Вверх

Проблемы доставки грузов в порты: взгляд железнодорожников

19 декабря 2019  

В рамках конференции “Зерновые терминалы”, организованной издательством “Порты Украины”, заместитель директора Одесской железной дороги Иван Емец рассказал о том, как железнодорожники собираются решать проблему доставки грузов в морские порты страны.

Проблемы доставки грузов в порты: взгляд железнодорожников

С начала 2019/2020 МГ на 18 ноября с. г. экспорт зерновых составил 22,3 млн тонн, что на 5 млн тонн больше, чем за аналогичный период прошлого МГ. Через порты перевалено 42,9 млн, из них 25 млн тонн пришли в порты  по железной дороге. Доля железной дороги примерно 60%, как и в прошлом году.  

Во всех портах страны теперь преобладают зерновые грузы, исключение составляют припортовые станции Береговая, обслуживающая терминалы в акватории порта Пивденный, и Херсон-Порт. В Херсоне, возможно, произойдут изменения в связи с готовящейся передачей порта в концессию, объемы перевалки зерна могут вырасти.  

На рис.1 показана перерабатывающая способность станций по всем грузам – потребности, расчеты и фактический результат обработки вагонов за сутки. 

Видно, что станции не могут пропустить весь необходимый грузопоток, чтобы запитать терминалы по их максимальной производительности. Для того чтобы изменить эту ситуацию, у нас по каждому порту есть ряд проектов, которые мы реализуем или планируем реализовать. Речь идет о строительстве, в частности,  дополнительных путей на станциях Николаев-Грузовой, Черноморск-Порт, Береговая и других. 

В планах – увеличение пропускной способности станции Одесса-Порт. Но самый проблемный – Одесский порт. Он плотно зажат городом, не так просто здесь добиться развития инфраструктуры и эффективного результата. Мы создали рабочую группу, она предметно работает вместе с терминалами. Возможно, будет развиваться не сама станция, а припортовые узловые станции, что даст возможность увеличить количество поездов, заходящих в порт.  

У портовиков немало претензий к железнодорожникам. Но есть проблемы, которые возникают на железной дороге не по нашей вине. Мы проанализировали и систематизировали причины, по которым происходит скопление груза, недовозы, бросание поездов и т. д. Мы видим, что только на Одесской железной дороге ежесуточно простаивают в зерновозах 7-8 тыс. тонн зерна. 

Главная причина – плохая организация в целом. Характерны стихийность, несвоевременная подача заявок. В частности, из-за плохой организации при выгрузке увеличивается время нахождения вагонов под операциями. Задержки часто происходят по вине грузоотправителей: не соответствуют сопроводительным документам вес и качество зерна; время тратится на ожидание сертификатов и свидетельств качества зерна. Большинство предприятий не занимаются отгрузкой зерна в выходные и праздничные дни.  

Вывод очевиден: необходимо организовывать круглосуточную работу предприятий, своевременно согласовывать электронные заявки. Требуется усилить контроль за тем, чтобы сопровождающие документы соответствовали фактической информации о количестве и качестве зерна, а весовая техника была технически исправна и т. п.  

С нашей стороны предложения по улучшению работы отправки в порты и перевалки зерна включают создание дополнительного парка маневровых локомотивов. Надо сказать, что он растет: отказов перевозить зерно из-за отсутствия локомотивов сегодня значительно меньше, чем это было в прошлые годы.  

Кроме того, мы работаем над разработкой и внедрением  различного программного обеспечения. Так, в 2019 году запустили автоматизированную систему «План работы припортовых станций на сутки». Благодаря ей гораздо проще стало планировать подвод поездов на припортовые станции, работу внутри порта, лучше видеть и понимать ситуацию в порту. Система передает это на все уровни, что позволяет нам планировать подвод поездов значительно эффективнее.   

Также планируется совместно с АМПУ и ППЛ-3335 внедрение в общую информационную портовую систему, которая позволит  участникам обмениваться информацией о подходах вагонов, судов, наличии груза в хранилищах на территории портов. Однозначно это даст положительный эффект при перевозке грузов железнодорожным транспортом.  

В последнее время активно обсуждается формирование маршрутных отправок. Одесская железная дорога еще в начале пути. Маршруты пошли только с сентября. С начала маркетингового года мы отгрузили 19,8 млн тонн, и из них только 3,2 млн тонн проехало маршрутами. Выросло количество маршрутных элеваторов до 181. 

Планирование происходит следующим образом: клиент заносит информацию о своем грузе в систему АСС-план до 10 числа следующего месяца. Там указана стоимость, по которой клиент готов взять вагон. Стоимость базовая, ее можно увеличивать. После чего компьютер обрабатывает информацию: может ли станция грузить, достаточно ли мощностей на ней, не превышают ли заявки установленные мощности станции. Затем выводится рейтинг по стоимости – от самой высокой до самой низкой.  

В октябре было сформировано 450 маршрутов, в ближайшее время мы увеличим до 558 в месяц. Практика маршрутных перевозок положительно сказывается на общих показателях оборота вагонов-зерновозов. По ОЖД этот показатель с 6,3 суток в прошлом году сегодня упал до 5,74, но это только начало, мы ждем дальнейшего сокращения. Для сравнения, в среднем оборот вагона-зерновоза по Украине – 12 суток.  

Система АСС-план и организация маршрутов  продолжает совершенствоваться. Мы получили от пользователей информацию, что графиковые нитки  скупаются кампаниями-экспедиторами, которые потом их перепродают другим клиентам. В связи с этим принято  решение о введении штрафных санкций. Если заказанная нитка не поехала, то на компанию, заказавшую ее, будет наложен штраф – около 50 тыс. грн за каждую нитку, и 100 тыс. грн, если от нитки отказались менее чем за 15 суток.  

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать