Вверх

Турецкие порты близки к отметке 500 млн тонн грузов

12 августа 2019   Наталья Рыженкова

Стратегическое положение и инвестиции позволяют быстро наращивать мощности портов Турции.

Турецкие порты близки к отметке 500 млн тонн грузов

В XXI веке экономика и внешняя торговля Турции, несмотря на некоторые колебания, вызванные мировыми кризисами, развивалась высокими темпами. По данным турецкого State Statistics Institution, с 2001-го по 2017 год объемы внешней торговли страны выросли с $73 млрд до $390,7 млрд, или в 5,3 раза. При этом основная доля перевозок грузов внешней торговли приходится на морской транспорт. Естественно, здесь ключевую роль играют морские порты. Так, в  2017 году через порты прошло 88,47% всех экспортно-импортных грузов Турции.

Морские ворота и калитки

Общее количество больших, средних и малых портов, расположенных вдоль береговой линии страны длиной 8333 км, составляет 180. Из них, по данным Turkish Chamber of Shipping, 21 порт находится в государственном управлении, 23 ­– в муниципальном, и 136 портов приватизированы и находятся в управлении частных компаний.

Турецкие порты занимают стратегическое положение в Восточном Средиземноморье и в Черном море с точки зрения направления международных транспортных коридоров Восток-Запад и Север-Юг и находятся в выгодном положении для привлечения транзитных грузопотоков.

Порты Средиземноморья и Эгейского моря, расположенные на небольших расстояниях, имеют возможность привлекать грузы основных азиатско-европейских судоходных линий, проходящих через Средиземное море. В частности, средиземноморские порты могут работать как транзитные порты для доставки грузов в страны Ближнего Востока и Центральной Азии.

Порты, расположенные в регионе Мраморного моря, важны с точки зрения связи Турции с Транс-Европейским и Пан-Европейским транспортными коридорами, образованными ЕС, которые продолжают расширяться на восток.

С ростом объемов торговли и перевозок в Черноморском регионе между странами Центральной Азии, не имеющими выхода к морю, и Европой значимость турецких портов в этом районе значительно возросла.

Грузооборот всех портов Турции с 2013 года до 2017 года вырос до 471,17 млн тонн. В том числе  импортных грузов было переработано 233,6 млн тонн (+49,6%), экспортных – 113,7 млн тонн (+24,1%), транзитных – 63,4 млн тонн (+13,5%), и каботажных – 60,4 млн тонн (+12,8%).

Сегодня многие порты уже не являются просто точкой погрузки и выгрузки судов, они стали логистическими центрами, где с развитием мультимодальных перевозок пересекаются различные виды транспорта, открываются индустриальные парки со своими производствами. В период кризиса 2008 года многие портовые операторы приостановили инвестиции в Турцию. Но с конца 2009 года рост товарооборота поощряет портовых операторов вновь делать инвестиции.

Новые и строящиеся порты

16 января 2017 года на побережье Черного моря в турецком городе Карасу провинции Сакарья появился новый порт Карасу.

Порт частный, он был основан как совместное предприятие турецких компаний IC Altyapi и Ictas Insaat и расположен в нескольких десятках километров западнее пролива Босфор. Выгодное положение порта вблизи индустриального региона Мраморного моря, с которым порт связывает хорошее транспортное сообщение, позволяет  говорить о возможности переключения на порт части тех грузопотоков, которые сегодня проходят по Босфору. А это может несколько снизить напряженное движение судов в проливе.

Впрочем, пока мощности первой стадии порта не столь уж велики. Он занимает площадь в 250 тыс. кв. м, имеет три грузовых причала с глубинами в 11 метров и один причал для пассажирских и других судов. Он может переваливать до 6 млн тонн генеральных и навалочных грузов, 150 тыс. TEU и более 110 тыс. единиц автотранспортных средств в год.

Во главе всего проекта находится İbrahim Çeçen Yatırım Holding (IC Holding), который специализируется на строительстве, реализации крупных инфраструктурных проектов, энергетике и туризме. Его владелец и председатель правления Ибрагим Чечен в своем приветственном слове на сайте порта Карасу с гордостью говорит о таких реализованных проектах, как строительство третьего моста через Босфор, автобан North Marmara, крупнейший в Стамбуле пятизвездочный отель и конгресс-центр Bomonti Hilton, аэропорт в Анталье и крупная марина в Чесме.

Помимо уже работающего нового порта Карасу в Турции строится еще несколько портов, часть из них – за счет государственных инвестиций. С участием государственных инвестиций запланировано три крупных мегапроекта. В стадии строительства находится проект порта Чандарлы на севере Эгейского моря в районе города Измир. Уже завершено строительство волнореза длиной 1500 м. На первом этапе мощность контейнерного порта должна составить 1 млн TEU в год.

В процессе проектирования новый контейнерный порт в Мерсине к востоку от уже существующего Mersin International Port. Строительство планируется в пять этапов. Первый этап предусматривает достижения мощности 1,7-1,9 млн TEU. В дальнейшем планируется расширение порта для того, чтобы достичь мощности 10-11,4 млн TEU в год.

Проектируется также порт Филиос в промышленной зоне черноморского города Зонгулдак. Его проектная мощность – 700 тыс. TEU и 16 млн тонн генеральных и навалочных грузов.

Помимо проектов с государственными инвестициями планируется строительство контейнерного терминала в городе Дериндже пропускной способностью 1 млн TEU. Также планируется увеличить пропускную способность порта Измир после приватизации до 2,5 млн TEU. Реализуются, а также проектируются, и другие портовые объекты.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать