Вверх

Речное дноуглубление 2018: на что хватит денег

22 февраля 2018   Андрей Муравский

Как сообщил министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян, на дноуглубление Днепра, Припяти и др. планируется потратить 300 млн грн. По его словам, профинансируют работы за счет Администрации морских портов.

Речное дноуглубление 2018: на что хватит денег

Фото: "Нибулон"

В 2018 году украинские чиновники обещают провести на реках масштабное дноуглубление. Так, как сообщил министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян, на дноуглубление Днепра, Припяти и др. планируется потратить 300 млн грн. По его словам, профинансируют работы за счет Администрации морских портов.

Кроме того, министерство надеется привлечь в этом году кредитные средства. В общей сложности у Европейского инвестиционного банка МИУ просит на развитие транспортной инфраструктуры реки Днепр €50 млн. Как сообщил заместитель министра инфраструктуры по вопросам европейской интеграции Виктор Довгань, на дноуглубление потратят €10 млн, остальные средства пойдут на ремонт шлюзов и гидросооружений, которые остались в госсобственности. Правда, подписание соглашения ожидается только через полгода.

Проводить работы будет сама АМПУ, которая только недавно создала отдельный филиал – «Дноуглубительный флот». В начале февраля его зарегистрировали в Реестре юридических лиц и офисе крупных налогоплательщиков Государственной фискальной службы. Новосозданный филиал возглавил Сергей Бомчак, который до этого в течение двух лет был руководителем Администрации речных портов Украины.

С баланса другого филиала АМПУ, «Дельта-Лоцман», на баланс «новичка» переходят  землесосы «Ингульський», «Меотида» и «Тилигульский», многочерпаковые земснаряды «Рион» и «Скиф», две самоотвозные шаланды, две мотовозни и три промерных катера.

Кроме того, еще 28 единиц «Дноуглубительному флоту» отдает «Укрводпуть». Именно на это предприятие государство ранее возложило, в том числе, и функции по дноуглублению рек. Но оно финансируется из бюджета, так что на выполнение таких работ средств постоянно не хватало. Поэтому земснаряды работали только на самых потенциально-аварийных участках. Было дело, АМПУ как-то даже решила выделить «речникам» средства на дноуглубительные работы в виде возвратной помощи. Для госкомпании снятие с баланса флота – это даже облегчение.

В прошлогоднем интервью «Портам Украины» тогдашний директор «Укрводпути» Николай Верещака жаловался на хроническое недофинансирование предприятия и то, что «уход от планово-предупредительных ремонтов шлюзов и эксплуатационного дноуглубления не позволяет планировать расходы». «Передача функции и плавсредств ГП «Укрводшлях» к АМПУ позволит должным образом осуществлять навигационное обеспечение судоходства на ВВП, а «Укрводпути» даст возможность эффективно использовать бюджетные средства на не менее важную функцию предприятия содержание и ремонты судоходных гидротехнических сооружений», – уверял он.

Руководитель АМПУ Райвис Вецкаганс говорил «Портам Украины», что в первом полугодии 2018 года флот, доставшийся от «Укрводпути», будет восстанавливаться, поскольку из-за нехватки финансирования с этим также были проблемы. Это потребует немалых вложений.

Согласно годовому плану закупок «Укрводпути», в 2017 году непосредственно на ремонт флота госпредприятия было предусмотрено более 7 млн грн. На ремонт и обслуживание земкаравана «Евгений Колодочка» – 1,5 млн грн., на доковый ремонт теплоходов «Айдар» и «ШС-3» – по 800 тыс. грн., на доковый ремонт земкараванов «ДН-601» и «ДН-19» – 4 млн грн. И этими ведь ремонтами дело не ограничивается.

Чиновники не уточнили, какие объемы грунта планируется выбрать в этом году. «Финплан еще только готовится», – говорит руководитель «Дноуглубительного флота» Сергей Бомчак.

Известно, что когда в прошлом году «Укрводпуть» проводил по результату тендера дноуглубление акватории Измаильского морского порта, один кубометр стоил 156 грн. Но стоимость выросла, в том числе – из-за подорожания топлива. Это видно и по тендерам:  АМПУ рассчитывает провести эксплуатационное дноуглубление того же Измаильского МТП, а также Рени, из рассчета 36 млн грн. за 200 тыс. кубометров.

На вскидку можно предположить, что даже без учета кредитных средств ЕИБ за 300 млн грн. удалят по крайней мере 1,5 млн кубометров речного грунта. Но стоимость одного кубометра зависит он многих факторов: глубины и площади черпання, категории грунта (для более твердого нужна более дорогая технология и больше времени на работы), дальности свалки, состава каравана и т.д. Так что объемы могут быть и меньше.

Например, если часть дноуглубительных работ будет проводиться в районе Каменского (Днепродзержинска). Там выбирать нужно не песок, а каменную породу, и такие работы более дорогие. Правда, в «Укрводпути» объясняли ранее, что нет расчетов, сколько именно стоит убрать один кубометр скальной породы – таких работ госпредприятие не проводило.

«Законодательство о закупках усложнил требует сметы при проведении дноуглублении, и она при наличии проекта возможна, но стоимости единицы при производственных работах на один куб скальных пород нет. Нужны изменения в ДБН, а для этого хотя бы пробное дноуглубление необходимо провести», – объяснял Николай Верещака.

По подсчетам компаии «Нибулон», чтобы выйти на паспортные 3,65 м, нужно убрать 19 тыс. кубометров.

Ранее «речники» оценивали рабоы здесь в $2,5 млн. По подсчетам компаии «Нибулон», чтобы выйти на паспортные 3,65 м, нужно убрать 19 тыс. кубометров. Недостаточная глубина в верхней части Днепра считается значительным препятствием для развития речных перевозок. Сейчас перевозчики зависимы от сброса воды в водохранилище: 3.20 – 3.40 с шести до десяти утра и с пяти до десяти вечера, когда идет пиковое потребление электроэнергии.

На судостроительном заводе «Нибулона» в прошлом году построили самоходное дноуглубительное судно, которое назвали «Николаевец». В общем-то, на заводе сделали баржу-площадку, а на нее закрепили гусеничный трактор с соответствующим оборудованием. Который может работать на глубинах до 15 м гидромолотом, фрезой и ковшом. И в ноябре минувшего года компания провела в районе Каменского экспериментальное дноуглубление. За неделю участок площадью 750 кв. м (длиной 50 м и шириной 15 м) углубили примерно на 40 см

Очевидно, что если в этом году все-таки начнут проводить работы именно на этом участке Днепра, то заниматься им будет «Нибулон». Привлечение подрядчиков допускает и Райвис Вецкаганс. «Я думаю, что мы не сможем все делать своими силами, поэтому будем объявлять тендеры, чтобы максимально восстановить внутренние водные пути», – заявил руководитль АМПУ. Правда, дноуглубление в районе Каменского зависит от того, как быстро утвержденная стоимость кубометра будет утверждена. Открытым остается и вопрос компенсации дноуглубления «Нибулону» – компания давно изъявляла желание провести дноуглубление собственными силами, но хотела, что бы государство в свою очередь сделало для нее какие-то скидки и т.п.

В любом случае, для того, чтобы проведение дноуглубительных работ стартовало, необхомимо утвердить соотвествующий план. «Сможем ли мы провести дноуглубление в этом году, зависит от плана по внутренним водным путям, который мы должны в утвердить марте-апреле», – отметил ранее Вецкаганс. При этом он подчеркнул заинтересованость АМПУ в таком дноуглублении. «Почти половина грузов, которые идут по реке переваливается либо на рейде, либо в порту. Развивая реку, мы увеличим грузооборот и в речных, и в морских портах», – сказал он.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать