Вверх

Сергей Бомчак: АМПУ готова конкурировать на дноуглубительном рынке

06 июня 2019   Андрей Муравский

Начальник Филиала «Дноуглубительный флот» АМПУ Сергей Бомчак в интервью сайту «Порты Украины» о дноуглублении на реках, в акватории портов, флоте и ближайших планах

Сергей Бомчак: АМПУ готова конкурировать на дноуглубительном рынке

Филиал «Дноуглубительный флот» появился в структуре АМПУ более года назад. Потом  был долгий период оформления документальных формальностей, зачисление людей в штат… Этот процесс закончился, уже есть возможность полноценно работать?

– Наша задача – централизованное навигационное обеспечение на акваториях морских портов и судоходных внутренних водных путях. При чем, необходимость обеспечивать судоходство на реках в создании филиала сыграла важную роль. Официальная дата создания филиала «Дноуглубительный флот» – 16 января 2018 года. И его создали после того, как в 2017 году было принято решение о том, что навигационное обеспечение на ВВП переходит от ГП «Укрводшлях» к ГП «АМПУ». В частности, АМПУ обеспечивает установленные габариты и безопасность судоходства, должна выполнять на реках промерные, тральные, дноуглубительные и дноочистительные работы. Если заглянуть еще дальше в прошлое, то были и другие изменения в функционале предприятий морехозяйственного комплекса и в действующих нормативно-правовых актах Украины, как и в нашем основном документе – Положении о навигационном обеспечении судоходства на внутренних водных путях Украины, утвержденном приказом Министерства инфраструктуры Украины от 14.06.2007 № 498.

Почти весь первый год работы был посвящен формированию команды, передаче специализированного и вспомогательного флота от ГП «Укрводшлях» на баланс «Дноуглубительного флота» и его ремонту. Мы получили земснаряды, буксиры, завозни, плавкраны, катера и лодки – всего 26 единиц. В структуру филиала перешли и сотрудники «Укрводшляха». Это настоящие специалисты в своей отрасли с большим опытом. Мы трудоустроили как сотрудников административного персонала, так и флота, обеспечили все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

Много усилий потребовалось на внутренние организационные процедуры предприятия и нового филиала, ведь все  создавалось с нуля. Это и формирование организационно-штатной структуры, и распределение обязанностей между подразделениями. Возможно, это не видимая и не ощутимая работа, но она важна. И она продолжается: разрабатываем инструкции, положения, обеспечивается управляемость процессов. Кроме того, после тщательного анализа действующего законодательства мы уже сейчас подготовили ряд предложений и дополнений для отраслевых нормативных актов.

Благодаря всей этой работе в 2019 году мы смогли активно начать работу по всем направлениям – траление, ремонты, дноуглубление, развитие проектов международного сотрудничества для возобновления международного судоходства по украинским рекам.

– Не секрет, что «Укрводшлях» недофинансировался и флот нуждался в ремонте. А переход с баланса на баланс – не быстрый. Получается, что филиал не мог приступить к выполнению одной из основных задач?

– Действительно, долгое время суда «Укрводшляха» не ремонтировались. То, что нам «досталось в наследство», абсолютно не было пригодно к работе, не выдерживало никаких нормативов Регистра судоходства Украины, и у нас просто не было морального права отправить такой флот в рейс. Поэтому после подписания актов приема-передачи мы организовали публичные открытые тендеры, стали искать подрядчиков, способных выполнить работы согласно ремонтных ведомостей в кратчайшие сроки. Не будем вдаваться в подробности, вся необходимая информация находится в открытом доступе в системе электронных закупок Prozorro.

Тем не менее, в 2018 году даже без флота необходимо было выполнять прямые функции по обеспечению судоходства. Плечо подставил Одесский филиал АМПУ, который до начала навигации 2018 года провел по нашей заявке на реках Украины промерные и тральные работы.

Планируется ли еще передача флота от «Укрводшляха»?

– «Дноуглубительный флот» направил письма на МИУ и «Укрводшлях», но инициативы или подтверждения о передаче техники мы не получили. Зато мы как раз в процессе передачи флота от других подразделений АМПУ – должны получить буксир от Херсонского филиала, а от Белгород-Днестровского филиала – земснаряд.

Но от «Укрводшляха» мы должны получить не только флот, но и недвижимое имущество. Это предусмотрено передачей его функций АМПУ. Это ремонтная база технического флота в Киеве, производственные помещения в Черкассах и Днепре. Еще не решен вопрос, где флоту отстаиваться. Мы подготовили проекты обращений в Фонд госимущества через МИУ о согласовании передачи объектов. Надеемся, что Фонд примет решение о передаче объектов недвижимости оперативно. Это позволит нам работать эффективно и полноценно выполнять задачи.

А «Укрводшляху» эти площадки уже не нужны? Флота у него совсем не остается?

– Согласно изменениям нормативно-правовых актов, у «Укрводшляха» осталась лишь одна функция – содержание и обеспечение работы судоходных гидротехнических сооружений – шлюзов. Это охрана объектов, поддержание их в нормальном состоянии, уплата земельного налога.

Были объявлены тендеры по ремонтному черпанию двух водохранилищ, реки Днепр и реки Припять. Что мешает сделать эти работы самостоятельно?

– Работы на этих участках необходимо выполнить как можно раньше, чтобы не ограничивать действующие грузоперевозки, которые осуществляются отечественными судоходными компаниями. Нас же сдерживала необходимость принять на свой баланс дноуглубительную технику, отремонтировать и ввести в эксплуатацию. Поэтому привлечь подрядчиков для выполнения этих работ мы планировали с самого начала работы филиала. Система Prozorro определила победителей в тендере на Каменском и Кременчугском водохранилищах. С ООО «СОБИ» уже подписан договор на проведение работ на Кременчугском водохранилище. Ремчерпание на Припяти в Prozorro было объявлено недавно.

Как только наш флот выйдет из судоремонта, будет укомплектован экипажами, зипом, забункерован, мы также подключимся к проведению работ.

То же касается и эксплуатационного дноуглубления в акваториях морских портов Украины. Мы также уже подписали договоры с победителем конкурсов по дноуглублению в морских портах Мариуполь и Бердянск. Как известно, это ООО «Специализированное техническое бюро Азимут».

Каковы в таком случае главные направления работы филиала?

– Как я уже говорил, филиал создан с целью организации и выполнения дноуглубительных работ, обеспечения гарантированных габаритов на ВВП, в акваториях морпортов и на подходах к ним. В нашей краткосрочной перспективе стоит задача по проведению ремчерпания в акваториях всех морских портов Украины, на всех реках, отнесенных к категории судоходных, а их сейчас официально более 2,7 тыс. км. Для этого мы организовываем работы как собственными силами, так и привлекая дноуглубительные компании. Организовывая тендеры мы прилагаем все усилия, чтобы на конкурсах была высокая конкуренция. Недавно это и произошло при организации конкурсов по портам Азовского моря. Ранее на тендеры выходило менее двух участников. А в этом году сразу 7 участников подало заявки на участие в аукционах по обоим закупкам, в том числе и зарубежные. Создать конкурентные условия удалось еще и благодаря отмене финансового обеспечения.

Но на реках вы самостоятельно еще не работали?

– С открытием навигации на ВВП филиал уже своими силами провел тральные и дноочистительные работы. Такие работы должны проводиться дважды в год – при открытии и перед закрытием навигации. Работы завершены на судоходных путях Южного Буга, Днепра, Припяти и других. Отработали даже в Винницкой области, на участке реки Южный Буг, который не соединен с общей сетью водных путей Украины. Общая площадь речных судоходных путей, где провели траление и дноочистку, составила более 30 кв. км. Продолжаем работы на верхнем участке реки Днепр.

– Что касается Припяти – там ведь мало траления, белорусы ждут дноуглубления, чтобы реализовать свои проекты…

– У нас постоянный диалог с белорусскими коллегами, чтобы восстановить транспортное судоходное сообщение по Днепру между странами. Траление, дноуглубление  обеспечат увеличение грузооборота. АМПУ в целом очень заинтересовано в росте перевалки в морских портах и речных терминалах Украины. Дноуглубительные работы там планируется провести осенью, когда будет «высокая вода».

Транзитный потенциал Украины очень большой. Это относится также к Днестру: используя реку и перегрузочные возможности Белгород-Днестровского морского порта можно привлечь грузопоток зерновых из Молдовы. Это дополнительно требует еще и создания нового пункта пропуска в этом регионе, однако при активизации работ как организационных, так и дноуглубительных, вполне реально привлечь в первом же году до 0,5 млн тонн грузов молдавских грузовладельцев.

– Как в дальнейшем будет вестись работа – вы большей мерой самостоятельно будете проводить дноуглубление или же будете привлекать бизнес?

Мы сделали все для того, чтобы усилить свой флот, сделать его конкурентоспособным. И мы будем совершенствоваться. Мы изучаем зарубежный опыт, были в Евросоюзе, где изучали существующие возможности и перспективные направления. Сегодня при проведении дноуглубительных работ в портах и на каналах в комплексе с прочим оборудованием ("железом") используется программное обеспечение для проведения мониторинга фактических глубин, расчета объемов грунта, который необходимо изъять для обеспечения безопасности судоходства и прочее.

Судоходство по рекам Украины значительно ниже объемов бывшего СССР. Грузовые перевозки с тех пор многократно сократились, а пассажирские – практически остановились. Пассажирские теплоходы работают на экскурсионном направлении, и перевозка пассажиров, а не короткие круизы, только начали понемногу возрождаться. Но с 2016 года очень стремительно растут коммерческие грузовые рейсы по Днепру и Южному Бугу. Конечно же, это заслуга частного бизнеса, и мы готовы очень активно сотрудничать с ним в этом направлении. Хотели бы на договорных условиях оказывать услуги по дноуглублению подходных каналов к речным и морским частным перегрузочным терминалам. В этом мы готовы конкурировать с прочими специализированными компаниями.

– Обычно бизнесу проще привлекать частников – они ведь более гибкие.

– Это регулируется договорными отношениями. Мы готовы конкурировать: обновили флот, имеем профессиональных судоводителей и других профессионалов. Да, у нас еще есть трудности: не все судоремонтные верфи Украины способны выполнить сложные работы по восстановлению дноуглубительного флота, что затрудняет функционирование филиала. Плавсостав уже достигает почтенного возраста, нужна молодежь, и мы готовы  сотрудничать с учебными заведениями по подготовке, стажировке и дальнейшему трудоустройству молодых механиков и судоводителей на наших судах. Необходимо на государственном уровне сделать акцент на популяризации профессий как технического, так и пассажирского флота.

С какими еще сложностями сталкивается филиал?

– Что очевидно – это продолжительные процедуры закупок услуг по ремонтному черпанию.

Более глобально можно говорить о неурегулированном  и устаревшем национальном законодательстве в сфере речного судоходства. Нет технических, технологических инструкций, правил и стандартов, утвержденных правительством по проведению дноуглубительных работ на речных судоходных водных путях. Окончательно не определены источники финансирования работ на реках, что должно быть законодательно урегулировано. Очень надеемся, что Верховная Рада в ближайшем будущем примет профильный Закон Украины «О внутреннем водном транспорте», который должен установить четкие механизмы работы всех участников транспортного процесса.

Мне, кстати, очень понравилась роль государства в обеспечении судоходства на ВВП стран Западной Европы. Это и разработка законодательных нормативно-правовых актов, научное сопровождение эксплуатационного и капитального дноуглубления, разработка и внедрение стандартов эксплуатации, строительства, реконструкции и модернизации гидротехнических сооружений. При поддержке профильных институтов там прогнозируется жизнь судоходных рек, изучается положительный опыт улучшения окружающей среды от проведения дноочистительных и дноуглубительных работ. К этому на определенных этапах привлекаются частные компании, что не может не радовать. Такой вид государственно-частного партнерства заслуживает уважения. Надеемся, что и мы сами, и правительство Украины, и наши отечественные судоходные и дноуглубительные компании в скором времени наладят подобное сотрудничество.

Все работы по навигационному обеспечению судоходства связаны и с безопасностью судоходства, и, с охраной окружающей среды, здоровьем и жизнью людей, сохранностью грузов и прочими важными факторами. И мы в свою очередь будем обеспечивать выполнение возложенных на АМПУ и филиал задач, придерживаясь принципов открытости, прозрачности и ответственности за качество выполненных работ.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать