Вверх

Земельные проблемы при строительстве терминалов

14 декабря 2018  

Если взять время от принятия решения о строительстве терминала до его запуска в эксплуатацию, то две трети времени уходит на разрешительную документацию, значительная часть которой связана с землеотводами. И только одна треть – на строительство. О примерах из своей практики рассказывает председатель правления юрфирмы «АНК»  Александр Кифак.

Земельные проблемы при строительстве терминалов

На фото: терминал МV Cargo

Трудности землеотвода 

Проблемы можно здесь разделить на две группы. Первая – это отвод земли на суше для строительства тыловой части терминала. Вторая – это отвод земли в акватории порта для строительства нового и реконструкции существующего причала. 

Рассмотрим основные проблемы, которые возникают при отводе земли в тылу причала. Первый вариант – на территории существующего государственного порта. Второй вариант – на частной территории, прилегающей к территории порта. 

Каждый из вариантов имеет свои преимущества и недостатки. Отвод земли для строительства в государственном порту является более сложным по процедуре, но имеет преимущества по эксплуатации – доступ к портовой инфраструктуре, к существующим железнодорожным и автомобильным путям, причалам и каналам. Это оправдывает дополнительные сложности с отводом и началом строительства. Большинство терминалов, которые возводились в портах Большой Одессы, были построены на территориях, которые инвесторы брали в аренду как складские площади, т. е. как объекты недвижимости. 

В настоящее время для этого заключаются договоры с Фондом госимущества. В 1990-х и 2000-х годах процедура была проще, потому что заключался договор непосредственно с портом. Ныне в большинстве случаев такая земля уже отведена для государственного предприятия, и, чтобы начать строить терминал, необходимо разрешение ГАСК. А чтобы получить такое разрешение, необходимо показать ГАСК, какие ты имеешь права на землю. Чтобы получить права на землю, нужно в государственном порту арендовать складскую территорию. Если порт уже отвел себе землю и оформил (очень многие эту процедуру не завершили до сих пор), необходимо получить согласие землепользователя на изменение границ землепользования, согласие Министерства инфраструктуры, внести изменение в границы землепользования порта, оформить землю на себя и только после этого идти в ГАСК. Это, мягко выражаясь, достаточно длинный путь. И хочу сказать, что количество терминалов, которым весь этот путь удалось пройти, можно пересчитать на пальцах одной руки. Это самая большая сложность для строительства терминалов в государственных портах. Эта проблема является колоссальным конкурентным минусом Украины по сравнению с портами других стран. 

Например, в близком к нам порту Констанца либо в голландском порту Амстердам работает простая схема. Государство дает землю в аренду порту и при этом разрешает ему на условиях субаренды передавать землю любому инвестору, который привлекается для развития конкретной территории. Это резко упрощает всю бюрократическую процедуру. 

В Констанце или Амстердаме государство дает порту землю в аренду и разрешает передавать ее в субаренду 

Было бы правильным выступить с инициативой перед народными депутатами, поставить вопрос о внедрении опыта Констанцы и Амстердама. Это сразу даст колоссальный толчок развитию портовой инфраструктуры. 

Пока же в Украине, когда крупному инвестору объясняешь весь путь, который он должен пройти, чтобы начать строительство в государственном порту, немногие даже в состоянии дослушать до конца. 

Примеры из практики 

Я могу привести пример с созданием терминала «М.В. Карго». Мы имели отношение в свое время к этому проекту на этапе, когда проектная группа компании «Каргилл» рассматривала все возможные участки в портах Большой Одессы, как в государственных, так и в частных, выбирая себе площадку. Несмотря на технологические и логистические преимущества других площадок, был выбран путь строительства на частной территории как совместный проект с ТИС. И важнейшая причина принятия такого решения была связана со ...

Продолжить чтение...

Качественная независимая журналистика может существовать благодаря поддержке читателей, поэтому продолжение этого материала доступно только нашим подписчикам.

Если вы уже подписаны Войдите в систему
Для юридических лиц Заполните форму
Консультация: pr@runsite.com.ua
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать