Вверх

Украина удерживает лидерство в Черноморском регионе в перевалке контейнеров

19 апреля 2018  

Переработка груженых контейнеров в Черноморском регионе увеличилась почти на 13%, в Украине рост составил около 10%

Украина удерживает лидерство в Черноморском регионе в перевалке контейнеров

Публикуется сокращенно. Полный материал с таблицами и графиками смотрите в печатной версии журнала "Порты Украины" №3, 2018

Черноморские контейнерные терминалы Румынии, Украины, России, Грузии и Болгарии в 2017 году переработали 2 752 709 TEU, включая порожние контейнеры, без учета трансшипмента. В результате общий рост в регионе достиг 11,9%. Ниже мы приводим анализ переработки только груженых контейнеров. Всего в Черноморском регионе в 2017 году было обработано 2 013 048 TEU контейнеров, что на 12,74% больше, чем в 2016 году, когда, наконец, был достигнут рост после падения объемов в 2015 году.

Тенденции года

Черноморский рынок представлен контейнерными терминалами пяти стран: Румынии (DP World Constantza, Socep), Украины («Контейнерный терминал Одесса», «Бруклин-Киев Порт», Ильичевский морской рыбный порт, ТИС – КТ в порту Южный), России (НУТЭП, Новорослесэкспорт, Новороссийский МТП), Грузии (APMT Поти, BICT) и Болгарии (терминалы портов Варна и Бургас).

Переработка груженых контейнеров в Черноморском регионе в 2016–2017 годах, TEU

Во всех странах Черноморского региона на протяжении года отмечалось заметное увеличение оборота груженых контейнеров. Наибольшего роста достигла Россия – 22,06%. В результате ей удалось потеснить Румынию со второго на третье место. В настоящее время на российском терминале НУТЭП завершается реконструкция и строительство нового глубоководного причала. И уже в 2018 году в Новороссийске смогут обрабатываться суда вместимостью 8–10 тыс. TEU, что будет способствовать дальнейшему увеличению контейнерооборота.

Лидерство по количеству переработанных груженых контейнеров по-прежнему удерживает Украина. Объемы переработки груженых контейнеров украинскими терминалами выросли на 8,9%, составив 533 278 TEU. Темпы увеличения потока контейнеров через украинские порты не столь значительны, но стабильны, что позволяет Украине оставаться в лидерах.

В 2017 году хороший рост оборота груженых контейнеров показала Грузия – 17,61%. Еще год назад падение потока составляло 12%. По мнению руководства операторов терминалов, положительная динамика – это результат растущей экономики Грузии и улучшение экономического положения в Кавказском регионе.

Румыния и Болгария также нарастили объемы на 7,6% и 8,12% соответственно.

Доли стран в общей переработке груженых контейнеров по итогам 2017 года распределились следующим образом. Наибольшая часть всего объема груженых контейнеров в регионе перерабатывается на украинских терминалах – 28,85%. Значительные доли переработки приходятся на Россию – 26,98% и Румынию – 23,85%. На терминалах Грузии и Болгарии обрабатывается 11,41% и 8,91% груженых контейнеров региона соответственно.

Структура переработки контейнеров

В общем объеме груженых контейнеров больше половины составляет импорт – 54,28%. На экспорт приходится 45,72%. Распределение контейнеров на груженые и порожние оценивается как 73,13% к 26,87%. В регионе продолжается тенденция сокращения доли порожних контейнеров и роста груженых.

В 2017 году объем груженого экспорта из стран Черноморского региона увеличился на 5,99% по сравнению с 2016-м. Рекордный рост экспортных объемов показала Россия – 18,10%. В Украине наблюдалось незначительное падение груженого экспорта на 2,47%. В то же время в других странах региона экспорт продолжал расти: в Румынии – на 7,09%, в Грузии – на 5,99% и в Болгарии – на 5,80%.

Импорт груженых контейнеров в регионе увеличился на 19,13%. Это произошло в основном за счет роста импорта в Россию и Украину – на 24,81% и 22,92% соответственно. Объем импорта вырос и в остальных черноморских странах: в Грузии – на 19,72%, в Болгарии – на 10,93% и в Румынии – на 8,40%.

Черноморские терминалы

По итогам работы в 2017 году в первой пятерке ведущих черноморских контейнерных терминалов произошли значительные изменения. «Контейнерный терминал Одесса» уступил свое второе место APMT Поти и опустился на четвертое место. НУТЭП поднялся с четвертого места на третье. Новорослесэкспорт, как и годом ранее, замыкает первую пятерку лидеров. Лидер Черноморского региона остался неизменным – DPW (Констанца). При этом все пять крупнейших терминалов региона показали рост объемов перевалки контейнеров.

Линейные операторы региона

В 2017 году изменился состав пятерки лидеров линейных операторов. Впервые в нее вошла COSCO Shipping Lines – линейный перевозчик, образовавшийся в результате слияния CSCL и COSCO. В итоге COSCO Shipping Lines стал четвертым по величине перевозчиком в Черноморском регионе, вытеснив ZIM из пятерки лидеров. ARKAS, показав значительный рост, потеснил CMA CGM с третьего на пятое место. MSC удерживает второе место. Maersk Line по-прежнему лидирует в регионе.

Пятерка лидеров сегодня выглядит следующим образом: Maersk Line, MSC, ARKAS, COSCO SL и CMA CGM. В совокупности перечисленные линии контролируют на Черном море 73,74% рынка всего объема груженых контейнеров.

Совокупная доля Maersk Line и MSC в 2017 году в регионе немного снизилась (на 0,20 п. п.) и составила 44,45%. Что касается совокупной доли CMA CGM и COSCO SL, то она выросла на 0,61 п. п., до 18,65%. При этом CMA CGM потерял 1,24 п. п. доли рынка и стал пятым перевозчиком по груженому контейнерообороту, в то время как COSCO SL нарастил долю на 1,85 п. п., что позволило ему стать четвертым перевозчиком в Черноморском регионе.

Перевозчик PIL в 2017 году приостановил свою деятельность в регионе. APL прекратил работу из-за слияния с CMA CGM. UASC объединился с Hapag-Lloyd.

Публикуется сокращенно. Полный материал с таблицами и графиками смотрите в печатной версии журнала "Порты Украины" №3, 2018

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать

Качественной журналистике нужна ваша поддержка