Вверх

Порт Актау: как развивают морские ворота Казахстана

23 октября 2016   Константин Ильницкий

Маяк на крыше многоэтажного жилого дома, управление - в руках железнодорожной компании, а расстояние до столицы - 1733 км, столько же как до Киева. Мы побывали в Казахстане и увидели, как работает один из ключевых портов Нового Шелкового пути.

Порт Актау: как развивают морские ворота Казахстана

По сравнению с привычными для нас крупными портами Большой Одессы порт Актау производит скромное впечатление. Здесь всего шесть портальных кранов грузоподъемностью от 10 тонн до 40 тонн и пять мобильных кранов (компании «Либхерр») грузоподъемностью 36-84 тонны. Сюда не приходят привычные для нас суда длиной в 250-300 метров (осадка судов в Актау у сухогрузных причалов не должна превышать 4,6 метра, у паромного – 5,1 метра, у нефтяных – 6,8 метра).

Здесь не видно высоких штабелей генгрузов или холмов навалочных грузов. На тех 79 тыс. квадратных метрах открытых складских площадей (есть еще крытый склад на 2 тыс. квадратных метров), которыми располагает порт, имеющимся грузам вполне просторно.

Читайте также Как Казахстан развивает логистическую инфраструктуру

Кстати, казахстанские просторы успели впечатлить. Не столько та каменисто-песчаная пустыня, которой окружен город Актау, сколько информация о том, что от Актау до столицы Казахстана Астаны ровно столько же километров (1733), как и до Киева.

Или информация, что карагандинский металл поступает в порт Актау, преодолев расстояние более чем 1800 км, а зерно – более 2000 км. Для сравнения: расстояние от Одессы до Петербурга по прямой около 1500 км.

Порт Актау находится под управлением национальной ж/д компании «Казахстан темир жолы».

Пропускная способность этого универсального международного морского порта на начало нынешнего года оценивалась в 16,5 млн тонн. Другое дело, что сегодня мощности порта используются едва ли не на треть. В 2015 году портом переработано 5,9 млн тонн грузов, при этом перевалка нефти и нефтепродуктов составила 3,5 млн тонн, сухих грузов – 2,37 млн тонн (в том числе металлопродукции – 1 млн тонн, зерна – 501 тыс. тонн).

Морской порт Актау находится под управлением национальной ж/д компании «Казахстан темир жолы». Он является важным звеном создаваемой мультимодальной цепочки, включающей также на границе с Китаем сухой порт СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота», соединенный с Актау железной дорогой.

Для повышения эффективности управления портом привлечен консультант в лице глобального портового оператора из ОАЭ компании DP World. С 2013 года эта компания также привлечена для управления сухим портом СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» и отвечает за интеграцию его с морским портом Актау.

У зернового терминала порта мощность 600 тыс. тонн, его арендует частная компания. Сейчас там затишье. Это межсезонье, объясняет Досхан Амир. Нынешний экспортный зерновой потенциал Казахстана оценивается специалистами в 6,5-7,5 млн тонн в год. Зерно идет в Иран, Афганистан, Киргизию и другие страны Средней Азии, немного в Китай. Экспорт в Поднебесную ограничивался требованием китайской стороны отправлять зерно лишь в мешках. И только в нынешнем году было получено «добро» на отправку зерна навалом, и начаты согласования санитарных и других служб для организации таких отправок.

фото: Заезд большегрузной автомашины на паром

Через Актау в 2015 году было отправлено в Иран 501 тыс. тонн зерна. В основном навалом на иранских судах. Но небольшие объемы отправлялись и в биг-бэгах вместимостью до 10 тонн. Затаркой зерна в биг-бэги занимается неподалеку от порта одна частная компания.

Но перспективы зернового экспорта на Иран через порт сегодня под вопросом, поскольку в направлении этой страны идет строительство новой железной дороги. Она может со временем оттянуть на себя важные для Актау грузопотоки.

Контейнерные грузы порт переваливает на уровне 38-42 тыс. тонн. В прошлом году – около 2,2 тыс. TEU. По Каспию контейнеры перевозят обычные сухогрузы. На сухогрузных причалах идет также переработка негабаритных грузов и обработки судов типа «ро-ро».

Портовые сборы в Актау значительно ниже, чем в Украине

Портовые сборы в Актау значительно ниже, чем в Украине, отметил наш гид Досхан Амир. Если за судозаход семитысячника в Одессе придется заплатить около $11 тыс., то у нас $3400-4200. А за судозаходы паромов еще меньше – от $1500 до $2000.

В порту вспоминают не такие уж давние времена, когда его грузооборот (в 2009 году) достигал 14 млн тонн, из которых доля нефти была на уровне 11 млн тонн. Однако развитие трубопроводных сетей в направлении черноморских портов привело к тому, что большая часть нефтепотоков «ушла в трубу» Каспийского трубопроводного консорциума и оставила порт Актау без прежних объемов налива.

Впрочем, история этого вполне молодого морского порта знавала не менее крутые виражи. Он был построен в 1963 году для транспортировки продукции урановой промышленности и нефтяных месторождений Мангышлакского региона и сыграл значительную роль в строительстве атомной электростанции, заводов химической отрасли и города Актау.

Сначала были построены главный и вспомогательный волноломы и четыре сухогрузных причала. В 1969-1986 годах появились четыре нефтеналивных причала и паромный комплекс.

фото: Президент Актауского порта Михаил Ялбачев

В годы СССР основная часть перевозок через порт Актау приходилась на нефть (до 7 млн тонн в год), перевозка сухих грузов не превышала 300 тыс. тонн. С распадом Союза объемы перевозок значительно сократились.

Но в средине 1990-х в связи с ростом экспорта казахстанского металла и нефти понадобилось увеличение мощностей порта. Его реконструировали в 1997-1999 годах, инвестиции составили $74 млн.

Развитие северной гавани

Наконец, во второй половине 2000-х началась реализация программы расширения Актауского порта в северном направлении. Об этом 25 августа 2016 года рассказывал на международной конференции «Транзитный потенциал Казахстана. Эффективная логистика в странах Каспийского и Черноморского регионов» президент АО «НК «Актауский международный морской торговый порт» Михаил Ялбачев.

Он особо подчеркнул, что порт Актау – это важнейший стратегический транспортный объект для республики. Порт располагается на пересечении нескольких транспортных коридоров и позволяет обеспечивать перевозку грузов с востока на запад, с севера на юг. И он развивается в рамках проекта «Новый шелковый путь», направленного на реализацию транзитного потенциала Республики Казахстан.

Проект расширения порта предусматривал увеличение его пропускной способности с 16,5 млн до 19 млн тонн. Для этого были построены: мол, протяженностью 1350 метров, ограждающий акваторию порта с севера, волнолом (505 метров) для защиты акватории расширяемой части порта. Были проведены дноуглубительные работы, построены сухогрузные причалы и объекты инфраструктуры порта, включая зерновой терминал.

Сегодня все строительные работы закончены, рассказывал Михаил Ялбачев. Идет отработка регламента взаимодействия с таможней, пограничниками и другими службами для официального запуска объектов. Хотя зерновой и другие причалы уже начали работать в режиме опытной эксплуатации.

Актауские грузопотоки

В кулуарах конференции Михаил Ялбачев рассказал подробнее о тех грузопотоках, с какими сегодня работает порт. Нефть в относительно небольших объемах сегодня идет на Махачкалу (примерно 60%) и Баку (примерно 40%). Перевозят ее российские и казахстанские танкеры, на борт берут 7-9 тыс. тонн. Танкер загружается за 8-12 часов. К сожалению, перспектив увеличения этих грузопотоков пока не видно.

На Иран отправляется зерно и металлопродукция – это сегодня наиболее перспективные грузы. Вывозят эти грузы в основном иранские суда дедвейтом до 5 тыс. тонн. Расстояние до иранских портов Анзали и Амирабад преодолевается судами за трое-четверо суток.

Основное транзитное направление на Азербайджан обслуживает в порту паромный комплекс. Он может принимать в день до трех паромов.

Паромные перевозки

Железнодорожный паромный комплекс в Актау имеет проектную мощность 1 млн тонн, но его реальная пропускная способность, утверждают портовики, составляет 2 млн тонн. На этом направлении работают 12 паромов азербайджанской компании КАСПАР, которые могут перевозить и железнодорожные вагоны (до 54 единиц), и большегрузные автомашины. Рейс такого парома в одном направлении длится порядка 18 часов. Кстати, паромы ходят уже на новый азербайджанский порт Алят, построенный неподалеку от Баку.

Если учесть, что в 2015 году в Актау было переработано всего 466 тыс. тонн паромных грузов, то можно сказать, что паромный комплекс загружен лишь на четверть.

Тем не менее, многие казахстанские официальные лица говорят в СМИ о том, что комплекс в Актау работает на пределе своих возможностей и поэтому так важно начавшееся в 2015 году строительство нового паромного терминала в порту Курык в 100 км от Актау. Планировалось, что это строительство будет завершено в декабре 2016 года, а мощность нового паромного комплекса будет на уровне 4 млн тонн в год.

Президент порта Актау Михаил Ялбачев говорил ранее, что создание новых паромных мощностей может способствовать в перспективе организации паромных перевозок и на порты Ирана. К этому вопросу иранская сторона уже проявляла интерес.

– Вы, конечно, обратили внимание, – сказал Михаил Ялбачев, – что более 90% грузов через наш порт перевозятся иностранным флотом. Эта ситуация создает определенные экономические риски для нашей внешней торговли. Чтобы их минимизировать, в Казахстане провозглашено такое направление политики, которое лучше всего передается лозунгом «Свой груз, свой порт, свой флот». Речь практически идет о том, чтобы значительная часть казахстанских внешнеторговых грузов, которые ныне проходят через порт Актау, перевозилась собственным сухогрузным торговым флотом. А для этого его нужно создать.

Свой груз – свой флот

Еще в 1998 году была создана национальная морская судоходная компания Казахстана «Казмортрансфлот» (принадлежащая НК «КазМунайГаз»). Она занималась в основном перевозками нефти и нефтепродуктов. Многие годы основными направлениями ее перевозок на Каспийском море были направления Актау – Баку и Актау – Махачкала.

Сегодня компания располагает шестью танкерами дедвейтом по 12 тыс. тонн и служебно-вспомогательными судами. Последние годы для «Казмортрансфлота» были очень сложными, поскольку конкуренция со стороны нефтепроводов лишила ее основной грузовой базы. Ежегодные объемы перевалки экспортной нефти через порт Актау снизились с 11 млн тонн в 2009 году до (планируемых) 2,5 млн тонн нефти в 2016 году, то есть в четыре раза.

Спасением для компании стало «трудоустройство» пяти ее танкеров на перевозках нефти из Туркменистана в Баку и Махачкалу.

Компания также рассчитывает на возрождение перевозок в направлении портов Ирана в связи с прекращением санкций международного сообщества в отношении этой страны. Ранее такие перевозки достигали 4 млн тонн нефти в год. Речь идет о SWAP-операциях, когда в каспийские порты Ирана поставляется оговоренный объем нефти, и такой же объем нефти экспортируется из портов Ирана в Персидском заливе.

фото: Редчайшее явление – маяк в Актау на крыше многоэтажного жилого дома

Следующий заметный шаг в развитии своего морского флота Казахстан сделал в 2013 году. Тогда в рамках масштабной программы модернизации транспортной инфраструктуры на базе казахстанской железной дороги (АО «НК «КТЖ») была создана судоходная компания KTZ Express Shipping. Перед ней ставилась задача обеспечить своим флотом перевозки зерна, металлопродукции и других сухих грузов. Для этого компания приобрела два сухогрузных судна дедвейтом по 5 тыс. тонн.

В 2016 году флот компании должен пополниться еще двумя сухогрузными судами, одно из которых – «Жибек жолы» дедвейтом 7500 тонн – уже спущено на воду в июне в российском Шлиссельбурге.

В этом же году в Загребе президент АО «НК «Казахстан Teмиp жолы» Аскар Мамин подписал контракт с руководством хорватской судостроительной верфи «Ульяник» о строительстве двух новых паромов.

Всего же, по планам АО «НК «КТЖ», к 2020 году сухогрузный флот страны должен быть доведен до 20 единиц. Это позволит до половины объемов сухих грузов, экспортируемых через порт Актау, перевозить казахстанским флотом.

Читайте также Как Казахстан развивает логистическую инфраструктуру

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать