Вверх

Прифронтовая инвестиция: зачем Мариуполю новый зерновой терминал

04 июля 2016   Максим Гардус

Почти 800 млн грн планирует потратить на строительство зернового терминала ГП "Мариупольский МТП". Мы попытались понять, какая экономика данного проекта и на какие грузы он рассчитан

Прифронтовая инвестиция: зачем Мариуполю новый зерновой терминал

Причалы порта недогружены из-за падения поставок металлопродукции, глины, угля и других видов грузов, традиционно ранее перегружавшихся в порту. Поэтому складские площади на месте строительства будущего зернового комплекса зачастую выглядят примерно так

В Мариупольском морском торговом порту планируют построить зерноперевалочный комплекс проектной мощностью 2,5 млн тонн в год. Об этом на Первом Мариупольском аграрном форуме в июне сообщил начальник службы инженерного обеспечения Мариупольского МТП Вячеслав Хвостович.

Предполагаемое место строительства зернового комплекса расположено на прикордонных и тыловых складских площадках причалов № 4 и № 3 порта общей площадью около 20 тыс.м2. 

Место выбрано не случайно, т.к. оно расположено практически в центре порта, в историческом месте Хлебной гавани, с которого собственно и начинался сам Мариупольский порт.

«Здесь хорошая транспортная развязка. Проектные глубины возле причалов №№4-3 составляют 9,75 м. Площадка непосредственно примыкает к Мелькомбинату, в состав которого входит элеватор», — рассказывает Хвостович.

Инвесторов, готовых вложить полмиллиарда гривен в прифронтовую зону, естественно пока не наблюдается, поэтому руководство порта приняло решения начать строительство собственными силами. Сомнительно, что госпредприятию удастся реализовать этот проект в заявленные сроки исключительно собственными силами, но проект демонстрирует, что Мариупольский порт на фоне падения перевалки металла, пытается привлечь единственный перспективный экспортный груз – зерно, и таким образом удержать объемы грузоперевалки. Впрочем, есть ли в регионе достаточная грузовая база агропродукции для загрузки такого терминала?

Грузовая база – мечты о Харькове 

Объем грузооборота через Мариупольский порт будет напрямую зависеть от объемов производства зерновых в Украине и объемов экспорта. Сейчас общий объем экспорта зерновых составляет 32-35 млн. т\г. Но специалисты считают, что за ближайший 20 лет экспорт вырастет в 2 раза —  до 70 млн. т\г. Непосредственная перспектива экспорта зерновых для Мариупольского порта оценивается на уровне 2,0-2,5 млн. тонн в год.

Валовой сбор зерновых в Донецкой-Луганской областях за два года снизился с 2,9 млн тонн до 2,4 млн тонн. Но если добавить сюда Харьковскую область, то картина кардинально меняется.

В презентации проекта указано, что валовой сбор зерновых в Донецкой-Луганской областях за два года снизился с 2,9 млн тонн до 2,4 млн тонн. Но если добавить сюда Харьковскую область, то картина кардинально меняется. За два года наблюдается рост с 5,65 млн тонн до 5,8 млн тонн. А доля этих трех областей в общем урожае страны составляет 13,5%.

Именно на то, чтобы привлечь зерновые из Харьковской области и рассчитывают в Мариуполе.

В Азовском регионе сейчас есть фактически всего 2 терминала: Бердянский ЗПК «Новая Хортица» и «Укртрансагро» (ООО СРЗ). Так же есть 2 комплекса предназначенных для погрузки по прямому варианту в Мариупольском и Бердянском портах. С ростом экспорта фактически перевалка в портах Азовского региона увеличивается и составила 1,2 млн тонн за 2012 г., 1,4 млн тонн за 2013 год и 2 млн. тонн в 2014г. При этом экспортный потенциал областей тяготеющих к портам Азовского моря составляет в настоящее время порядка 3-4 млн. т.

Исполнительный директор ООО «Управляющая компания «Мариупольская инвестиционная группа» (ООО «УК «МИГ») Олег Иванюшенко в одно из интервью рассказывал, что сегодня АСРЗ и «УкрТрансАгро» переваливают зерно не только из украинской части Донецкой, но и из Луганской, Харьковской, Запорожской и даже Днепропетровской областей.

Как видим, статус Мариуполя как прифронтового порта грузоотправителей не очень пугает. Так что если тенденция роста производства зерна сохраниться, то необходимость  строительства дополнительного зернового терминала в самом глубоководном порту Азовского моря – Мариупольском порту, станет очевидной.

Оптимальная мощность — 2 млн тонн в год

Разработчики планируют пропускную способность 2 млн. тонн в год. Будет  возможность приема одновременно с двух видов транспорта, с интенсивностью не менее 240 автопоездов в сутки и от 50 до 100 вагонов в сутки. Для погрузки судов типа рanamax будет использоваться догрузка в Черном море.

Терминал построят на прикордонных и тыловых складских площадках причалов №4 и №3 порта площадью около 20 тыс. квадратных метров. Раньше тут перегружали металлогрузы.

Проектные глубины возле этих причалов — 9,75 м. удобно то, что площадка непосредственно примыкает к Мелькомбинату (в состав которого входит элеватор).

С юго-западной стороны к площадке примыкает Узкий пирс с причалами №5 и №6, проектные глубины которых те же 9,75 м. А значит, что в дальнейшем, при необходимости, Узкий пирс также может быть дополнительно интегрирован в развивающийся зерновой комплекс.

Емкости единовременного хранения составит 131,1 тыс. тонн. Мощность по приему с автотранспорта — 2х250 = 500 тонн в час (9 тыс. тонн в сутки).

С железнодорожного транспорта мощность вдвое ниже: 1 тыс. т в час, или 4,5 тыс. тонн в сутки (с учетом скорости маневровых работ).

Загрузка судов будет проходить со скоростью 2 х 1000 = 2000 т. в час.

Ожидается, что комплекс в Мариупольском порту станет одним из самых продвинутых и современных  в Азовском регионе. К дополнительным «изюминкам» зернового комплекса относится зерносушилка мощностью на 3,0 тыс.т в сутки – они довольно редко встречается в портах.

Демпферный накопитель автомобильного транспорта расположится за территорией порта и будет оборудован собственной экспресс-лабораторией, позволяющий предварительно накапливать парк авто-зернововозов, оперативно осуществлять пробоотбор, существенно сокращать время простоя в ожидании подтверждения качества груза. Также комплекс сможет работать в реверсном режиме: как на отгрузку, так и на прием зерновых грузов. Причем, реверсная зернопогрузочная машина №2 сможет работать с различными плавсредствами различных (лихтеры, несамоходные баржи, суда река-море).

Сроки и цены

По словам г-на Хвостовича, ориентировочная стоимость 1-ой очереди строительства терминала в ценах сентября 2015 года — 397,0 млн. грн. При этом, стоимость импортной зернопогрузочной машины № 1 это отдельно 2,7-3 млн евро. Вторая очередь обойдется еще в 370,0 млн. грн.

Строительство предусматривается с разбивкой на 2 очереди. Начало 1-ой очереди — середина 2016-го, а предполагаемый пуск — начало осени 2017-го. А в середине 2017-го начнется строительства 2-ой очереди с окончанием в 2018-м году.

Пока все это только намерения, но в случае реального старта, Мариуполь пополнит уже достаточно большой пул инвесторов украинской зерноперевалки.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать