирская области.

Тем не менее, фермеры решаются на выращивание такой продукции из-за высокой рентабельности. Хотя это бизнес ориентированый на долгосрочную перспективу, и на быструю прибыль рассчитывать не стоит. Сертифицировано около 300 органических сельскохозяйственных производителей.

А стивидоров, в свою очередь, привлекает возможность занять нишу в условиях ужесточения конкуренции – мощности зерновых терминалов в портах превышают потребности рынка. Тем более, что стоимость перевалки органического зерна выше, чем зерна «классического».

«Некоторые сертифицированные терминалы находятся в общем пользовании нескольких органических трейдеров, что сосредоточены на Юге Украины, но этого все равно не достаточно для перевалки таких обьемов органики. В связи с этим пара-тройка трейдинговых компаний используют собственные сертифицированные под органик терминалы, на которые другим органическим операторам рынка доступ категорически воспрещен», – говорит эксперт по органическому трейдингу Мария Махновец.

Поскольку на рынке органики появляются крупные игроки, а холдинги постепенно переводят свои земли под органическое сельское хозяйство, вопрос постройки органических терминалов в обозримом будущем может стать достаточно острым. И бизнес реагирует на это.

«Наш терминал традиционно переваливает органику. Объемы перевалки достигали 80 тыс. тонн в год.  В последние  три-четыре года объемы перевалки органической продукции значительно  уменьшились, но мы рассматриваем органическое зерно как перспективный груз, которого будет больше, и понадобятся специализированные мощности для перевалки. Поэтому уже сегодня мы перестраиваем комплекс и отводим непосредственно под органику обособленную часть территории, инфраструктуру  и выделенный причал, которые позволят гарантировать не пересечение потоков органической и неорганической  продукции. Мы надеемся, что такой специализированный и сертифицированный комплекс позволит объединить несколько потенциальных отправителей органики, что будет выгодно как терминалу, так и экспортерам», – рассказал «Портам Украины» гендиректор «Максигрейн-Украина» Сергей Кривко. У компании в Херсоне есть 14 складов закрытого хранения, общей вместимостью 44 тыс.тонн и два силоса по 3 тыс. тонн.

Комплекс по перевалке и переработке исключительно органического зерна намеревается построить в течение ближайших двух лет в Ренийском морском порту (в свободной экономической зоне) компания «Био-Лайн-Рени». Ожидается, что грузопоток масличных и зерновых грузов в порт  составит 120 тыс. тонн в год. Продукция предприятия будет направляться в страны Европы. К слову, по информации «Портов Украины», уже сегодня по Дунаю аграрии отправляют партии органического зерна в Австрию.

Уже в этом году должно начаться строительство зернового склада емкостью 6 тыс. тонн. На втором этапе планируется возведение маслозавода по переработке подсолнечника и сои. По подсчетам «Био-Лайн-Рени», строительство склада обойдется в  11,5 млн грн., завода – в 28,5 млн грн. Комплекса будет построен согласно органическим стандартам и правилам Европейского Союза.

Как уточняет пресс-служба ГП «Администрация морских портов Украины», инвестпроект прошел все необходимые согласования и экспертизы и его реализация предусмотрена новой редакцией «Плана развития Ренийского морского порта на кратко-, средне-, долгосрочную перспективу», которую АМПУ утвердила. Но пока строительные работы еще не начаты.

Органическое зерно выгодно отправлять именно водным транспортом, говорит Мария Махновец. «Процесс перегрузки органического зерна должен быть отслеживаемым. И при каждой манипуляции с грузом должен присутствовать и контролировать процесс специалист   органа сертификации или независимый сюрвеер, работу которых нужно оплаичвать соответственно. Перевозки ж/д транспортом не всегда являются самым выгодным по затратам вариантом.При перевозках определенной органической продукции (в т.ч. зерновых, масличных и продуктов их переработки) автотранспортом, ж/д и контейнерами необходимо перед экспортом и во время импрта в ЕС осуществлять анализ каждой партии продукции, согласно установок Еврокомиссии о дополнительных мерах контроля продукции происхождением из Украины (и др. стран). Разные страны ЕС интерпретируют понитяе «партия» по своему. Это может быть одна машина (контейнер), а может быть и несколько. Стоимость анализов достигает иногда   €1000 а то и больше на каждые 21-23 тонн продукции. В то же время, по правилам GAFTА, регулирующим морские перевозки, анализировать и делать композит необходимо только из каждых 500 тонн продукции, поставляемой морским судном насыпью», – объясняет она.

Органическое зерно не должно контактировать с традиционным. Оно не хранится в зерновых «банках», чтобы легче контролировать даже партии от разных хозяйств. Обычно под органическое зерно отводятся и модернизируюся склады, расположенные недалеко от морского терминала или же на территории порта. Они проходят необходимую сертификацию. Судовые партии обічноне превышают 6000 тонн – потому что большие партии сложнее отследить, а органика в первую очередь это про качество а не про количество. Так что часть такого груза идет и в контейнерах.

«Судовыми партиями укринскую органическую продукцию закупают в основном Нидерланды, Германия, Великобритания, Италия, Австрия, Дания, Испания, Бельгия, Францияи другие.. При чем из Нидерландов трейдеры через морские порты импортируют зерно во многие страны мира, это мировой трейдинговый хаб», – говорит Мария Махновец.

«В то же время, украинские трейдеры и производители интересуются рынком органической продукции США и Канады В США украинцы в основном экспортируют контейнерами органическую сою, твердую пшеницу, ячмень, льняное масло. Канада благодаря ЗСТ с Украиной стала еще доступнее украинским органическим экспортерам и они постепенно осваивают этот рынок», – отмечает она.

Директор ООО «Органик Стандарт» (орган, осуществляющий инспекцию и сертификацию органического производства в Украине) Сергей Галашевский к рынкам, которые осваивают украинские производители органической продукции, добавляет Испанию, Швецию, Норвегию и ОАЭ. По его прогнозам, уровень экспорта органической продукции в 2018 году сохранится на уровне прошлого года, возможен только незначительный рост.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать

Качественной журналистике нужна ваша поддержка