Вверх

Торговый флот Черноморья: десять лет спустя

17 сентября 2018   Константин Ильницкий

Доля торгового флота стран Черноморского региона за десятилетку уменьшилась с 1,8% глобального дедвейта до 1%

Торговый флот Черноморья: десять лет спустя

На фото: За десять лет дедвейт флота под турецким флагом вырос с 7,25 млн тонн до 8,2 млн тонн

Десять лет назад журнал «Порты Украины» опубликовали статью с анализом состояния торгового флота всех стран Черноморья. Что же изменилось с тех пор? Каким странам удалось переломить негативные тенденции оттока судов из-под национального флага? А какие вообще махнули рукой на собственный морской флот, ведь в мире достаточно судов для перевозки любых внешнеторговых грузов.

Особенности методологии

В силу пестроты и противоречивости статистических данных, которые можно найти в национальных источниках, мы решили уже по традиции воспользоваться ежегодными Review of Maritime Transport, которые готовит аппарат Конференции ООН по торговле и развитию – UNCTAD (ЮНКТАД).

Обращаем внимание читателей на то, что данные флотов по флагу регистрации ЮНКТАД дает, учитывая суда валовой вместимостью 100 и более р. т. Когда же речь идет о флоте судовладельцев различных стран, учитываются лишь суда валовой вместимостью 1000 и более р. т.

Лидеры региона

Лидерами региона по тоннажу, как и десять лет назад, являются среди черноморских стран Россия и Турция. У России в 1990-х шло интенсивное сокращение флота под национальным флагом. Например, по данным ЮНКТАД, дедвейт флота сократился с 1997-го по 2007 год с 13,5 млн тонн до 7,7 млн тонн, то есть в 1,75 раза. Чтобы переломить ситуацию, в РФ пошли на создание Российского международного реестра судов, под «крышей» которого отечественные судовладельцы получили налоговые и другие послабления. Свою роль сыграли и другие законы, нормативные акты, направленные на поддержку национального судоходства и судостроения.

В итоге за последние десять лет, по данным ЮНКТАД (их цифры отличаются от российских данных, поскольку разнятся критерии подсчета), дедвейт флота под российским флагом вырос с 7,723 млн тонн в 2007 году до 8,277 млн тонн в 2017 году. То есть не упал, как в предыдущее десятилетие, а вырос, в чем просматривается положительная роль введения Российского международного реестра судов и целого комплекса мер по поддержке национального судоходства и судостроения. Что касается торгового флота российских судовладельцев, работающих как под национальным, так и под иностранными флагами, то его дедвейт, по данным ЮНКТАД, насчитывал в 2017 году 22 млн тонн.

Турция также пошла по пути, проторенному многими развитыми странами, и создала международный открытый реестр судов, который дает судовладельцам налоговые льготы. Это помогло уберечься от оттока флота из-под национального флага.

За последние десять лет, по данным ЮНКТАД, дедвейт флота под турецким флагом вырос с 7,25 млн тонн в 2007 году до 8,2 млн тонн в 2017 году. Напомним, что за период с 1997 года по 2007-й, дедвейт, напротив, сократился с 10,5 млн тонн до 7,2 млн тонн, почти в полтора раза. Суммарно же весь флот турецких судовладельцев, работающих под различными флагами, имел в 2017 году дедвейт 27,7 млн тонн.

Тени морского имиджа

Никого, вероятно, уже не удивит, что флот под флагом Молдовы сегодня вышел по объемам дедвейта на третье место среди стран Черноморья. Морская «карьера» молдавского флага берет свое начало в 2003 году, когда парламент Молдовы внес изменения в КТМ, благодаря которым флаг Молдовы стал открытым для иностранных судовладельцев. Предусматривалось освобождение судов под молдавским флагом от уплаты налогов и таможенных пошлин, отсутствие ограничений для регистрации, связанных с возрастом судов, предоставление для регистрации весьма небольшого комплекта документов, быстрая процедура продления или аннулирования регистрации. При этом тарифы за регистрацию в Судовом реестре Молдовы отличались своим невысоким уровнем. Государственным органом регистрации морских судов стала «Капитанская служба порта Джурджулешты».

Благодаря очень льготным условиям, под молдавский флаг пошли многие судовладельцы, в том числе из Украины. Если в 2007 году дедвейт флота под молдавским флагом насчитывал 17,3 тыс. тонн, то в 2017 году – 713,5 тыс. тонн. А бюджет Молдовы стал ежегодно получать дополнительно несколько миллионов лей.

Важно отметить, что у этих видимых успехов оказалась и достаточно неприятная теневая сторона. Дешевизной и «всеядностью» молдавского флага поторопились воспользоваться владельцы, прежде всего, не слишком качественного и часто весьма возрастного тоннажа. В итоге молдавский флаг прочно «закрепился» в самом низу «черного списка» Парижского меморандума. Среди 73 морских стран мира в 2018 году Молдова оказалась на 69-м месте в зоне «высокого риска».

Многие суда под молдавским флагом обладают сомнительным прошлым. В 2012 году чуть не возник дипломатический скандал после того, как 12 иранских судов были обвинены в попытке обойти международные санкции, введенные западными странами против Тегерана, зарегистрировавшись под флагом Молдовы. После этого была введена процедура уведомления МИД при регистрации судов в этой стране.

Одним из «проблемных» судов под молдавским флагом стал теплоход Carib Palm, на борту которого в 2015 году французские власти обнаружили 2,4 тонны кокаина на сумму около 50 млн евро. Еще один конфликтный случай связан с судном Blue Sky M, перевозившем 800 иммигрантов, стремившихся незаконно попасть в Европу.

Любопытно, что под молдавский флаг потянулись владельцы не просто старых судов, но и судов, предназначенных на металлолом. Таким образом, судовладельцы пытаются обойти строгие правила Европейского Союза и уплатить меньше сборов при утилизации судов.

После очередного скандала в молдавской прессе возникают дискуссии, а надо ли портить имидж страны, ведь Молдова получает от регистрации судов незначительные средства. Некоторые обозреватели предполагают, что в этом деле присутствует элемент коррупции, и требуют тщательнее изучить всю процедуру регистрации.

Непотопляемый Navibulgar

К сегодняшнему дню Болгария оказалась среди тех черноморских стран, которые почти вовсе утратили флот под национальным флагом. Проходил этот процесс постепенно. С 1997-го по 2007 год тоннаж торгового флота Болгарии сократился, по данным ЮНКТАД, с 1,64 млн тонн до 1,24 млн тонн. А за последние десять лет – до 115,8 тыс. тонн в 2017 году.

Связаны эти изменения, прежде всего, с судьбой крупнейшей в Болгарии судоходной компании Navigation Maritime Bulgare (Navibulgar), в составе которой традиционно находилась большая часть флота страны. В 2007 году компания имела 71 судно, из которых 46 – балкеры, 12 – контейнеровозы, 6 – танкеры, 7 – сухогрузы. При этом 80% флота компании ходило под национальным флагом.

Но в 2008 году государство выставило компанию на приватизацию, состоялся тендер на продажу 70% акций Navibulgar, который выиграл германско-болгарский консорциум KG Maritime Shipping, заплативший за пакет акций 225 млн евро.

Новые владельцы обещали увеличить флот компании на 25 судов в течение 10 лет. Но случился мировой кризис и про обещания пришлось забыть. К сегодняшнему времени у Navibulgar сохранилось лишь 40 судов, из которых 33 балкера дедвейтом от 43 тыс. тонн до 13 тыс. тонн, 2 железнодорожных парома и 5 буксиров. Лишь паромы с буксирами остались под болгарским флагом, остальные суда сегодня зарегистрированы на Мальте.

Нужно отдать должное менеджменту компании, которая, несмотря на нынешние сложные условия на мировом судоходном рынке, реализует программу обновления флота, заключив контракты с двумя верфями в Китае на постройку 8 высокоэффективных балкеров дедвейтом от 45 тыс. тонн до 42,3 тыс. тонн. Уже в 2018 году компания пополнила флот новым балкером и новым буксиром.

Что касается торгового флота болгарских судовладельцев, работающих под различными флагами, то его суммарный дедвейт, по данным ЮНКТАД, насчитывал в 2017 году 1398 тыс. тонн.

Грузинский взлет и падение

Десять лет назад примером удачной политики по расширению торгового флота на постсоветском пространстве называли Грузию. В этой стране помимо национального был создан международный реестр морских судов, который являлся открытым для иностранных судовладельцев. Грузинский флаг привлекал низким регистрационным сбором, упрощенной и ускоренной процедурой регистрации (до 10 дней), отсутствием налогообложения для иностранных судовладельцев. И за период с 2000-го до 2010 года наблюдался наибольший рост грузинского флота.

Но с 2010 года грузинские власти, остро реагируя на критику со стороны ЕС, взяли курс на ужесточение требований по безопасности судоходства и приведение законодательства к европейским стандартам. Благодаря таким мерам, в 2014 году комитет Парижского меморандума повысил рейтинг грузинского флага с высокого до среднего уровня риска с точки зрения соблюдения международных требований по безопасности судоходства.

Но такие меры вызвали предсказуемый отток иностранных судовладельцев и уменьшение грузинского флота. За последние десять лет, по данным ЮНКТАД, дедвейт флота под грузинским флагом сократился с 1605,4 тыс. тонн в 2007 году до 81,9 тыс. тонн в 2017 году.    

У нулевой отметки

Как видно из приведенной выше таблицы, среди стран Черноморья, в наибольшей степени утративших свой торговый флот, первенствует Румыния.

Еще на начало 1997 года страна располагала под своим флагом внушительным флотом дедвейтом в 3,7 млн тонн. На начало 2007 года у нее оставался тоннаж всего в 277 тыс. тонн. То есть за короткий период времени флот Румынии сократился в 13,3 раза. За последние же десять лет дедвейт флота под румынским флагом сократился почти до нулевой отметки – 58,3 тыс. тонн в 2017 году.

Развал флота в этой стране начался сразу после революции 1989 года и последовавшего за этим распадом всего соцлагеря. В 1990 году в Румынии, как и в Украине, почти весь флот был сконцентрирован в трех государственных пароходствах – Navrom, Romline, Petromin, в которых насчитывалось порядка 280 только морских судов.

Далее последовал, как и в случае с Черноморским пароходством в Украине, нарастающий ком финансовых трудностей, долгов, арестов и продаж судов с аукционов. Чтобы решить эти проблемы, была затеяна приватизация флота. После ее проведения три бывших министра транспорта и еще 74 крупных чиновника и бизнесмена, включая бывшего министра транспорта, а затем мэра Бухареста и президента страны, капитана дальнего плавания Траяна Бэсеску, фигурировали в числе обвиняемых в судебном процессе по делу о приватизации румынского торгового флота. Но когда Бэсеску стал президентом, скандал утих.

Что же касается торгового флота румынских судовладельцев, работающих под различными флагами, то его дедвейт, по данным ЮНКТАД, насчитывал в 2017 году 985 тыс. тонн.

Среди аутсайдеров

Увы, Украина является одним из аутсайдеров среди стран Черноморья по размерам своего торгового флота. О причинах такого положения мы много писали. Главное – это утрата после развала СССР всех прежних грузопотоков, дававших работу флоту, в условиях смены социально-экономического строя, почти дикой приватизации и формирования нового класса собственников. Кроме того, нужно еще учесть технологические удобства увода за рубеж (в буквальном смысле слова) такой собственности, как морские суда.

Если на 1 января 1993 года, по данным ЮНКТАД, дедвейт флота под украинским флагом насчитывал 6,17 млн тонн, то к началу 1997 года – лишь 4 млн тонн, а к началу 2007 года – 1,13 млн тонн. То есть с 1993-го по 2007 год дедвейт флота сократился почти в 5,5 раза. За последние десять лет, по данным ЮНКТАД, дедвейт флота под украинским флагом сократился уже до 383,6 тыс. тонн в 2017 году. Из прежних трех государственных морских пароходств сохранилось как судоходная компания лишь Украинское Дунайское, да и то с ворохом серьезных финансовых и других проблем.

При этом Флаг Украины на 2018 год значится в «черном» списке Парижского меморандума. В этот список наш флаг уже не в первый раз попал после проверок судов с точки зрения соблюдения стандартов безопасности, защиты окружающей среды, условий работы и жизни моряков.

Дедвейт же флота украинских судовладельцев, работающий под различными флагами, по данным ЮНКТАД, насчитывал в 2017 году 3300 тыс. тонн.

Впечатляющие контрасты

Всего же, по данным Review of Maritime Transport, 2017, на 1 января 2017 года под флагами семи стран Черноморья – России, Турции, Украины, Грузии, Болгарии, Румынии и Молдовы – работал торговый флот из 4737 судов (суда валовой вместимостью 100 и более р. т.) общим дедвейтом 17,7 млн тонн. Это 0,96% дедвейта мирового флота (1847 млн тонн).

Для сравнения – на 1 января 2007 года торговый флот стран Черноморья имел совокупный дедвейт 19,25 млн тонн, что составляло 1,84% дедвейта мирового флота (1042,3 млн тонн). То есть дедвейт всего флота сократился на 7,3%, при этом его доля в дедвейте мирового флота сократилась в два раза.

Напомним, что на 1 января 1997 года во всех этих странах (кроме Молдовы, у которой тогда не было морских судов) флот в совокупности насчитывал 33,78 млн тонн дедвейта. И это составляло 4,45% дедвейта мирового флота (758 млн тонн).

То есть за два последних десятилетия в совокупности флот всех черноморских стран потерял почти 48% своего дедвейта и почти в 4,5 раза уменьшил свою долю в составе мирового торгового флота.

Вместе с тем совокупный дедвейт торгового флота, принадлежащего судовладельцам стран Черноморья, в 2017 году составил 55,4 млн тонн, что втрое больше, чем флот под национальными флагами этих стран.

Все эти данные резко контрастируют с теми высокими местами, которые занимают страны Черноморья на мировом морском рынке труда. По данным проводимого раз в пять лет исследования BIMCO/ISF, в 2015 году 15,9% рабочих мест на мировом флоте приходятся на моряков из стран Черноморского региона.

А если взять долю офицеров стран Черноморья, то она еще выше – 16,9%. Скажем, на Украину приходится 5% всех офицеров. Значит, каждый двадцатый офицер на морском флоте мира – украинец. Эти цифры свидетельствуют об огромном кадровом ресурсе, который можно было бы использовать для возрождения и развития торгового флота стран региона. Естественно, при наличии желания, экономического интереса и политической воли.

В печатной версии журнала доступны также таблицы

1. Торговый флот стран Черноморья по флагу регистрации (суда валовой вместимостью 100 и более р. т.) в 1997, 2007 и 2017 гг

2. Торговый флот судовладельцев стран Черноморья (суда валовой вместимостью 1000 и более р. т.) в 2017 году*

3. Рабочие места на мировом морском рынке труда, занимаемые моряками стран Черноморья (2015 г.)

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать