Вверх

С миру по нитке: как АМПУ создает дноуглубительное предприятие

21 марта 2016   Евгений Фарафонов

Создано единое производственное объединение дноуглубительного флота Администрации морских портов Украины

С миру по нитке: как АМПУ создает дноуглубительное предприятие

Самоотвозный трюмный землесос «Ингульський»

1 декабря 2015 года завершилась передача самоотвозного землесоса «Меотида» с баланса Мариупольского филиала ГП «АМПУ» на баланс филиала «Дельта-лоцман». Это событие стало очередным шагом в создании на базе филиала «Дельта-лоцман» единого производственного объединения дноуглубительного флота.

Зачем это нужно

Основная задача объединения дноуглубительного флота – контроль, содержание и эксплуатация судоходных каналов государственного значения (Бугско-Днепровско-лиманского и Херсонского морского каналов, глубоководного судового хода р. Дунай – Черное море), а также поддержание объявленных глубин в акваториях и на подходных каналах морских портов Украины.

В целом для поддержания паспортных характеристик только БДЛК, ХМК и МПК ГСХ необходимо ежегодно выполнять дноуглубительные работы объемом более 4 млн куб. м.

Ранее для их выполнения привлекались сторонние дноуглубительные предприятия, в основном – зарубежные, так как украинский дноуглубительный флот практически отсутствовал. При этом из-за затрат на мобилизацию дноуглубительного флота из-за рубежа значительно возрастала общая стоимость дноуглубления.

С целью обеспечения производственной автономности и оптимизации расходов на дноуглубление руководство ГП «АМПУ» решило изменить концепцию к выполнению дноуглубительных работ на объектах АМПУ и инвестировать средства прежде всего в развитие собственного технического флота.

Этапы создания

Первым шагом была передача с баланса ГП «Черазморпуть» на баланс ГП «АМПУ» пяти единиц дноуглубительного флота: самоотвозного землесоса «Тилигульский» и земкаравана в составе многочерпакового земснаряда «Рион», самоотвозных шаланд «Крымская-3» и «Крымская-9», а также завозчика якорей «МЗ-318».

Концентрация дноуглубительного флота происходит на базе филиала «Дельта-лоцман», в составе которого уже функционировали промерные партии с высококвалифицированным персоналом и современным промерным оборудованием, а с 2013 года – современный самоотвозной землесос «Ингульский».

Очередным шагом стала передача с баланса Мариупольского филиала на баланс филиала «Дельта-лоцман» самоотвозного землесоса «Меотида», «систер-шип» з/с «Ингульский».

Благодаря этому шагу можно будет существенно снизить долю выполнения дноуглубительных работ на объектах ГП «АМПУ» сторонними организациями, а затраты администрации будут оптимизированы. Кроме того, при выполнении дноуглубительных работ собственными силами нет необходимости в проведении сложных и длительных тендерных процедур, что положительно сказывается на планировании и оперативности выполнения работ.

Первые результаты

Первый эффективный результат был получен еще в 2014-2015 годах, когда землесосы «Ингульский» и «Меотида», а также промерные партии, в случаях возникновения производственной необходимости в короткие сроки передислоцировались и оперативно выполняли дноуглубительные и промерные работы.

Так, например, в октябре 2014 года землесос «Ингульский» выполнил эксплуатационное дноуглубление акватории и подходного канала Скадовского порта с доведением до паспортных характеристик. До этого дноуглубление на акватории порта не проводилось с 2005 года, что привело к полной остановке торгового судоходства.

В июне 2015 года «Ингульский» выполнил эксплуатационное дноуглубление акватории и входа в ковш (90-й километр р. Дунай) Измаильского морского порта, где дноуглубительные работы не проводились с 2009 года. Отсутствие гарантированных глубин создавало сложные навигационные условия для судоводителей, угрожало безопасности судоходства и фактически препятствовало дальнейшей работе и развитию 3-го района порта и судоремонтного завода, которые находятся в ковше порта.

Аналогичные работы по эксплуатационному дноуглублению и доведению подходных каналов и акваторий порта до паспортных характеристик землесосами «Ингульский» и «Меотида» в 2014-2015 гг. были выполнены в Одесском, Ильичевском и Белгород-Днестровском портах.

Финансовый аргумент

Отдел инженерно-технических изысканий филиала «Дельта-лоцман», помимо выполнения промерных работ на своих объектах (сезонные, инженерные, контрольные и т.д.), осуществляет промеры акваторий и подходных каналов других филиалов ГП «АМПУ».

«Состояние собранного под одно крыло флота самое разное: от небольших и современных землесосов 2012 года постройки («Ингульський» и «Меотида») до 30-40-летних ветеранов, но имеющих более высокую производительность – многочерпакового земснаряда «Рион» (1975) и самоотвозного землесоса «Тилигульский» (1985), – рассказывает начальник службы технического флота филиала «Дельта-лоцман» Александр Сытченко. – Из семи имеющихся плавсредств пять приходится не просто ремонтировать, а фактически восстанавливать. Тем не менее, ремонт старого флота считаю оправданным. Наша страна не такая богатая, чтобы строить и покупать за границей новые суда технического флота. Принято считать, что только частный бизнес считает деньги. Но если частная компания приобретает старое судно, вкладывает средства в его ремонт и потом зарабатывает, то такой подход вполне экономически обоснован и для государства. Поэтому построенные ранее суда после необходимого капитального ремонта и доукомплектования современными системами позиционирования, навигации, безопасности и связи вполне мы сможем успешно эксплуатировать в дальнейшем».

Дальнейшие перспективы

Летом 2015 года был завершен ремонт земснаряда «Рион». В марте 2016 года «станут в строй» самоотвозная шаланда «Крымская-9» и завозчик якорей «МЗ-318». Ожидаемый период окончания ремонта землесоса «Тилигульский» и самоотвозной шаланды «Крымская-3» – соответственно, конец второго и третьего квартала текущего года.

Сейчас суда дислоцируются в разных портах. Для дальнейшего развития прорабатывается вопрос создания собственной производственной базы для стоянки, обслуживания и ремонта технического флота.

Досье

«Тилигульский» (Tiligulsky), проект 469 – самоотвозной трюмный землесос с волочащимися грунтоприемниками и гидроразмывом.

«Рион» (Rion), проект 431 – многочерпаковый земснаряд. Работы выполняются в составе земкаравана: грунтоотвозных шаланд и мотозавозни – завозчик якорей.

«Крымская-3», «Крымская-9», проект Р1650М – грунтоотвозные дизельные шаланды. Предназначены для приема, транспортировки и разгрузки на подводных свалках грунта, извлекаемого многочерпаковыми земснарядами.

Завозчик якорей (мотозавозня) «МЗ-318» выполняет работы по завозке и перекладке якорей земснарядов, перевозке экипажей, снабжение плавучих средств водой и топливом, буксировке плавучих средств.

«Ингульський», «Меотида» (пр. DAMEN GHD-750) – самоотвозные трюмные землесосы с волочащимися грунтоприемниками и гидроразмывом, предназначенные для выполнения эксплуатационных и строительных дноуглубительных работ. Грунт извлекается с помощью грунтоприемников, расположенных по обоим бортам, а также грейфера. Разгрузка может производиться: на подводные свалки – через донные люки, на береговые гидроотвалы (методом рефулирования) – через плавающий и береговой разгрузочный пульпопровод (длина – 600 м), методом рефулирования Rainbow – через носовое сопло, предназначенное для выпуска струи пульпы. Оба судна построены в 2010-2012 гг. компанией Damen Shipyards Gorinchem (Голландия).

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать