Вверх

Тариэл Хаджишвили: "Каждое судно опять дается с боем"

25 февраля 2019   Валентина Михайлова

Коррупционеры активно борются за восстановление схемы поборов при контроле балластных вод и придумывают новые ходы - рассказывает в интервью "Портам Украины" вице-президент Морской палаты Украины, директор компании «Новикъ» Тариэл Хаджишвили.

Тариэл Хаджишвили: "Каждое судно опять дается с боем"

Фото: elevatorist.com

С вице-президентом Морской палаты Украины, директором агентской компании «Новикъ» Тариелом Хаджишвили мы встретились в непростой рабочий момент. Экологам госслужбы по безопасности на транспорте удалось без ведома капитана судна, агентом которого является компания «Новикъ», со второй попытки попасть на борт и взять в нарушение закона пробы балластных вод. Ситуация, когда государственные служивые любыми способами тайно пробираются на суда, была бы комической, если бы не грозила реальными финансовыми потерями для судовладельца.

Вот уже более трех лет в Украине, как и во всем цивилизованном мире, отменен обязательный контроль изолированного балласта. Экологам запрещено самостоятельно подниматься на борт судна, брать пробы. Однако, принимая такое решение в 2015 году, ГОСТ на показатели для балластных вод не отменили. А требования к ее качеству сделали жестче, чем для питьевой воды, еще в начале 90-х, когда создавалась коррупционная схема на проверке балластных вод. Поэтому любое, даже незаконное, проникновение экологов к вожделенным танкам в итоге может закончиться победой коррупционеров. Качество воды всегда не будет соответствовать стандартам. Судовладельцам придется либо платить штраф, либо отделываться более дешевой взяткой, либо, как в этом конкретном случае, опротестовывать штраф в суде.

– Каждое судно опять дается с боем, – говорит Тариел Хаджишвили. – У экологов нет официального разрешения отбирать пробы, не расписан порядок отбора. Они в принципе не имеют права подниматься на борт судна самостоятельно. Функции контроля возложены только на госпортнадзор. В Администрации морских портов Украины утверждают, что у экологов нет официального доступа в порт, они даже не имеют пропусков. Тем не менее, с приходом каждого судна эти неофициальные люди каким-то образом оказываются в порту, на стратегически важном и охраняемом объекте, легко проходят на суда.

Читайте также Фактчекинг: как лукавит Министр экологии

Последний случай произошел на судне Manzanillo. Неизвестные лица поднялись на борт, взяли пробы, выписали штраф. Установить личности не удалось: в бортовом журнале они отметились как безымянные инспекторы экологии, под предписанием неразборчивые фамилии. Штраф составил около $10 тыс. Судно, чтобы не терять деньги из-за простоя, ушло из порта под гарантии оплаты штрафа. Так мы избежали необходимость давать взятку. Подан иск в суд, в котором будем доказывать неправомерность штрафа.

Практически ни в одном порту мира сброс изолированного балласта не контролируется. Во всем цивилизованном мире эти функции выполняет PSC. Агент запрашивает у капитана и судовладельца журнал балластных вод, по которому видно, в каких точках отбирался и откатывался балласт. Если журнал заполнен корректно, указаны данные, не нарушающие морские конвенции, MARPOL, то смысла в дополнительных проверках нет.

Все начинается с пломбы по $50 за штуку

– Ровно три года назад морское сообщество страны среди главных достижений 2015 года на водном транспорте назвало отмену обязательного контроля изолированного балласта.  Эксперты называли это «победой над практикой незаконных поборов, которая позорила Украину по всему миру». По их оценкам, годовой размер неофициальных вознаграждений экоинспекторам достигал $30 млн. Как стало возможным, что постановление правительства снова не выполняется?

– Борьба с этой коррупционной кормушкой имеет свою историю и своих героев. Ее самоотверженно начала  компания «Трансшип». После Революции Достоинства морское сообщество стало активней и заставило Кабмин принять нужные решения. Постепенно становились известны детали формирования коррупционной цепочки и имена инициаторов. Известна, например, фамилия конкретного заказчика жестких нормативов для балластных вод из Госэкологии. Известно, почему проверка отдана конкретной лаборатории, а не независимым экспертам. Стало понятно, как поэтапно формировалась схема. Например, в 90-х балластная тема начиналась с требования к судовладельцу оплачивать пломбировку по $50 за штуку, потом плавно перешли к отбору и контролю балластных вод.

Сегодня экологи-коррупционеры действуют в составе «Укртрансбезпеки», которая, с нашей точки зрения, была создана для восстановления прежнего источника поборов. Любопытно, что в 2018 году схема стала возрождаться именно в том же порядке, как она появилась в 90-е, – с оплаты за пломбировку. Схема буквально за год вернулась один в один. Ее пытаются законодательно усилить. Наша задача – ни в коем случае этого не допустить.

Реальная поддержка от Ассоциации морских агентов

– Это вообще реальная задача – ликвидировать схему взяток на балласте? Какая-то бесконечная игра – отрубил одну голову, появилась новая контора…

– Опыт показал, что усилия отдельных борцов могут привести к конкретным результатам, но намного эффективнее объединяться. Если бы в 2015 году всех игроки отрасли консолидировали силы в борьбе за реальное уничтожение схемы с балластными водами, то все бы увидели результаты и коррупционеры не смогли переписать ситуацию заново.

Дело не только в чиновниках из госструктур. Они легко заменяемые. Дело в низком сознании всех участников процесса, в целом украинского общества. Это и те, кто требует взятки, и те, кто дает их, и те, кто выступает посредником, и те, кто просто мирится с таким положением дел. Те же иностранные судовладельцы, чтобы избежать простоя и хлопот, изначально закладывают в расходы стоимость поборов в украинских портах.

И конечно, огромную роль играют те, кто выступает посредником между судовладельцами и портовыми властями, – агентские компании. Если бы большинство агентов изначально заняло жесткую позицию к малейшему нарушению, защищали интересы своих принципалов, до сегодняшнего беспредела дело бы не дошло. Агенты, увы, сами покушаются на деньги своих же принципалов – в этом и беда.

Система работает просто: бросили на проверку маленький крючок. Если участники рынка ее легко заглотили, значит можно запускают схему покрупнее. Например, сначала для отъема денег за пломбировку создали компанию «Посейдон». Все понимали, зачем и кто за этим стоит. Но ведь ерунда, деньги за пломбу небольшие, спорить не стали. Потом создали швартовую бригаду, с которой всех заставляли подписывать договоры. Затраты заметно выросли. Выступи тогда агентский бизнес единым фронтом, сегодня с ним считались бы больше.

К сожалению, не все готовы объединяться. Кто-то заинтересован в схемах поборов своих же принципалов, а у кого-то просто нет ресурсов противостоять системе. Сегодня на рынке Украины реально работает около 100  агентских компаний. Среди них есть крупные, крепко стоящие на ногах. И есть маленькие, им трудно сопротивляться в одиночку. А есть те, кто устал бороться самостоятельно и тратить на это невероятное количество сил. Нужен единый центр, который бы объединял ресурсы для борьбы.

Таким боевым объединяющим центром в последний год активно выступает Ассоциация морских агентов Украины. Организован оперативный обмен мнениями и информацией, агенты стали чаще общаться. Ведется статистика. Это помогает прояснить реальную ситуацию. Дается консультативная поддержка. АМАУ обучает, в том числе капитанов портов, как грамотно действовать в тех или иных ситуациях.

На сегодняшний день у бизнеса есть единственный цивилизованный метод борьбы с системой поборов и коррупции - максимальная огласка и консолидация всех участников морского бизнеса, готовых и желающих что-то менять. Поэтому Ассоциация  привлекает к проблемам как можно больший круг специалистов, общественных организаций в стране и за рубежом, прессу. Недавно АМАУ стала членом федерации Fonasba.

Возможность максимальной огласки и привлечения международных организаций к решению непростой ситуации в Украине стала более реальной благодаря созданию Морской палаты Украины.

Реальная поддержка воодушевляет и объединяет. Чем больше агентов будут видеть результаты усилий, тем больше шансов изменить печальную статистику. Процесс пошел. В АМАУ появляются новые члены, люди интересуются условиями, просят юридической консультации.

Как выигрыш в суде не стал победой агентов

– Насколько мне известно, АМАУ успешно оспорила в суде новую редакцию договора, предложенную морским агентствам Администрацией морских портов Украины. В нем агенту вменялись обязанности, которые он нести не мог и т. п. Можем говорить о победе?

– О победе говорить рано. АМПУ по-своему трактует решение суда. Администрация, пользуясь монопольным положением, перед началом нового года приняла в одностороннем порядке так называемый договор присоединения. Агентам, не подписавшим его, автоматически запрещали вход в порт. В последний рабочий день уходящего года пришлось принять документ.

Эта история как раз о принципиальности и чистоте позиции. Единственная задача договора между агентской компанией и АМПУ  – осуществление валютной транзакции между банками для оплаты судозахода. Специалисты АМПУ из финансового документа сделали 10-страничный свод положений, регулирующих деятельность агента. Договор возлагает на него ответственность за все действия и нарушения судовладельца, фрахтователя, капитана, например за разлив нефти, аварию и другие.

Во-первых, эти положения просто не соответствуют действительности. Во-вторых, такая позиция некорректна. Администрация фактически сказала представителям судовладельцев: вы находитесь в сфере моего управления, подчиняетесь мне, я контролирую, определяю круг ваших действий и повышаю вам тарифы.

Агенты предложили вернуть договору изначальный смысл. Попытались сказать, что не согласны с рядом пунктов. Диалог не получился. АМПУ поставила в одностороннем порядке условие – не подпишете наш вариант договора, не пустим агента на территорию порта. Тогда юристы АМАУ оспорили в суде правомерность договора присоединения. Суд согласился, что он неправомочен. АМПУ заявило, что решения суда понимает по-своему. Времени на дальнейшие судебные разбирательства не оставалось.

В итоге судебный выигрыш не стал победой. Но был сделан реальный шаг для отстаивания своих прав. Сейчас идут юридические консультации для отработки дальнейшей стратегии. Мы оптимизма не теряем.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать