Вверх

Рейтинг портов Черноморско-Азовского бассейна 2017

22 июня 2018   Наталья Рыженкова

Перевалка грузов в портах Черноморско-Азовского региона в 2017 году выросла на 5,8% и достигла 527 млн тонн. Высокие результаты показали порты Болгарии – рост 8%. Наибольшее падение переработки отмечено в Грузии – на 7,4%

Рейтинг портов Черноморско-Азовского бассейна 2017

Фото: Единственный порт Молдовы продолжает наращивать перевалку

Больше таблиц и графиков к єтому материалу смотрите в печатной версии журнала "Порты Украины" №5, 2018

Информационно-аналитический центр BlackSeaTrans подготовил анализ работы портов Черноморско-Азовского региона за прошедший год. Общая статистика в сегменте, как и в прошлые годы, показывает стабильные результаты. По-прежнему лидируют российские и украинские порты. В портах Румынии и Грузии произошло падение объемов. Безусловным лидером рейтинга остается черноморский порт Новороссийск. Грузооборот порта в 2017 году достиг отметки 147,5 млн тонн, что на 90 млн тонн больше, чем у второго в черноморском рейтинге румынского порта Констанца (58,4 млн тонн).

Методика анализа

По сути, почти во всех странах Черноморско-Азовского бассейна морскими портами считаются территории и акватории, на которых стивидорные компании (терминальные операторы) перерабатывают грузы (или обслуживают пассажиров). Так, в 2017 году в Новороссийском порту насчитывалось 6 стивидорных компаний, перерабатывающих грузы. В порту «Южный» – 12, в Одесском порту – 16, в порту «Черноморск» – 10. Выросло число терминальных операторов, задействованных в Николаевском порту. Сегодня там насчитывается 17 стивидорных компаний. Это наибольшее количество среди всех портов региона.

В рейтинге морских портов стран Черноморско-Азовского бассейна учтены все порты региона (как торговые, так и рыбные), объемы грузопереработки которых по итогам 2017 года превысили 100 тыс. тонн. Таких портов, как и годом ранее, – 40.

Порты Крыма в представленной таблице грузооборота морских портов стран Черноморско-Азовского бассейна в 2017 году выделены в отдельную категорию. После аннексии Крыма Россией в марте 2014 года на оккупированной территории остались семь украинских морских портов: Керченский торговый и рыбный, Севастопольский торговый и рыбный, Евпаторийский, Феодосийский и Ялтинский. Данные о переработке грузов в этих портах российская статистика с момента аннексии Крыма стала включать в показатели работы российских портов. Мы же в приведенной таблице даем данные по российским портам без портов Крыма, а сами крымские порты выделили в таблице отдельной строкой.

Напомним, что до аннексии Крыма доля крымских портов в общем морском грузообороте Украины составляла лишь 9,2%. По итогам 2013 года через порты Крыма прошло чуть более 13,8 млн тонн грузов. Почти 70% грузооборота портов полуострова приходилось на порты Керчь и Севастополь.

Сегодня объемы перевалки всех портов полуострова по данным российской статистки приближаются к показателям 2013 года. Причем 83% всего крымского грузопотока приходится на Керчь, через которую Россия осуществляет поставку грузов для обеспечения жизнедеятельности полуострова.

К сожалению, нам не удалось получить данные грузопереработки в 2017 году Севастопольского рыбного порта. А также двух небольших турецких портов – Ризе и Зонгулдак. Объемы грузооборота болгарских портов – Бургас и Варна – были определены экспертно.

Страны региона

Суммарный грузооборот портов семи стран Черноморско-Азовского бассейна в 2017 году составил 527 млн тонн, что на 5,8% больше, чем в 2016 году. В сорока морских портах региона, имеющих годовой грузооборот в 100 тыс. тонн и более, работало около двух сотен стивидорных компаний.

Наибольший рост грузооборота в портах продемонстрировала Россия – 11,1% к 2016 году, до 258,4 млн тонн. В Черноморско-Азовском бассейне российских портов с объемом, превышающим 100 тыс. тонн, насчитывается 10. Все российские порты без исключения показали положительные результаты переработки. Рост обеспечили потоки экспорта зерна на фоне рекордного урожая и высоких поставок на экспорт, а также угля, нефти и контейнеров.

На 1,4% выросли объемы переработки в континентальных портах Украины и достигли 136,4 млн тонн. Драйверами роста стали уголь, строительные грузы и растительные масла. Из 14 украинских морских портов только два (Скадовский и Усть-Дунайский) не достигли отметки переработки грузов в 100 тыс. тонн.

Высокие результаты показали порты Болгарии (Бургас и Варна) – рост 8%, до 27 млн тонн. Нарастили оборот турецкие порты – на 6%, до 17,4 млн тонн. Молдавский порт Джурджулешты переработал рекордные 0,97 млн тонн, что на 11% больше показателей 2016 года. Перевалка в порту увеличилась за счет роста экспорта зерна, подсолнечного масла и вина, а также роста импорта угля и нефтепродуктов.

Остальные страны региона сократили грузооборот. Наибольшее падение переработки отмечено в Грузии – на 7,4%, до 16,3 млн тонн. В румынском порту Констанца перевалка грузов сократилась на 7,4% – до 58,4 млн тонн. Констанца – один из крупнейших контейнерных и зерновых хабов Черноморья. За последние 10 лет перевалка зерна в порту выросла в три раза, а доля агропродукции в общем грузообороте достигла 37%.

Порты Крыма, демонстрирующие рост на 21% в 2016 году, по итогам 2017 года сократили объемы перевалки на 0,9%, до 11,4 млн тонн. В результате непризнанного статуса полуострова крымские порты оказались фактически закрытыми для захода иностранных судов. К тому же разрыв экономических связей с Турцией лишил их последней возможности осуществления международной торговли. На фоне западных санкций порты оккупированного Крыма ищут выход на Сирию и Иран. Сегодня порты полуострова открыты только для ввоза российской продукции, поскольку вывозить из Крыма почти нечего. На российских судах в Крым везут строительные материалы (песок, щебень), дизтопливо, стеклотару (для розлива вина), а также потребительские товары.

Открытие Крымского моста протяженностью 19 км через Керченский пролив, состоявшееся в мае этого года, будет способствовать дальнейшему сокращению перевалки грузов через крымские порты. К тому же мост фактически перекроет доступ крупнотоннажных судов в Азовское море, что повлечет падение грузооборота в украинских портах Мариуполь и Бердянск. Дело в том, что габариты построенного моста позволяют проход только судам, высота которых не превышает 33 м. Таким образом, проход через канал оказался заблокирован для 144 крупнотоннажных судов, с которыми работал раньше Мариупольский порт.

Лидеры региона…

Анализ динамики развития отдельных портов в 2017 году показал, что наибольшего роста перевалки грузов достигли российские порты. Так, лидер Черноморско-Азовского бассейна Новороссийск нарастил объемы перевалки по сравнению с 2016 годом на 16,1 млн тонн (+12,2%). По итогам грузооборота в 2017 году Новороссийск возглавляет рейтинг морских портов России. Доля перевалки грузов в порту составляет 57% совокупного грузооборота морских портов РФ. В грузообороте портов региона доля Новороссийска достигла 28%.

В 2017 году в Новороссийске существенно выросла перевалка сырой нефти, до 40 млн тонн в год. Прежде всего, за счет масштабного проекта по расширению нефтепровода терминала Каспийского Трубопроводного Консорциума (КТК). В ближайшие годы ожидается выход на проектную мощность терминала в 67,5 млн тонн нефти в год.

Значительно выросли объемы переработки зерновых и контейнерных грузов. Активно внедряется инвестиционная программа терминала «Новороссийский комбинат хлебопродуктов». Уже завершен первый этап – строительство зернохранилищ на 100 тыс. тонн. Также планируется увеличение мощностей, строительство новой зерновой галереи и расширение зерновой пристани.

По итогам прошлого года оборот контейнерных терминалов в Новороссийске показал рекордный рост – 20% и составил 737 тыс. TEU. В результате порт достиг пика своей пропускной способности. Рекордный показатель по контейнерообороту был получен за счет экспорта, который растет на волне девальвации рубля. Сегодня Контейнерные терминалы Новороссийска могут обрабатывать суда вместимостью до 4,5 тыс. TEU. Только терминал НМТП может принимать суда до 6 тыс. TEU, но этот терминал имеет слабую тыловую инфраструктуру.

Из российских портов наивысшие показатели роста у портов Геленджик (+43,3%, до 0,2 млн тонн), и Таганрог (+29,7%, до 3,1 млн тонн). Устойчиво демонстрирует положительную динамику грузооборота расположенный в устье реки Дон морской порт Азов (+20,5%, до 8 млн тонн). Высокие показатели порта обеспечили рост зернового экспорта, нефтепродукты и уголь.

Выросла переработка в российских портах Кавказ и Туапсе, замыкающих пятерку в рейтинге черноморских портов. Так, в порту Кавказ, через который шло основное снабжение оккупированного Россией Крыма, объем экспорта вырос на 18,8%, до 17,3 млн тонн. В то же время импорт сократился вдвое, каботаж – на 2,8%. В 2,7 раза, до 14,4 млн тонн, выросла перевалка зерна. На 5% сократилась перевалка нефтепродуктов, до 12,7 млн тонн. В порту Туапсе в 2017 году в целом основную часть грузопотока формировали экспортные грузы – 14,05 млн тонн (+0,2%). На экспорт отправлялись зерновые, уголь, металлопродукция. Туапсе продолжает реализацию программы технического перевооружения, предусматривающей модернизацию причалов и складских площадей, обновление портальных кранов и колесной техники.

Показатели роста порта Тамань – 9,1%, до 15 млн тонн. Правительство РФ намерено сделать порт Тамань вторым после Новороссийска по объему перевалки российских портов в Азово-Черноморском бассейне, с грузооборотом до 93,8 млн тонн в год. Тем временем таманский проект неоднократно перекраивается в сторону уменьшения бюджетного финансирования. В частности, концессионный грант в 40 млрд рублей ушел на развитие инфраструктуры Крымского моста, а чиновники Минэкономики сомневаются в необходимости создания сухогрузного района порта Тамань. Но даже если государство в лице Росморпорта сохранит блокирующую долю в проекте, остальные деньги придется искать у частных инвесторов.

Украинские порты в 2017 году нарастили перевалку грузов на 1,4 %, до 136,4 млн тонн, и почти все остались на своих прежних позициях в рейтинге портов Черноморского-Азовского бассейна. «Южный», крупнейший порт Украины по грузообороту, который на 6,6% увеличил переработку грузов, до 41,9 млн тонн, занимает третью позицию в рейтинге. В 2017 году грузооборот порта вырос на 2,6 млн тонн. Через порт «Южный» проходит треть всего украинского экспортного грузопотока. В структуре грузооборота порта экспорт составляет 73% всей переработки (30,6 млн тонн). Основу его формируют руда, зерно и черные металлы. Большая часть импорта – это поставки угля. В порту продолжается реализация проекта по дноуглублению внутренней акватории и подходного канала. По завершении проекта глубины порта «Южный» достигнут 21 метра, что позволит принимать суда дедвейтом свыше 260 тыс. тонн.

Одесский порт, второй крупнейший в Украине по грузообороту, сократил перевалку на 4,4% и в результате опустился на с 5-й на 6-ю позицию. Перевалка в порту составила 24,1 млн тонн. В номенклатуре грузов в Одесском порту доминируют зерновые грузы, контейнеры и черные металлы.

Николаевский порт сохранил объемы переработки почти на уровне 2016 года (23,5 млн тонн). Порт «Черноморск» потерял 1,3 млн и оказался на 8-й позиции в рейтинге. Из украинских портов нарастили свои объемы Измаильский (+17,8%) и Ренийский (+15,7%). Наивысшие темпы роста – в Ильичевском морском рыбном порту (+34,7%, до 3,9 млн тонн).

Среди других портов региона значительный рост грузооборота в 2017 году наблюдался в турецком порту Самсун – 38,1%, в оккупированном Керченском рыбном порту – на 19,2%, в Бургасе (Болгария) – на 16,1%, в порту Ростов-на-Дону (РФ) – на 15,6%.

…и аутсайдеры

Из 40 портов Черноморско-Азовского бассейна в 2017 году более половины (26 портов) нарастили объемы перевалки грузов. Остальные порты остались в «минусе». Несмотря на общий рост грузооборота всех украинских портов на 1,4%, наибольшее падение объемов произошло в Бердянске (-36,9%) и Белгород-Днестровске (-23,9%). На 25% сократилась переработка грузов в грузинском порту Батуми. Турецкий порт Хопа снизил объемы на 14,1%. Ялтинский порт в оккупированном Крыму, замыкающий таблицу рейтинга, существенно снизил объемы на 26,8%, до 0,11 млн тонн.

В рейтинг портов Черноморско-Азовского региона, где учитываются порты с грузооборотом более 100 тыс. тонн, не попали два украинских порта – Скадовский (20,9 тыс. тонн) и Усть-Дунайский (54,2 тыс. тонн), А также российский порт Сочи, который в 2017 году совсем прекратил переработку грузов.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать