Вверх

Перспективы подготовки и трудоустройства моряков

07 марта 2018  

Могут ли украинские учебные заведения нарастить выпуск плавсостава и насколько

Перспективы подготовки и трудоустройства моряков

Из выступления ректора Национального университета «Одесская морская академия» Михаила Миюсова на организованной Ассоциацией ВОКК конференции «Украинский крюинг – роль качества подготовки моряков и развитие сектора трудоустройства»

По данным международных организаций BIMCO и ISF, на сегодня общее количество рабочих мест для моряков на международном рынке труда составляет более полутора миллиона единиц – 1545 тыс. При этом число рабочих мест за последние десять лет выросло на 45%, что соответствует глобальному росту мирового флота.

Качественные преобразования

Самое знаменательное обстоятельство в этих изменениях на рынке моряков заключается в том, что сегодня число рабочих мест для офицеров превысило число рабочих мест для рядовых – 51% и 49% соответственно. Это говорит о значительных качественных технических преобразованиях, которые происходят на морском флоте. Если раньше разговоры о создании судов, работающих вообще без экипажей, считались фантастикой, то сегодня проектированием таких судов уже занимается ряд судостроительных компаний. Причем корабелы говорят, что реально нет технических проблем для создания судов такого рода. Проблемы есть пока организационные, правовые, и их нужно решать.

По данным BIMCO и ISF, Украина продолжает входить в группу стран – лидеров по поставкам моряков на мировой флот. 69 тыс. рабочих мест на флоте занимают сегодня украинские моряки, в том числе 39 тыс. – офицеры. Это шестое место в мире после Китая (243,6 тыс.), Филиппин (215,5 тыс.), Индонезии (143,7 тыс.), России (97 тыс.) и Индии (86 тыс.).

Но население во всех вышеперечисленных странах значительно превышает население Украины. И если взять такой показатель, как число рабочих мест, занятых моряками разных стран, к числу населения этих стран, то Украина уже будет на втором месте после Филиппин.

BIMCO и ISF также публикуют информацию о числе моряков на мировом флоте по данным судоходных компаний. В этом рейтинге Украина занимает уже четвертое место после Китая, Филиппин и России.

К сожалению, в самой Украине отсутствует статистика о численности моряков. Единственные официальные данные, на которые можно как-то ориентироваться, – это цифры Инспекции по вопросам подготовки и дипломирования моряков, которая ведет реестр выданных морякам документов, сертификатов, дающих право занимать на флоте те или иные должности. По данным реестра на октябрь 2017 года таких действующих документов выдано около 112 тысяч.

Задачи профподготовки

Поскольку на мировом морском рынке труда наблюдается острая конкуренция, то перед нами стоит задача обеспечить качественную профессиональную подготовку моряков. Сегодня учебные заведения Украины в полной мере перешли на стандарты системы качества подготовки плавсостава в соответствии с международными конвенциями. У нас ныне насчитывается семь высших учебных заведений (с их филиалами), где идет подготовка кадров плавсостава.

Это Национальный университет «Одесская морская академия» (НУОМА), который также включает Азовский морской институт (Мариуполь), Дунайский институт НУОМА (Измаил), Колледж моряков технического флота (Одесса) и Морской колледж им. А. Маринеско (Одесса).

Это Одесский Национальный морской университет (ОНМУ), Одесский морской колледж рыбной промышленности им. Соляника, Херсонская государственная морская академия, Херсонский морской колледж рыбной промышленности.

Это Государственный университет инфраструктуры и технологий (Киев), Национальный университет судостроения им. Адмирала Макарова (Николаев).

Указанные семь учебных заведений в прошлом году приняли на первый курс по различным специальностям 5380 учащихся, в том числе НУОМА (с учетом филиалов) – 1994 курсантов.

Система подготовки и дипломирования моряков находится под надзором Министерства образования и науки, Министерства инфраструктуры и отчасти Министерства здравоохранения.

Специфика нашей подготовки заключается в том, что нельзя получить рабочий диплом без прохождения соответствующего образовательного уровня – младшего специалиста, бакалавра, специалиста, магистра. Мы, с одной стороны, даем все необходимые фундаментальные знания с обязательным учетом всех требований конвенций. Также в программах предусмотрено обучение во время 12 месяцев плавпрактики. После этого выдаются диплом и сертификат компетентности.

Но в Украине был ликвидирован уровень специалиста, и в 2017 году набор учащихся на этот уровень уже не производился. Возникла ситуация, что не все бакалавры, которые хотели бы продолжить учебу, могут это сделать из-за ограничения лицензий на подготовку магистров. В положении же о званиях лиц командного состава у нас написано, что должности капитана и старшего механика могут занимать только специалисты или магистры. Кстати, ни в одной стране мира нет такого требования. То есть наша система дипломирования вступила в противоречие с законом о высшем образовании, и его в этой части нужно срочно пересматривать.

Реально основной для дипломирования у нас будет уровень бакалавра. Значит, за четыре года мы должны обеспечить и фундаментальную, теоретическую подготовку и практическую. Поэтому просьба к судоходным компаниям, чтобы начинали кадетские программы, брали на практику курсантов не с третьего (как раньше), а со второго курса. Тогда после четырех лет обучения можно будет получать подготовленного моряка с рабочим дипломом.

Ситуация с организацией плавпрактики очень сложная для всех учебных заведений. Мы благодарны партнерам, судоходным компаниям, таким как V.Ships, OSM, MSC, MOL, Nordic Hamburg, Anglo Eastern и другим, которые в прошлом году приняли на свои суда для практической подготовки наших курсантов, кто 30, кто 50, кто до 100 человек, а также оказывали другую поддержку академии.

Хотел бы обратить внимание на проблемы с оплатой труда в морских учебных заведениях. Осенью 2017 года средняя зарплата в Украине, по данным Госстата, была на уровне 7100 гривен. Это около $280. Если капитан захочет сойти на берег и поработать в морской академии, не имея ученого звания и преподавательского стажа, он будет получать на должности ассистента 4900 гривен, а на должности старшего преподавателя – 5280 гривен. Когда это говоришь капитану, он переспрашивает: «Это в день?» А это не в день, а в месяц.

Максимальные суммы у нас может получать, например, доктор наук, профессор, заведующий кафедрой, но это суммы до 15 тыс. гривен. Для сравнения курсант-пятикурсник, идущий на практику на судно вахтенным помощником, получает больше тысячи долларов в месяц.

С другими странами зарплаты наших преподавателей и вовсе невозможно сравнивать. Не будем говорить о развитых странах, а возьмем Индию, куда я не так давно ездил на конференцию. Там в морской академии рядовой преподаватель получает зарплату в $4 тыс.

Как решить эту проблему – непонятно. Ведь может наступить время, когда просто некому будет учить курсантов – у нас уже сегодня средний возраст преподавателей превысил 60 лет. А притока молодежи на смену нет, поскольку слишком слабы материальные стимулы.

Несправедливая ситуация

Государство нашим вузам помогает недостаточно. Доходы от обучения контрактников не столь велики. Если усредненная стоимость годичного обучения в морской академии в той же Индии составляет $10 тыс., то у нас – $1 тыс. Но мы не можем поднять цену из-за внутренней конкуренции. Потому что по соседству в ОНМУ стоимость обучения порядка $500, а в других учебных заведениях и ниже.

Мы насчитали 356 крюинговых компаний в Украине, которые занимаются поставками моряков за рубеж в большей или меньшей мере. В стране также действуют 36 тренажерных центров. И там, и там специалисты получают много больше наших преподавателей.

То есть ситуация в этом секторе сложилась просто несправедливая. Получая наших выпускников, судовладельцы имеют прибыль, крюинговые компании, тренажерные центры имеют прибыль, а вузы, поставляющие эти кадры, находятся в плачевном положении. Хорошо хоть эпизодически нас выручают партнеры, покупают современное оборудование, берут курсантов на плавпрактику, дают возможность некоторым нашим преподавателям поработать в море, чтобы поправить материальное положение. Но это все разово. Вопрос системно не решен.

Часто спрашивают, могут ли украинские учебные заведения нарастить выпуск плавсостава и насколько? Сегодня, скажем, у нас в морской академии примерно треть курсантов обучается по условному госзаказу, а две трети – по контракту. Своего флота в Украине почти не осталось. В принципе, возможности на мировом рынке сегодня реально не ограничены, можно поставлять туда моряков и в два, и в три раза больше. Но надо доказать, что наши кадры качественнее, чем у стран-конкурентов.

Практически каждая крупная судоходная компания ориентируется на 5-10 разных стран, откуда набираются моряки на ее суда. И их кадровикам есть с кем сравнивать украинских моряков. Для нас, например, было приятно, что крупная индийская компания Anglo Eastern, имеющая свои офисы во многих странах Азии, и открывшая офис в Новороссийске, начала активно сотрудничать и с Украиной, в том числе с нашей морской академией. Представители компании заявляют, что качество подготовки наших моряков их в полной мере устраивает.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать