Вверх

Ступенчатые маршруты доставки зерна в порты: мнение экспертов

30 января 2019   Иван Киричевский

Аграрии начали договариваться о совместном вывозе продукции при помощи «кернеловского» сервиса Transithub. Как это работает и решит ли проблему дефицита тяги

Ступенчатые маршруты доставки зерна в порты: мнение экспертов

Фото: uga.ua

В 2018 году зернотрейдеры жаловались, что курс «Укрзализныци» на тотальную «маршрутизацию» логистики отрезал большую часть элеваторов от перевалки зерна в порты: продукцию отгружали лишь 60 зернохранилищ из 800 и, в том числе из-за этого, перевалка агропродукции на железной дороге сократилась на 15% — до 31 млн тонн за год.

Начало 2019 года подсказало зернотрейдерам путь решения логистических проблем: формирование «ступенчатых маршрутов» на железной дороге через платформу Transithub, принадлежащую компании «Кернел». На базе платформы в январе было сформировано 10 заявок на отправку зерна по «ступенчатому маршруту», выполнено было три заказанных перевозки.

Теоретически, через такой аналог «блаблакара» владельцы зерна могут договариваться о совместной доставке своего товара с нескольких линейных станций на одну из портовых станций.

При этом поезд будет сформирован как выгодный для железнодорожников «классический» маршрут, благодаря чему зерно будет быстрее доезжать до портов, а портовые элеваторы переваливать груз на суда в срок.

Впрочем, предупреждают эксперты, новация со «ступенчатыми маршрутами» не поможет побороть дефицит тяги и вагонов-зерновозов, а также не устранит потребность в модернизации портовой инфраструктуры, которая сдерживает и «классические» перевозки зерновых по железной дороге.

Выгода step by step

Доктор технических наук и преподаватель Украинского государственного университета железнодорожного транспорта Андрей Прохорченко говорит, что на украинских железных дорогах «ступенчатые маршруты» использовали еще при СССР. Механика была проста: одним локомотивом железнодорожники собирали на последовательно расположенных станциях группы вагонов с одинаковым или различным грузом. Это помогало сэкономить время и затраты на сортировочные операции с подвижным составом. Но при независимой Украине понятие «ступенчатого маршрута» исключили из «Правил железнодорожных перевозок», поэтому таким видом доставки железнодорожники почти не пользовались, объясняет эксперт.

В свою очередь, пользоваться «ступенчатыми маршрутами» зернотрейдеры начали из-за проблем в работе «Укрзализныци». Президент Украинской зерновой ассоциации Николай Горбачев детализирует: если «классический» маршрут зерновозов можно отгрузить только с 60 элеваторов, то «ступенчатый» — с 200-300. При этом для «ступенчатой» отправки зерна не обязательна близость элеватора к путям, только — технологическая способность железнодорожной станции погрузить зерном достаточное количество вагонов в короткий срок. «Таким образом, ступенчатые маршруты дают доступ к железным дорогам большему количеству агропроизводителей, и позволяют портам ритмичнее отгружать зерно: рассчитывать лишь на 60 элеваторов — нелогично», — резюмирует глава УЗА.

90% железнодорожных станций Украины в принципе не способны отгрузить «маршрут» в 54 вагона-зерновоза

Аграрии не имеют другого варианта, чем переходить к формату «ступенчатых маршрутов» в перевозках зерна, добавляет руководитель аналитического сектора Zernovoz.in.ua Александр Глущенко. Эксперт уверяет: 90% железнодорожных станций Украины в принципе не способны отгрузить «маршрут» в 54 вагона-зерновоза, а достаточный для «маршрута» объем зерна могут собрать самостоятельно только крупные агропредприятия. Мелкие и средние аграрии могут грузиться только на небольших станциях, объединенных в полигоны для отправок. Вагоны с таких станций как аграриям, так и железнодорожникам выгодно собирать именно через механизм «ступенчатых маршрутов», убежден Глущенко.

В свою очередь, говорит Прохорченко, «Укрзализныце» зерновые «ступенчатые маршруты» выгодны и из-за соотношения «затраты/прибыль»: не нужно тратить ресурс на сортировку вагонов, за «ступенчатую» отправку аграрии будут платить по тарифам «классических» маршрутов, но железнодорожники будут обязаны выдерживать норматив скорости только в 200 километров в сутки — как для «повагонной» отправки, вместо 320 километров в сутки как для «маршрутной» отправки.

Впрочем, эксперты пока не возлагают больших надежд на проект «ступенчатых машрутов» перевалки зерна через платформу Transithub. Дело как в самом формате проекта, так и в дефиците тяги и других проблемах работы «Укрзализныци».

Зерно везут лебедь, рак и щука

Во-первых, по словам Горбачева, комбинировать «ступенчатые маршруты» из зерновозов - «очень сложно». «Очень сложно скомпоновать из разных точек отправления в одну точку назначения, потому что на одном маршруте могут грузиться даже 4 компании, которые захотят ехать не только в «Одесса-порт», но в «Николаев-порт», и это уже не будет маршрутом для железнодорожников», - комментирует глава УЗА. «Да и экспортеры с трейдерами не должны заниматься несвойственным для них делом - искать таких же «братьев по несчастью», чтобы собрать ступенчатый маршрут», - дополняет Глущенко.

Кроме того, утверждает заместитель директора по логистике компании «Дельта Вилмар» Валерий Ткачев, значительное количество агропредприятий не хочет ...

Продолжить чтение...

Качественная независимая журналистика может существовать благодаря поддержке читателей, поэтому продолжение этого материала доступно только нашим подписчикам.

Если вы уже подписаны Войдите в систему
Для юридических лиц Заполните форму
Консультация: pr@runsite.com.ua
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать