Вверх

Суда-арестанты в Украине: кто, где и за что

16 октября 2019   Андрей Муравский

Каждое задержанное правоохранителями судно нужно где-то «пристроить». И если оно потом каким-то образом мешает работе порта — правоохранителей это уже не волнует.

Суда-арестанты в Украине: кто, где и за что

По свежим данным Администрации морских портов Украины, в пяти украинских портах находится семь арестованных судов, которые проходят в качестве вещественных доказательств в различных уголовных процессах. География весьма разнообразна – и Азовское море, и Днепр, и Дунай…

Часть судов, задержанных за незаконное посещение оккупированного Крыма, находятся в портах Мариуполя и Бердянска. В Измаиле стоит танкер NIKA SPIRIT, который СБУ был идентифицирован как танкер NEYMA, который использовали для перекрытия Керченского пролива при захвате кораблей ВМС Украины. В Херсоне – недавно задержанный СБУ танкер «Мрія» под украинским флагом.

Рекордсменами по времени простоя у ее причалов АМПУ называет два судна в порту Рени – SKY MOON и MAMBA B. Первое находится в порту с февраля 2016 года, второе – с февраля 2017-го.

В АМПУ прямо говорят: это мешает работе портов. И это понятно, ведь каждое задержанное правоохранителями судно нужно где-то «пристроить». И если оно потом каким-то образом мешает работе порта — правоохранителей это уже не волнует.

Недавняя история с задержанием танкера «Мрія» как раз ярко иллюстрирует проблему. Он чуть было полностью не парализовал работу терминала в Херсонской нефтегавани. Дело в том, что хоть там есть четыре причала, но по техническим причинам перегрузку осуществляли только на двух. До лета прошлого года, пока на одном из них не арестовали судно «Механик Погодин». «Это лишило нас возможности разгружать на этом причале нефтепродукты. Каждый причал соединен с конкретной группой резервуаров. И из-за того, что к действующему причалу было пришвартовано арестованное судно, возникли технологические сложности», — сетовал и.о. директора ГП «Предприятие по обеспечению нефтепродуктами» (это госпредприятие управляет терминалом) Ярослав Ковалевский.

И вот 10 августа сотрудники Главного управления СБУ в АР Крым арестовали на действующем причале «Мрію». Сотрудники Главного управления Службы безопасности Украины в АР Крым не разрешали осуществлять маневровые операции, чтобы дать возможность разгрузить следующий танкер, шедший в Херсон. Почти неделю «Мрію» не могла выйти с порта. Это полностью заблокировало роботу перевалки. До конца месяца ожидалось прибытие четырех танкеров, и одному из них отказали, уточнили на предприятии.

После того, как суд отказал следователю в аресте судна танкер всё-таки смог покинуть Херсонский порт, но как оказалось ненадолго. СБУ подала апелляцию на решение суда и 20 августа задержала «Мрію» в нейтральных водах. Танкер стали вести в Южный, но в конце концов вернули в Херсон.

«В результате переговоров удалось убедить правоохранителей временно пришвартовать танкер к причалу, который не используется для перекачки нефтепродуктов. Но он частично аварийный, поэтому до конца вопрос еще не решен, так как «Мрия» полностью загружена топливом. Топливо не арестовано и вообще не предназначено для импорта в Украину. Его нужно будет как-то перегружать», — сообщили в ПОНП.

В акватории Херсонского порта нет других мест стоянки танкеров кроме причалов ПОНП. В то же время, в ПОНП недоумевают, почему правоохранители не хотят убрать танкер «Механик Погодин». Ведь он уже разгружен, дегазирован и может стоять в любом другом месте. А вместо этого блокирует работу перегрузочного оборудования.

Почему так важно, чтобы судно сразу поставили «правильно»? Дело в том, что если этого не сделать, то потом никаких маневровых операций осуществлять с ним нельзя. Из-за чего предприятия могут недополучать доходы.

В затоне Херсонского морского порта пару лет назад поставили судно под иностранным флагом, которое было задержано за заход в порт аннексированного Крыма. Затон использовался в основном как отстойник, но часом возникали потребности выгрузить груз там. Например, временно там нужно было разместить минудобрения — сульфат аммония. Руководство ГП ХМТП спрашивало у Генпрокуратуры, можно ли переместить судно это, чтобы не мешало, но там отвечали, что нельзя его даже сдвигать. Не говоря уже о том, что бы арестованный ячмень хранить на арестованном судне.

В Николаевском порту вообще время от времени возникает потребность отводить судно «BLACK FUEL» от причала №15 на якорную стоянку, когда нужно поставить на разгрузку другое судно.

 «Арестованные судна усложняют работу портов и формируют многомиллионную задолженность по портовым сборам, годами занимают причалы, которые могли бы все это время использоваться для приема других судов и приносить дополнительный доход государству и администрациям портов. При наличии на них минимального экипажа, АМПУ вынуждена обеспечивать электроснабжение на судно, предоставлять санитарные услуги, осуществлять регулярный обзор, что также связано с дополнительными затратами. Если же на судне нет команды и оно отключено от электросети, оно может нести потенциальную опасность для судоходства. Работники портофлота вынуждены периодически проверять состояние такого судна и швартовые канаты. Арестованые судна препятствуют подходам для разгрузки другим», — говорит заместитель председателя ГП «АМПУ» с морской и внутренней безопасности Сергей Гронский.

«SKY MOON судно несет еще и экологическую опасность для порта и украинского Дуная. Ведь на нем находится три тысячи тонн соды, которая в случае возникновения непредвиденных обстоятельств, например неблагоприятных погодных условий, может попасть в акваторию порта и реку», — добавляет он .

 «Государство не реализовало на 100% механизм распоряжения такими активами третьих стран. Мы не раз обращались по этому вопросу в Генпрокуратуру и другие службы, но результата пока нет. Нужно их реализовывать, чтобы они не мешали работе в акваториях», — говорит руководитель АМПУ Райвис Вецкаганс.

В Международной юридической службе Interlegal говорят, что финансирование расходов, связанных с хранением или пересылкой вещественных доказательств (которым является арестованное судно), осуществляется за счет средств, предусмотренных для содержания органа, в составе которого функционирует следственное подразделение. Это предусмотрено Порядком хранения вещественных доказательств стороной обвинения, их реализации, технологической переработки, уничтожения, осуществления расходов, связанных с их хранением и пересылкой, сохранности временно изъятого имущества в ходе уголовного производства, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 19.11. 2012 № 1104.

Юристы обращают внимание «на один из возможных аспектов, который может способствовать частичному решению этого вопроса». Это применение института управления чужим имуществом (Закон Украины «О Национальном агентстве Украины по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений»).

«В соответствии со ст. 100 УПК Украины, соответствующие вещественные доказательства могут передаваться указанному Национальному агентству для осуществления мероприятий по управлению ими с целью обеспечения их сохранности, реализации. Так что арестованное судно может быть передано в оперирование третьему лицу на основании договора управления активами и конкурсного отбора, а в случае отсутствия таких третьих лиц, может быть выставлено на публичные торги», — говорит ведущий юрист Interlegal Дмитрий Очколяс. Но при этом добавляет, что «текущее состояние дел по применению этого института говорит о малых успехах». «В пример можно привести практику его применения относительно судна «Норд», которая не дала в среднесрочной перспективе позитивного эффекта», — говорит он.

Напомним, рыболовецкое судно «Норд» украинские пограничники задержали в Азовском море 25 марта 2018 год. Прокуратура Крыма во исполнение постановления Херсонского городского суда Херсонской области передало его в управление Национальному агентству по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других пре ступлений. Его трижды пытались продать на аукционе, но так и не был продан.

Партнер компании Артур Ницевич рекомендует: для предъявления последующих требований об уплате непокрытых расходов, связанных с пребыванием арестованного судна, в адрес органа следствия, заранее готовить полный пакет первичных документов по таким непокрытым расходам (убыткам). И систематически ходатайствовать перед органом следствия об осуществлении процессуальных действий, которые бы не допустили формирование таких расходов. 

Сергей Гронский считает, что необходимо на государственном уровне принять ряд решений: усовершенствовать нормативную базу и порядок, определяющий процедуру и основания постановки к причалам арестованных судов, выделение для этого специальных мест, стоянок, специализированных причалов, их соответствующей подготовки, а также разработки действенного механизма компенсации расходов АМПУ для обеспечения стоянки арестованных судов в портах.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать