Вверх

Польша готовит удар по частным зерновым терминалам в портах

18 ноября 2019   Игорь Гошовский

Если мощности зерновых портовых терминалов страны загружены на уровне 44%, то самое время строить еще один такой терминал, но уже за государственные средства. Так считают в правительстве Польши. Кажется, это самый странный проект, который видела Балтика за последние годы.

Польша готовит удар по частным зерновым терминалам в портах

На фото: перевалка зерна в Гдыне

Правительство Польши решило, что стране срочно необходим государственный зерновой терминал в порту. В оппозиции назвали это экономическим невежеством, но скандальный терминал, похоже, все-таки будет и начнет отправлять на экспорт зерно и другую агропродукцию уже в следующем году.

Благодаря щедрому финансированию из Евросоюза Польша за последние десятилетие сумела полностью модернизировать свою транспортную инфраструктуру, включая морские порты и подъездные пути к ним. Инвестиции в развитие зерновых терминалов были частными и на сегодняшний день полностью удовлетворяют текущий экспорт агропродукции. При этом, последние несколько лет экспорт зерна через морские порты Польши снижается до уровня всего 5% от всей перевалки.

План Ардановского

Впрочем, министр сельского хозяйства Польши Ян Ардановский объявил в Сейме, что уже в этом году начнется строительство еще и крупного государственного портового терминала для перевалки зерна, который будет обслуживать исключительно польских крупных производителей и фермеров. По словам чиновника, причиной возникновения такого проекта является острый дефицит мощности существующих зерновых терминалов в стране, что, впрочем, министр никак не обосновал цифрами.

«В прошлом году экспорт польськой сельскохозяйственной продукции достиг 30 миллиардов евро. Польша очень хорошо работает на международных рынках и все еще ищет новые. Есть частные терминалы, которые сами решают, с кем они будут работать, а с кем нет, поэтому мы решили создать государственный порт для перевалки зерна и другой сельскохозяйственной продукции (...) Это решит проблему, потому что организованные группы фермеров, крупных производителей смогут продавать свою продукцию через этот государственный порт ", - подчеркнул министр.

Ранее Ардановский сетовал на то, что польские производители вынуждент отправлять свою продукцию на экспорт даже через немецкие порты.

Ардановский сказал, что для этих инвестиций уже выбрано место - с хорошими подходным путем для больших судов, с дорожной и железнодорожной инфраструктурой. Министр подчеркнул, что первая часть инвестиций уже реализуется - Krajowa Spółka Cukrowa строит сахарный бункер. Эта государственная компания планирует переваливать через него 300 тысяч тонн сахара.

Недоумение на рынке

«Заявление министра может свидетельствовать о его большом невежестве в вопросах портовой инфрастурктуры» - с таким посланием вышло несколько материалов в экономических журналах Польши. Ведь все зерновые терминалы, работающие в польских портах, являются публичными и они никоим образом не дискриминируют своих нынешних или потенциальных клиентов, поскольку живут за счет того, что занимаются продажей своих услуг по перевалке, а не сельскохозяйственной продукции.

Например, в Гдыне, крупнейшем польском зерновом порту, обслуживающем 64% перевалки всей агропродукции идущей на экспорт морским путем, ни один из трех терминалов там не принадлежит ни к одной из групп производителей, или трейдеров.

При этом складской и перевалочный потенциал, существующий в настоящее время в портах Польши, не использовался даже наполовину (44,3%) в 2018 году. В этих портах было обработано 4,6 млн тонн зерновых и кормов, а пропускная способность Гдыни составляет 5,5-6 млн. тонн, Щецина с Свиноуйсьце - 3,5 млн тонн, а Гданьска - еще 2 млн тонн. Кроме того, в Гданьске ожидает завершения строительства еще один терминал с потенциалом в несколько миллионов тонн.

Поэтому в Польше многие подозревают, что проект «государственного зернового терминала» реализуется в бизнес-интересах либо самого Ардановского, либо лиц, приближенных к правящей партии.

Впрочем, на самом деле, эта идея не новая. Уже более дести лет Национальная федерация производителей зерновых лоббирует создание государственного зернового терминала. «Если мы не построим такой терминал, то будем постоянно жаловаться, что затраты на транспортировку нашего зерна на мировые рынки все равно будут выше, чем во Франции или Германии, - заявлял еще в 2010 году тогдашний министр сельского хозяйства Польша Марек Савицкий.

Пока не ясно ни о проектной мощности такого терминала, ни о точных сроках введения его в эксплуатацию. Но в любом случае, после реализации задуманного, в Польше усугубится заметный профицит зерновых мощностей.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать