Вверх

Судов гибнет меньше: подробности отчета Safety & Shipping Review 2016

06 июля 2016   Марк Шевченко

В 2015 году общее количество погибших судов сократилось по сравнению с предыдущим годом на 3%, до 85 единиц – следует из отчета подготовленного Allianz Global Corporate & Specialty

Судов гибнет меньше: подробности отчета Safety & Shipping Review 2016

На морские перевозки  приходится приблизительно 80%  международной торговли, если говорить об объемах, и более 70% – в денежном выражении. Именно поэтому вопрос безопасности мореплавания критичен для глобальной экономики. Опубликованный в конце марта этого года отчет Allianz Global Corporate & Specialty под названием Safety & Shipping Review 2016  дает  основания для оптимизма.  Годовое количество погибших судов остается стабильным с тенденцией к снижению. 2015 год стал вторым  подряд годом с общим количеством  судов-жертв морской стихии менее 100.  Это намного меньше, чем среднее годовое количество погибших судов  за последнее десятилетие

Обнадеживающая тенденция

Общее количество погибших судов в 2015 году снизилось по сравнению с предыдущим годом на 3% — до 85 единиц (в 2014 году – 88 единиц). Средний возраст погибших в прошлом году судов составляет 29 лет.

Разумеется, региональные различия остаются весьма значительными. Более четверти инцидентов пришлось на территориальные воды Южного Китая, Индокитая, Индонезии и Филиппин (всего 22, на 3 больше, чем в 2015 году). Вторым по степени опасности регионом оказалось Восточное Средиземноморье и Черное море – 11 погибших судов.

На третьем месте Япония, Корейский полуостров я и Северный Китай – восемь инцидентов. Перечисленные регионы мирового океана остаются наиболее опасными последние 10 лет. Именно здесь с 2006-го по 2015 год погибло около половины судов, а именно 559 из 1231 общего количества жертв стихии и человека.

Печальные рекорды

Самым крупным из погибших в 2015 году судов стало судно Los Llanitos, 38 105 р. т., севшее на мель 24 октября 2015 года во время и в результате урагана «Патрисия» неподалеку от побережья Мексики. К счастью, обошлось без человеческих жертв, но корпус судна получил повреждения, «не совместимые с жизнью».

Судно Panamax Trader, 35 890 р. т., получило течь во время транспортировки на ремонт после того, как село на мель. Моряки остались живы. El Faro, 31 515 р. т., стало жертвой урагана «Хоакин» 2 октября 2015 года в районе Багамских островов; оно затонуло, лишившись хода. 33 члена экипажа считаются пропавшими без вести. Это самая страшная катастрофа за последние десятилетия с судном, шедшим под флагом США.

2 января 2015 года затонуло судно Bulk Jupiter, 31 256 р. т., унеся с собой жизни 18 моряков. 10 февраля 2015 года в Эгейском море, неподалеку от греческого острова Андрос, село на мель судно Goodfaith, которое затем затонуло. Экипаж эвакуирован. Судно Wihan Sejahtera, 9 786 р. т., затонуло 16 ноября 2015 года. Пассажиров успели спасти до того, как судно перевернулось.

В тот же день затонуло судно Dominator, 9641 р. т. Экипаж успели спасти. 16 декабря 2015 года в результате столкновения с химовозом Stolt Commitment затонуло судно Thorco Cloud, 7813 р. т. Троих из шести членов экипажа удалось спасти. 11 апреля в результате пожара в машинном отделении погибло рыболовное судно Oleg Naydenov, 7765 р. т. Экипаж не пострадал.

Наконец, 18 февраля 2015 года село на мель судно Lysblink Seaways, 7409 р. т. Экипаж был эвакуирован, но судно получило такие повреждения, что его пришлось впоследствии продать на скрап. Таким образом, пять из перечисленных 10 крупнейших погибших судов в 2015 году затонули, три судна село на мель, пожар и тотальное повреждение корпуса стали причиной гибели еще двух судов.

Причины гибели

Анализ причин гибели судов в последнее десятилетие выявил такие закономерности: половина погибших судов затонула, примерно пятая часть села на мель, десятая погибла от взрыва или пожара на борту.

Затопление судна стало причиной его потери в 2015 году в 75% случаев (63 судна), что на 25% больше, чем в предыдущем, 2014 году.

Повреждения двигателя характеризовали 7820 из зарегистрированных в 2006-2015 годах происшествий с судами. Это составляет 31% от общего количества за последние 10 лет. На втором месте столкновения – 3961 случай. 3939 раз суда садились на мель.

Повреждения двигателя вызвали 973 инцидента, и в 2015 году это наиболее частая причина неприятностей с судном в открытом море (36% от общего числа инцидентов). В 359 случаях суда садились на мель (что привело к тотальной потере судна), в 348 случаях суда сталкивались друг с другом или с неподвижными объектами, например с причальными сооружениями.

Сухогрузы и рыболовные суда – это 60% погибших в 2015 году судов (36 и 16 единиц соответственно). В принципе, можно говорить о том, что эти же типы судов составляли основную массу жертв и в минувшие годы.

Обращает на себя внимание тот факт, что количество погибших судов этих типов впервые выросло за три года. Доля фатальных инцидентов Следует сказать, что гибелью судна заканчивается лишь 3% инцидентов, которых в прошлом году насчитали в мировом океане 2687. Это на 4% меньше, чем в 2014 году.

При этом абсолютным лидером по общему количеству инцидентов является регион Восточного Средиземноморья и Черного моря – 484 случая. Вместе с водами Британских островов, Северного моря, Ла-Манша и Бискайского залива этот регион «отвечает» за треть инцидентов в минувшее десятилетие. При этом всего за период с 2006-го по 2015 год включительно зарегистриро вано 25 434 происшествия. Из этого количества 4314 инцидентов пришлось на регион Британских островов, Северного моря, пролива Ла-Манш и Бискайского залива. На втором месте Восточное Средиземноморье и Черное море – 4055 инцидентов. Затем наименее безопасный регион – с точки зрения общего количества погибших судов в 2015 году – Южный Китай, Индокитай, Индонезия, Филиппины с 2083 инцидентами. В заключение – факт, который, вероятно, непросто оценить аналитикам: самым страшным днем недели, с точки зрения морской безопасности, по многолетним наблюдениям оказался четверг. Самым безопасным – суббота. Нептун отдыхает?

Таблицы и графики к этой публикации смотрите в июньском номере журнала «Порты Украины»

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать