Вверх

Рабочих будет явно не хватать — интервью с директором ИМТП

14 июня 2016   Валентина Михайлова

Директор ГП «Ильичевский МТП» Сергей Крыжановский в интервью журналу «Порты Украины» о работе с кейпсайзами, частных инвесторах и новых грузах

Рабочих будет явно не хватать — интервью с директором ИМТП

О частных инвестициях

В феврале этого года мы пригласили потенциальных партнеров на форум и представили им терминалы порта, которые нуждаются в инвесторах. Озвучили условия, на которых мы их приглашаем. Претенденты должны видеть, что у нас ничего не делается скрытно, мы не лоббируем интересы конкретных грузовладельцев, финансово-промышленных групп или каких-то политических сил.

Наша задача – сделать максимально выгодным для государства переход из оперирования ГП в оперирование частной компании. Одним из примеров такого сотрудничества является компания «Транс-Сервис». Через склад, взятый ею в аренду, шла перевалка до 300 тыс. тонн в год, после переоборудования компания обеспечивает перегрузку 800 тыс. тонн.

В этом году в результате открытости нашей администрации в порт пришла компания «Бруклин-Киев», которая планирует на причалах 7-9 построить зерновой комплекс мощностью 5 млн тонн в год. Общая стоимость проекта ‒ $200 млн.

Также ряд компаний планирует участие в конкурсе Фонда госимущества по аренде склада №24, через который переваливалось приблизительно 300 тыс. тонн в год в основном пищевых грузов. С приходом нового оператора объем перевалки должен вырасти в два раза.

Есть претенденты на оперирование специализированным комплексом по перегрузке руды. Надеемся на дополнительный грузопоток, модернизацию склада, технологий и оборудования, связанных с импортом руды цветных металлов.

О новой схеме перевалки

Когда хорошо организована работа, людей не хватает. Пример тому ‒ погрузка «кейпсайзов». Грузовладельцу было интересно к нам прийти с большегрузными судами при условии суточной интенсивности перевалки 18 тыс. тонн железорудного сырья. Наши управленцы-аксакалы утверждали: больше 16 тысяч не осилим. Докеры, с которыми тоже держали совет, были уверены в успехе и обратили внимание на нюансы организации. Мы прислушались к их советам, что помогло значительно сэкономить время. Уже первое судно показало, что есть запас прочности – обработали его с интенсивностью 18,3 тыс. тонн в стуки. При этом людей не хватало, они стали выходить в выходные. Сейчас мы грузим более 20 тыс. тонн, хотим выйти на 25 тыс. тонн. Будет новая техника ‒ сделаем еще больше.

Работа с «кейпсайзами» ‒ это начало. Это часть большого проекта, на право осуществления которого мы еще проходим экзамен.

Скажите, разве люди виноваты, что у них не было возможности так работать? Их не слышали или не хотели услышать. Тут ничего гениального нет. Мы пришли и сказали докерам: «Не хотим делать ошибки, помогите нам выстроить правильно тактику погрузки».

Работа с «кейпсайзами» ‒ это начало. Это часть большого проекта, на право осуществления которого мы еще проходим экзамен. Идея заключается в организации приема крупнотоннажных судов не порожних, а с грузом, в частности с углем. Причем планируется уголь грузить в те же вагоны, которые привозят к нам ЖРС. Тогда и фрахт будет другой, и многих недостатков избежим, и из порта будет очень выгодно везти на западные переходы уголь. А рабочих будет явно не хватать…

Плюс 10 млн тонн грузов

Я прекрасно понимаю огромные перспективы порта. Большая акватория, высокая пропускная способность железнодорожных подъездных путей, прямой вход в акваторию, который не требует сложных маневров, неиспользуемые склады и площадки. Здесь, по сути, неосвоенная земля, на которой еще можно строить новые объекты. Ни один порт в регионе не окружен такой промышленной зоной, которая уходит на много сотен метров за пределы территории и ориентирована на работу через порт.

В самом Черноморске происходит распределение внешнеторговых грузов, есть очень хорошая инфраструктура, связанная с агентированием, экспедированием, обслуживанием судов. Недалеко аэропорт, входы в дельты рек, которые имеют огромное значение для Украины, все автомобильные магистрали выходят на международные дороги…

Если эти и другие достоинства использовать, то мы можем получить очень интересный проект транспортно-промышленного комплекса, связанного со многими видами обслуживания грузовладельцев, судовладельцев. Подчеркиваю, не транспортного узла, а комплекса.

Мы рассчитываем, что это произойдет через три года, когда будут реализованы многие инвестиционные проекты, модернизированы объекты, взятые в аренду. Система (порт как стивидорная компания плюс промышленная зона) сможет перерабатывать в год около 25 млн тонн. Дополнительно мы привлечем около 10 млн тонн грузов. Я говорю только о перспективах работы через имущество ГП «ИМТП». А в акватории есть еще рыбный порт, причалы СРЗ…

Сегодня на 11-22 причалах работают пять частных компаний. Они либо оперируют имуществом порта, либо имеют свои производственные мощности, которые выходят на причалы. Мы видим, что в этом году есть возможность пройти установленные процедуры, связанные с арендой госимущества, еще шести стивидорным компаниям. Всего, по нашим планам, к концу 2016 года будут работать 10 частных портовых операторов.

О конкуренции

Глубоко убежден, государственный портовый оператор не может конкурировать с частным. Он всегда проигрывает в плане гибкости, скорости перестройки работы из-за изменившегося рынка. Чтобы купить нужное оборудование, госпредприятию надо долго ждать утверждения планов и соблюдать другие бюрократические процедуры.

Наша главная задача, повторю, обеспечить эффективное использование госимущества. Вся производственная деятельность по обслуживанию бизнеса должна уйти в руки частных операторов. В том числе это касается и автобазы, и портофлота, и РСУ, и ТЭКа, и общественного питания. Объекты социальной сферы, которые у нас убыточные, также должны оперироваться частным бизнесом.

Но инвестор, заходящий в порт, не купил счастливый билет на 20-30 лет. Роль администрации ГП ‒ контролировать эффективность использования имущества. Совершенно простая формула: если арендатор его эксплуатирует неэффективно, не выполняет обязательства, на его место приходит другой. Наша задача – контролировать это, сотрудничать с бизнесом, способствовать его инвестициям, его развитию и, в конечно счете, помогать выходить на тот результат, который был подписан в договоре.

За три года планируется дополнительно привлечь около 10 млн тонн грузов и перерабатыватьв год около 25 млн тонн

Одновременно наше госпредприятие останется оператором железнодорожного паромного комплекса, единственного в стране и имеющего стратегическое значение. Есть международные обязательства Украины обеспечивать переправу между Грузией, Болгарией, Турцией и нашей страной.

Считаю, что нет необходимости отдавать инвестору 1-й и 2-й причалы, на которых сегодня обрабатываются «кейпсайзы». Это огромный терминал с равнозначно выгодным выходом на внешний рейд и внутреннюю акваторию. На внешней акватории у нас больше возможностей принимать не только «кейпсайзы» ‒ суда любых размеров, способных пройти через Босфор.

О контейнерном терминале

Контейнерный терминал сейчас выходит из судебных противостояний, и мы очень надеемся, что сможем прийти к мирному решению. Инвестор добросовестно выполнил обязательства, не по его вине договор о совместной деятельности был разорван. Очевидно, это решение суда справедливо. Но сумма существенная. Мы просто сейчас пожинаем плоды борьбы, которая не нами была инициирована. Причем любой исход судебного противостояния стоит государству денег. Проигрыш – порт должен вернуть вклад и имущество. Победа за портом ‒ инвестор все равно уходит и забирает свой вклад и часть имущества.

В любом случае это огромный финансовый минус, сотни миллионов гривен. Мы хотим договориться о выходе без критических последствий для порта. Рассматривается вариант перехода в другую форму сотрудничества инвестора с нами, чтобы реструктуризировать долги по вкладу и стоимости оборудования.

Сегодня терминал в месяц обрабатывает 1 тыс. TEU. Чтобы обеспечить себе прожиточный минимум, ему надо ежемесячно обрабатывать 15-20 тыс. TEU. Нужно, чтобы кто-то терминал загрузил. Но новый инвестор придет только на чистый актив.

О дноуглублении

Да, мы сегодня для обработки «кейпсайза» у причала используем проставки, чтобы вывести судно на 14 м. Затем догружаем его на внешней акватории. Конечно, это серьезно сказывается на стоимости. Чтобы сделать эту нагрузку некритичной, надо обеспечить глубины, позволяющие грузить такое судно у причала хотя бы процентов на 80-90.

Мы настаиваем на том, чтобы деньги, заработанные благодаря привлечению дополнительных грузопотоков в нашу акваторию, в нее же и вкладывалось. За три года Ильичевский морской порт заработал на судозаходах $50-60 млн. Сегодня в месяц мы принимаем три «кейпсайза». Но в 2014 году деньги, выделенные на реконструкцию причалов и акваторию, сотни миллионов гривен, не были освоены, в 2015-м такая же история. Это целевые деньги, их надо вкладывать.

Для нас причал – средство производства. Мы можем делать какие угодно обещания, а инвестор обязательно спросит, где грузить, где комфортней по цене, безопасности. Имея один причал с глубиной 13 м на весь порт, бороться за право называться современным портом нереально.

На 2016 год у АМПУ есть программа дноуглубления, но на гораздо меньшую сумму, чем планировалось в предыдущие годы. Обещают начать реконструкцию 2-го и 8-го причалов, вернуть паспортные глубины до 13,5 метров у первого причала, не выводя его из эксплуатации. Среди масштабных планов на этот год – начало работы по восстановлению стенки 7-9-го причалов. Они на многие годы были фактически выведены из эксплуатации, из-за чего 20 га складских территорий, находящихся в их тылу, не имеют прямого выхода к воде. После реконструкции здесь будут глубины до 15 метров.

Мы приступили к модернизации техники на 5-6-м причалах контейнерного терминала, где сохранились хорошие глубины, практически паспортные ‒ до 13,5 метров. Хотим, чтобы он заработал в универсальном режиме – обрабатывал не только контейнеры, но и лес, щепу, импортную руду, уголь. Будем использовать их также для постановки «кейпсайзов».

В 2016 году должны быть осуществлены закупки в соответствии с утвержденным Кабмином финпланом. Основная часть оборудования приобретается для повышения скорости обслуживания таких судов, как «кейпсайз» и «панамакс» ‒ ковшовые погрузчики, манипуляторы. Намерены приобрести буксир ледового класса.

О переименовании порта

Выбор для нового названия у нас небольшой. Пока рабочий вариант, который обсуждал и одобрил трудовой коллектив, ‒ ГП «Морской торговый порт «Черноморск». Теперь надо утвердить и согласовать на более высоком уровне.

Беседовала Валентина МИХАЙЛОВА

Полная версия интервью будет доступна подписчикам журнала в июньском номере

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать

Whoops, looks like something went wrong.

1/1 ErrorException in compiled.php line 7512: file_put_contents(): Only 0 of 327 bytes written, possibly out of free disk space

  1. in compiled.php line 7512
  2. at HandleExceptions->handleError('2', 'file_put_contents(): Only 0 of 327 bytes written, possibly out of free disk space', '/home/runsite2/ports.com.ua/www/bootstrap/cache/compiled.php', '7512', array('path' => '/home/runsite2/ports.com.ua/www/storage/framework/sessions/P0AD4xnQ0pX4jY83RpwOyJDAu25EAZ4XdxbjqW2S', 'contents' => 'a:4:{s:6:"_token";s:40:"AAPj78TkwqxnVUEZdeyHz4q1xiPKjAdS5CPnLGFI";s:9:"_previous";a:1:{s:3:"url";s:89:"https://ports.com.ua/articles/rabochikh-budet-yavno-ne-khvatat-intervyu-s-direktorom-imtp";}s:9:"_sf2_meta";a:3:{s:1:"u";i:1553230088;s:1:"c";i:1553230088;s:1:"l";s:1:"0";}s:6:"_flash";a:2:{s:3:"old";a:0:{}s:3:"new";a:0:{}}}', 'lock' => true))
  3. at file_put_contents('/home/runsite2/ports.com.ua/www/storage/framework/sessions/P0AD4xnQ0pX4jY83RpwOyJDAu25EAZ4XdxbjqW2S', 'a:4:{s:6:"_token";s:40:"AAPj78TkwqxnVUEZdeyHz4q1xiPKjAdS5CPnLGFI";s:9:"_previous";a:1:{s:3:"url";s:89:"https://ports.com.ua/articles/rabochikh-budet-yavno-ne-khvatat-intervyu-s-direktorom-imtp";}s:9:"_sf2_meta";a:3:{s:1:"u";i:1553230088;s:1:"c";i:1553230088;s:1:"l";s:1:"0";}s:6:"_flash";a:2:{s:3:"old";a:0:{}s:3:"new";a:0:{}}}', '2') in compiled.php line 7512
  4. at Filesystem->put('/home/runsite2/ports.com.ua/www/storage/framework/sessions/P0AD4xnQ0pX4jY83RpwOyJDAu25EAZ4XdxbjqW2S', 'a:4:{s:6:"_token";s:40:"AAPj78TkwqxnVUEZdeyHz4q1xiPKjAdS5CPnLGFI";s:9:"_previous";a:1:{s:3:"url";s:89:"https://ports.com.ua/articles/rabochikh-budet-yavno-ne-khvatat-intervyu-s-direktorom-imtp";}s:9:"_sf2_meta";a:3:{s:1:"u";i:1553230088;s:1:"c";i:1553230088;s:1:"l";s:1:"0";}s:6:"_flash";a:2:{s:3:"old";a:0:{}s:3:"new";a:0:{}}}', true) in FileSessionHandler.php line 83
  5. at FileSessionHandler->write('P0AD4xnQ0pX4jY83RpwOyJDAu25EAZ4XdxbjqW2S', 'a:4:{s:6:"_token";s:40:"AAPj78TkwqxnVUEZdeyHz4q1xiPKjAdS5CPnLGFI";s:9:"_previous";a:1:{s:3:"url";s:89:"https://ports.com.ua/articles/rabochikh-budet-yavno-ne-khvatat-intervyu-s-direktorom-imtp";}s:9:"_sf2_meta";a:3:{s:1:"u";i:1553230088;s:1:"c";i:1553230088;s:1:"l";s:1:"0";}s:6:"_flash";a:2:{s:3:"old";a:0:{}s:3:"new";a:0:{}}}') in compiled.php line 12345
  6. at Store->save() in compiled.php line 12165
  7. at StartSession->terminate(object(Request), object(Response)) in compiled.php line 2531
  8. at Kernel->terminate(object(Request), object(Response)) in index.php line 58