Вверх

Выросли на четверть: итоги сезона навигации на Днепре

24 января 2018   Андрей Муравский

К реке грузоотправителей подталкивают сложности с перевозкой по железной дороге. Хотя здесь хватает своих сложностей.

Выросли на четверть: итоги сезона навигации на Днепре

В прошлом году грузоперевозки на внутренних водных путях Украины выросли на четверть: по Днепру транспортировали 8,1 млн тонн, в то время как годом ранее это было 6,4 млн тонн. Такие цифры озвучила «Портам Украины» Речная информационная служба водных путей Украины. Интерес к речным перевозкам, как говорится, на лицо, и грузов будет еще больше. К реке грузоотправителей подталкивают сложности с перевозкой по железной дороге. Хотя здесь хватает своих сложностей.

Как сообщили в пресс-службе компании «НИБУЛОН», в 2017 году по внутренним водным путям компания перевезла 2 млн тонн зерновых, еще 300 тыс. тонн она перевезла морскими путями. Столько же перевезла компания реками и за предыдущий 2016 год.

Другой крупный перевозчик, «Укрречфлот», свои данные за 2017 год пока не обнародовал (в 2016 году внутренними водными путями перевез 1,7 млн тонн). Но, скажем, один из его основных клиентов, «Запорожсталь», уже сообщил о том, что в этот навигационный период отгрузил на водный транспорт 573 тыс. тонн, что на 6% больше по сравнению с предыдущим. Продукцию компания загружает на суда суда река-море в Запорожском речном порту, который принадлежит «Укрречфлоту». Откуда они идут в Болгарию, Турцию, Грецию и Румынию. А теперь, как сообщил гендиректор «Запорожстали» Ростислав Шурма, «открыли новые направления – Грузия, Сербия – и доставку продукции клиентам в Македонию по Дунаю». В компании каждый раз подчеркивают, что отправка водным транспортом для комбината выгодна. В новом сезоне удалось еще и на $0,5 удешевить перевалку тонны груза, начав грузить горячекатаные рулоны в горизонтальном положении.

Терминалы могут отгружать на речные суда в сутки более 82 тыс. тонн (из них 56 тыс. тонн – «нибулоновские» терминалы).

Отметим, что по данным РИС, в этом сезоне по р. Днепр было транспортировано 1948 контейнеров, а в 2016 году – только 1711 штук. И если ранее на каботажной контейнерной линии «Укрречфлота» работал один теплоход «Механик Черевко» дедвейтом 3800 тонн, то в эту навигацию компания поставила на нее еще и судно DNIPRO LINE дедвейтом 3200 тонн.

Наибольший интерес к речным перевозкам сегодня, пожалуй, все-таки у аграриев. С перевалочными мощностями пока проблем особых нет. С членом «Украинского логистического альянса» Александром Лысенко мы смотрим на карту и насчитываем вдоль Днепра два десятка речных элеваторов. Мощности их одноразового хранения достигают более миллиона тонн. И это не считая тех элеваторов в Херсоне, которые отгружают зерно на морские суда. Большая часть перевалочных мощностей на Днепре, более 589 тыс.  – у «Нибулона».

Элеваторами располагают также Государственная продовольственно-зерновая корпорация Украины, АСК «Укрречфлот», «Гермес-Трейдинг». У ГПЗКУ два речных терминала в Херсонской области – Великолепетихский и Голопристанский элеваторы. Мощности одного составляют 38,5 тыс. тонн, другого – 36,5 тыс. тонн. В сутки они могут отгружать на суда по 1500 тонн. К слову, Голопристанский элеватор ГПЗКУ на речной транспорт зерно не отгружал несколько лет, возобновив отгрузки только в 2016 году.

У «Укрречфлота» есть элеватор в Днепропетровском речном порту (мощности – 30 тыс. тонн, суточная погрузка на судно – 4500 тонн). Еще один элеватор есть на территории принадлежащего «Укрречфлоту» Херсонского речного порта (мощности – 36 тыс. и 2 тыс. тонн – суточная погрузка на судно).

Светловодский речной терминал компании «Гермес-Трейдинг» мощностью 94 тыс. тонн расположен на Кременчугском водохранилище. В сутки на суда он способен отгружать 5 тыс. тонн. Полной мерой эти мощности по отгрузке на воду не используются, но все-таки растут. В 2013/2014 маркетинговом году рекой было отправлено 32,4 тыс. тонн, в 2014/2015 – 13,7 тыс. тонн, в 2015/2016 маркетинговом году – 65 тыс. тонн, в 2016/2017-м – 70,5 тыс. тонн, а за июль-декабрь нового маркетингового года – уже 68,7 тыс. тонн. В компании сообщили «Портам Украины», что  увеличивается не только тоннаж отгружаемого на реку зерна, но и процент от общего объема заготовки. И если в прошлом маркетинговом году речкой отправили 33% заготовленого зерна (это около 213 тыс. тонн), то за первое полугодие этого маркетингового года – 56% (из 122,7 тыс.тонн).

Есть также несколько элеваторов других собственников. Например, «Ровненское ХПП» TESSLAGROUP, которое расположено на Каховском водохранилище, в 2016 году отправило речным транспортом 90% зерна (около 35 тыс. тонн).

«Элевторы, которые расположены вдоль Днепра, разные по своим характеристикам: здесь и старые, и новые, с современными технологиями. Пока мощностей            достаточно, но в дальнейшем на Днепре нужно еще несколько речных элеваторов по 30-60 тыс. тонн единовременного хранения. Государство должно определить площадки, на которых можно их построить и решить земельный вопрос», – говорит Александр Лысенко.

По подсчетам «Портов Украины», в общей сложности терминалы могут отгружать на речные суда в сутки более 82 тыс. тонн (из них 56 тыс. тонн – «нибулоновские» терминалы).

А вот флота на Днепре не хватает, поскольку в каботаже работать имеют право практически только суда под украинским флагом, и тех судов, которые могут перевозить зерно, мало.

Традиционно флот строит «Нибулон». В прошлом году он спустил на воду 8 судов: три несамоходных судна, которые способны перевозить по 2000 тонн, три буксира, дноуглубительное судно и перегружатель. Отметим, что три новые баржи – это проект В2000, они рассчитаны на работу на Южном Буге, где у «Нибулона», помимо морского перегрузочного терминала, есть еще два филиала. Но в любом случае, «Нибулон» возит по рекам в основном только свое зерно. Хотя опыт перевозки грузов других компаний у него тоже есть. Другим же игрокам флот нужно искать.

Некоторые подвижки все-таки есть. Так, летом 2017-го начала работать Grain Transshipment LLC. Специализируется на торговле зерновыми, агентирование, а также перевозке различных видов грузов, в том числе негабаритных, водными и автомобильными путями. За короткое время молодая компания смогла перевезти собственными судами и флотом, взятым в оперирование, более 100 тыс. тонн зерновых грузов. В компании планируют, что уже с началом нового навигационного периода на Днепре появится еще флот. Что «положительно повлияет на социально-экономическую составляющую в сфере морского и речного транспорта».

Начала новой навигации ждет и судно «Килия», которое находится на балансе у ГП «Херсонский морской торговый порт». В прошлом году старичка (1966 года постройки) как раз капитально отремонтировали, провели на ходу – к дальнейшей работе готово! Судно грузоподъемностью 2500 тонн планируется использовать для каботажных перевозок, в том числе – на рейсах между Херсоном и портами Большой Одессы.

По данным «Портов Украины», в 2017 году дедвейт речного флота под украинским флагом, способного перевозить зерно увеличился на 18 тыс. тонн. В том числе на 6 тыс. тонн (три баржи) увеличился флот «Нибулона».

«Зерновики» говорят, что увеличение флота заметили, хотя это пока не повлияло на рынок кардинально. Тем не менее, это тоже важно, поскольку суммарный тоннаж одних только барж крупнейшего собственника флота, перевозящего зерновые грузы, «Нибулона», составляет более 75 тыс. тонн, остальное же – это суда отдельных мелких игроков. У одной из крупнейших судоходных компаний Украины «Укрречфлота» соответствующих судов крайне мало – суммарно это 25 тыс. тонн.

В новом сезоне также ожидается  пополнение. Впрочем, в дальнейшем привлечь на украинские реки еще флот будет все сложнее – как уверяют участники рынка, суда приходится искать за рубежом (на Дунае, Рейне), но продается мало. Строить же новые суда  для Украины компании пока не готовы (исключая «Нибулон»). В частности – из-за высокой стоимости и сложностями с получением кредитов.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать