Вверх

«Свет в окошке» для крупнейшего круизного порта Украины - интервью

21 мая 2019   Константин Ильницкий

Начальник администрации Одесского морского порта Игорь Ткачук о прогнозах на 2019 год, судьбе волнолома у Карантинного мола и строительстве новых причалов в интервью журналу «Порты Украины»

«Свет в окошке» для крупнейшего круизного порта Украины - интервью

– Касательно грузоперевалки за 2018 год хотелось бы отметить, что основное падение произошло по следующим номенклатурам: нефтеналивные грузы (-42,2%), металл и металлопродукция (-23,2%), зерновые грузы (-9,9%).

Указанное падение произошло по понятным для всех причинам (сокращение объемов транзита, недовоз грузов в порт, нестабильные цены на мировых рынках зерна и металла и т.д.). Вместе с тем, как показывают итоги первого квартала текущего года, ситуация поменялась, грузооборот за первый квартал вырос на 5,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Рост произошел в основном за счет увеличения грузопотоков зерна и металла. Улучшились и наши финансовые показатели.

Что касается итогов текущего года, то, по прогнозам стивидорных компаний, показатели будут на уровне итогов 2018 года, а при сохранении сложившейся положительной динамики наши показатели могут вырасти на 5-10%.

Хочу напомнить, что Одесский порт сегодня абсолютный лидер в стране по объемам перевалки экологически чистых и наиболее перспективных в мире грузопотоков – грузов, перевозимых в контейнерах. Два контейнерных терминала «КТО» и «Бруклин-Киев Порт» вместе перерабатывают более 70% всех контейнерных грузов, проходящих через порты Украины.

При этом, начиная с 2016 года, контейнерный оборот стабильно растет хорошими темпами. В 2018 году рост составил 15,2%.

В плане развития контейнерных возможностей Одесского порта важным событием прошлого года было подписание меморандума АМПУ со всемирно известной судоходной компанией СМА CGM о намерении расширить контейнерный терминал за счет демонтажа и продления докового причала бывшего СРЗ с переносом дока. Это даст возможность одновременно обслуживать два крупнотоннажных судна. Чего ранее не было.

– А какова судьба недостроенного волнолома у Карантинного мола?

– В проблемах со строительством волнолома, как было доказано в судах, виновата проектная организация, допустившая в проекте ошибки. Теперь она должна компенсировать более 145 млн грн ущерба. В прошлом году были выполнены работы по восстановлению волнолома где-то на 60 млн грн. Потом был перерыв. Мы проводим исследования ветровых и волновых нагрузок по заказу компании «КТО», после этого будут внесены изменения в проектную документацию, и в этом году снова планируется продолжение работ.

Со своей стороны, оператор терминала – компания «КТО» продолжает по плану осваивать площади нового контейнерного терминала на Карантинному молу, в частности ведет укладку плит на складских площадях, выполняет другие работы.

Еще одно новое направление в обслуживании контейнерных перевозок, которое мы планомерно развиваем, это запуск специализированных контейнерных поездов. Уже четыре таких поезда по расписанию связывают Одесский порт с Киевом, Ивано-Франковском, Днепром и Харьковом. В среднем по всем направлениям это позволяет часов на 70 уменьшить время ожидания получателем своих контейнеров. При этом снимается значительная нагрузка контейнерных перевозок с автодорог.

Развивая контейнерные возможности Одесского порта, мы ставим перед собой амбициозную задачу выйти в лидеры Черноморья по перевалке контейнеров. Мы уже приблизились вплотную к показателям перевалки контейнеров румынского порта Констанца, который был лидером в Черноморском регионе многие годы, пока не уступил в 2017 году первое место Новороссийску. Если в прошлом году Констанца переработала 638 тыс. TEU, то Одесский порт – 598,6 тыс. TEU.

– В последние годы в СМИ много говорилось о проблемах контейнерных автоперевозчиков, которые были лишены свободного въезда в Одесский порт. Единственный путь лежит через территорию частной компании, которая за проезд берет деньги. Есть ли решение у этой проблемы?

– Как вы знаете, въезд в Одесский порт был, есть и будет всегда бесплатным. Другое дело, что за дополнительные услуги, предоставляемые ООО «Евротерминал», частная компания взимает плату. Но для урегулирования ситуации уже сегодня совместно со стивидорными компаниями и городскими властям мы работаем над тем, чтобы начать строить альтернативный въезд в порт.

– В социальных сетях вы информируете о строительстве, которое проходит на территории порта. Среди объектов, на которых ведутся работы, причалы 1-з и №7. Когда планируете ввести их в эксплуатацию?

– Строительство причала 1-з в силу ряда причин было заморожено в течение пяти лет. Для нас вопрос возобновления работ имел стратегическое значение, ведь причал входит в пятерку крупнейших проектов программы инвестиционного развития порта. Его строительство связано с созданием компанией «Бруклин-Киев» нового зерноперегрузочного комплекса мощностью 4 млн тонн. Сейчас роботы идут полным ходом. Планируем ввести его в эксплуатацию осенью.

Говоря о реконструкции причала №7, на котором в основном работает стивидорная компания «Металзюкрайн», стоит отметить, что на протяжении 50 лет там не проводилось никаких ремонтов. В итоге всех работ причал будет удлинен более чем на 23 метра, а допустимые нагрузки на 1 квадратный метр причала увеличатся в два раза.

– Какие недостатки инфраструктуры мешают в полной мере использовать мощности порта?

– В первую очередь, проблемы, связанные с нехваткой локомотивной тяги и проблематикой, связанной с железнодорожными перевозками. Со своей стороны, мы регулярно встречаемся с руководством железной дороги, обсуждаем варианты улучшения работы и развития инфраструктуры.

На базе порта создана проектная группа, которая специально занимается этими вопросами. И, конечно же, учитывая рост флота, существует необходимость своевременного дноуглубления и увеличения паспортных глубин в акватории. Над чем сейчас и ведем работу совместно со стивидорными компаниями.

– В прошлом году в Одесский порт, являющийся крупнейшим круизным портом Украины, не зашел ни один круизный лайнер, а в 2013 году было 118 таких судозаходов. Причины известны – военный конфликт на востоке Украины, аннексия Крыма, санкции ЕС и США, в том числе против крымских портов… Есть ли надежда на возвращение круизных линий?

– Вы не упомянули среди перечня причин попытку военного переворота в Турции в 2016 году и ряд террористических атак в этой же стране. В 2015 году Одессу еще посетило 13 круизных судов. Но именно после турецких событий заходы круизных лайнеров в Черноморский бассейн прекратились вообще. Без судозаходов остались и Варна, и Констанца, и другие порты Черного моря.

А «свет в окошке» в отношении круизных линий в этом году появился. Так, 10 мая текущего года в Одесский порт планировал зайти лайнер Aegean Odyssey. Но, к сожалению, по техническим причинам, связанным с судном, его визит был отменен.

Осенью 2019 года мы ожидаем еще один круизный лайнер. В следующем году мы уже получили заявки на 13 судозаходов. Также есть заявки и на последующие годы. Отрадно, что к нам возвращаются круизные лайнеры всемирно известных туристических операторов, таких как Phoenix Reisen, Azamara Club Cruises, Crystal Cruises...

Помимо некоторой стабилизации политической обстановки в регионе, важной причиной постепенного возрождения круизного судоходства через Одессу явилась работа нашей администрации. Мы очень много работали с судоходными линиями через ассоциацию круизных портов MedСruise. В июне 2018 года на Генеральной ассамблее MedСruise в Валетте представители черноморских портов подписали план действий по возрождению круизного судоходства, рассчитанный на следующих три года. Порты при поддержке руководителей MedСruise направили обращение к круизным линиям, информируя их о том, что готовы принимать круизные суда, а ситуация в регионе безопасна для туристов. Затем по инициативе Одесского порта в рамках Ассоциации была создана рабочая группа по Черноморскому региону, первое заседание которой прошло в Одессе в октябре 2018 года. Группа согласовывала маркетинговую стратегию портов на 2019-2021 годы, распространяла информацию о новых инвестициях в сфере круизного туризма и так далее.

В нынешнем году в Констанце было следующее заседание рабочей группы. А в апреле наши представители участвовали в наиболее знаковом мероприятии международной индустрии морских путешествий – выставке-конференции Seatrade Cruise в Майами (США), где проводили переговоры с мировыми лидерами круизной отрасли. В итоге, как я и говорил, есть первые неплохие результаты. Нужно помнить, что крупные круизные компании планируют свою работу на 3-5 лет вперед. И итоги многих наших сегодняшних усилий мы сможем почувствовать только через несколько лет. Мы тем временем совершенствуем инфраструктуру для приема пассажиров в порту: занимаемся реконструкцией морвокзала, приступили к реконструкции концертно-выставочного зала. Планируем также реконструировать привокзальную площадь, чтобы там была комфортная теневая зона для отдыха. Сегодня люди по солнцу проходят, не задерживаясь. А хотелось бы, чтобы у морвокзала было приятно находиться.

– Что-то слышно о судьбе всеми забытого небоскреба посреди порта – гостиницы «Одесса»?

– Действительно, здание стоит на виду у всего города и постоянно вызывает вопросы у одесситов и наших гостей. Гостиница не работала девять лет, поскольку не удавалось найти общий язык с собственниками. Я хочу сообщить, что был найден компромисс, позволяющий выйти из патовой ситуации. В итоге был подписан меморандум с французской компанией, которая готова взять гостиницу в аренду, инвестировать деньги в ее восстановление и затем начать ее эксплуатацию. Уже есть и проект реконструкции здания.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать