Вверх

Терминалы «второго эшелона»: за счет чего выживают на рынке мелкие игроки

22 августа 2018   Андрей Муравский

Мы решили узнать, как терминалам «второго эшелона», которые не могут похвастаться мощностями или большими глубинами у причалов, удается конкурировать с крупными стивидорами. С этой целью мы побывали на терминале «Максигрейн-Украина» вблизи порта Херсон, «Ю-Порт Очаков» и «УкрТрансАгро» в Мариуполе

Терминалы «второго эшелона»: за счет чего выживают на рынке мелкие игроки

Фото: терминал «Максигрейн-Украина» 

Терминал «Максигрейн-Украина» расположен вблизи порта Херсон с причалами на реке Кошевая. С гендиректором предприятия Сергеем Кривко мы поднимаемся на зерновые силоса, два силоса по три тысячи тонн, с которых открывается впечатляющий вид на основные мощности термина – крытые склады, реку, причалы на которых производится отгрузка на баржи.

«Раньше здесь был строительный комбинат. Площади большие, мы занимаем 21 гектар. И в этом наше преимущество, скажем, перед Херсонским морским портом. Ведь у нас в общей сложности 15 складов на 45 тысяч тонн единовременного хранения, от 1500 до 6000 тонн вместимостью. И мы можем принимать одновременно много различных культур (максимально принимали десять разных). То есть, разные клиенты могут формировать отельные партии, которые хранятся и грузятся обособленно,  сформировать судовую партию и перегрузить ее на судно. На многих же других терминалах ты приезжаешь, например, с кукурузой – и стоишь в ожидании, поскольку сейчас принимается только пшеница», – рассказывает «Портам Украины» Кривко.

 Ежегодно терминал переваливает около 250 тысяч тонн зерновых: пшеницу, ячмень, кукурузу, горох, шрот, жмых, жомы, отруби и сою, которой много выращивается именно на Херсонщине. Основные клиенты –  «Гленкор», «Гарсан», «Смарт Трейд», «Виатранс», «Королевський Смак» и др. Есть свои сушка, подработка и химлаборатория, позволяет контролировать качество продукции, что входит в стоимость перевалки.

«Мы делаем то, что захочет делать не каждый крупный зернотрейдер или стивидор – проверяем мелкие партии зерна. Ведь бывает так, что в зерновой груз подмешивают песок и другие посторонние примеси, а так мы можем гарантировать клиенту, который купил партию, что в судно будет отгружен товар соответствующего качества. Работаем с каждой машиной и отвечаем за качество груза, который переваливаем на баржи», – продолжает Кривко.

Идем к причалу, на котором как раз работает зернопогрузочная машина. Отсюда зерно доставляют на рейд баржами типа УДП и ДМ, которые вмещают по 500-800 тонн груза (глубины здесь небольшие). «Здесь четыре плавкрана и десять барж, флот способен одновременно перевозить 15 тысяч тонн груза. Недавно отгрузили на судно 16 тысяч тонн фуражной пшеницы. Задействовали сразу три плавкрана и достигли суточной нормы погрузки в более 4000 тонн, при том, что «херсонская норма» – около 2000-2500 тонн», – не без гордости говорит Кривко.

Клиенты заинтересованы в площадках, на которых могут формировать отельные партии различных культур  и не ждать в очереди, если терминал в один день принимает только конкретную культуру.

Дальнейшее развитие инвесторы связывают с перевалкой органических грузов, которые переваливает уже сейчас, достигнув 80 тыс. тонн в год. Собственники считают, что органического зерна будет экспортироваться больше и тогда понадобятся специализированные мощности для перевалки.

«Мы перестраиваем комплекс и отводим непосредственно под органику обособленную часть территории, инфраструктуру и выделенный причал. Уже реконструируются четыре склада на 10 тыс. тонн. Для этого груза очень важно никак не контактировать с неорганической продукцией. Надеемся, что такой специализированный и сертифицированный комплекс позволит объединить несколько потенциальных отправителей органики, что будет выгодно как терминалу, так и экспортерам», – говорит руководитель терминала.

Обособленный терминал с 20 тыс. тонн единовременного хранения «Максигрейн» планирует построить до 2020 года, возможно – с привлечением инвесторов из числа производителей органики. Ежегодно планируется переваливать до 150 тыс. тонн органического зерна.

«Ю-Порт»

Ставку на органическое зерно делает и группа компаний «Ю-Порт». «У нас есть два зерновых терминала – херсонский «Днипро Карго Лимитед» и «Ю-Порт Очаков». «Через очаковский терминал ежемесячно идет около пяти тысяч тонн органических грузов. Это не много, но мы верим, что со временем украинские аграрии будут выращивать больше органической продукции, и тогда потребуется больше мощностей для хранения и перевалки», – рассказывает «Портам Украины» директор «Днипро Карго Лимитед» Виктор Соха. В Очакове запущена первая очередь терминала – три зерновых силоса, каждый по 6600 тонн и напольный склад на 8000 тонн. Перевалочная мощность – 250 тыс. в год, так что в будущем в компании рассчитывают увеличить загрузку мощностей.

Небольшие терминалы будут зарабатывать за счет сервиса и тех грузов, которые не интересны крупным терминалам, способным переваливать большие объемы.

 «Очаков расположен близко у Южному с его развитой инфраструктурой, и к порту нет железнодорожной ветки. Так что организована точка выгрузки на ж/д станции Ясная Заря, откуда груз доставляется в порт уже автотранспортом (до 4 оборотов в сутки). С другой стороны у нас Николаевский порт. Но и свои преимущества тоже есть: недалеко, на стыке третьего и четвертого колен БДЛК, находится точка, на которой осуществляется дозагрузка судов «хендисайз» до осадки 10,3 метра, 25 тысяч тонн. И судовые партии можно накапливать в Очакове, доставляя груз сюда баржами с Днепра и Южного Буга. При чем, могут заходить без получения разрешения суда речного класса – в лимане не бывает штормов», – добавляет Соха.

«Небольшие терминалы будут зарабатывать за счет сервиса и тех грузов, которые не интересны крупным терминалам, способным переваливать большие объемы. Это нишевые культуры. Например, в Херсоне у нас крытый склад напольного хранения и крытая система ленточных погрузчиков, и при перевалке не бьется горох, не страдает такой деликатный груз, как ячменный солод. Большие терминалы не хотят брать мелкие партии сорго или горчицы, для меньших же игроков такой груз будет интересен», – прогнозирует руководитель компании.

«УкрТрансАгро»

Согласен с таким утверждением и генеральный директор «УкрТрансАгро» Павел Плотников. Зерновой терминал компании находится в Мариуполе в непосредственной близости от зоны АТО. Из-за боевых действий выйти на полную загрузку можностей, более миллиона тонн, он так и не успел. Но работа продолжается, зерно на терминал идет. В 2014-2015 маркетинговом году было перевалено 323 тыс. тонн, в 2016/17-м – более 452 тыс. тонн, в прошлом сезоне – 430 тыс. тонн.

Терминал не конкурирует со столь быстро развивающимися черноморскими портами. Но на азовском побережье конкуренция тоже растет. Так, если раньше, помимо Мариупольского порта, зерно шло на экспорт через ГП «Бердянский МТП», то в последние годы в том же Бердянском порту появились два новых игрока: перевалкой занялись «Аскет-Шиппинг» (ранее был экспедитором) и «Агрия», которые используют для перевалки такого груза перегрузочные машины – мобильные ленточные конвейеры.

«Мы всегда старались выяснить потребности клиентов. Когда стало ясно, что нужно увеличить скорость обслуживания автотранспорта, чтобы трейдеры не переплачивали перевозчикам, машины которых стояли по 2-3 дня, мы стали искать возможность изменить ситуацию. Организовали накопительную площадку и ввели электронную очередь. Грузовики стали сортировать по качеству груза, хозяйствам, а лаборатория – заранее получать на анализ образец груза машин определенного класса. Что и позволило ускорить обработку машин на терминале», – вспоминает Плотников.

«У одного из наших клиентов, Пологовского МЭЗа, были потребности в хранении шрота. Для этого нужны склады, а не зерновые «банки». В прошлом году мы в добавок к двум складам напольного хранения общей мощностью 9 тыс. тонн единовременного хранения ввели в эксплуатацию новый склад на 6 тыс.тонн., увеличив общие единоразовые мощности до 58 тыс. тонн. Так мы увеличили объемы перевалки соевого и подсолнечного шрота в два раза: если в 2016/17 маркетинговом году перевалили 40,5 тыс.тонн, то в 2017/18 МГ – 83,4 тыс. тонн. Клиент получил гарантированные площадки для накопления судовой партии, а мы смогли диверсифицировать грузы», – рассказывает он. И добавляет, что сейчас «УкрТрансАгро» плотно работает над оптимизацией и автоматизацией бизнес-процессов «чтобы сократить нежелательные и непродуктивные издержки, и повысить эффективность и производительность работы терминала».

Конкурировать с крупными терминалами более мелкие смогут не только при условии расширения спектра услуг, но и при условии технического перевооружения, что позволит ускорить перевалку при меньших затратах, уверенны участники рынка.

Впрочем, следует не забывать, что в основном в строительство новых мощностей в последние годы инвестировали сами крупные зернотрейдеры, так что конкурировать приходится уже за экспортные грузы более мелких игроков.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать