Вверх

Жесткая конкуренция: обзор перевалки контейнеров в Украине в первом квартале 2018 года

17 мая 2018   Наталья Рыженкова

По темпам роста, а также по абсолютному объему прироста, лидирует «Контейнерный терминал Одесса»

Жесткая конкуренция: обзор перевалки контейнеров в Украине в первом квартале 2018 года

Публикуется сокращенно. Больше таблиц и графиков смотрите в печатной версии журнала "Порты Украины" №4, 2018

Контейнеры – один из немногих видов груза, перевалка которого на протяжении последних двух лет демонстрирует стабильный рост. 2018 год также начался со значительного роста показателей перевалки. За первые три месяца украинские морские порты переработали 193 588 TEU. Объемы превысили показатели за аналогичный период прошлого года на 14,4%, или на 24 370 TEU. Максимального роста добился «Контейнерный терминал Одесса» – 27,5%. Остается надеяться, что тренд является устойчивым, и по итогам года рост окажется даже большим, чем сейчас.

Основные факторы, которые способствуют росту контейнерных перевозок, это применение современных стандартов обработки контейнерного флота, сокращение сроков проведения таможенных процедур, децентрализация контрольных процедур в украинских морских портах. Также продолжает расти украинский экспорт, перевозимый в контейнерах. За счет увеличения объемов торговли со странами ЕС, Латинской Америки, Азии и Африки растет импорт.

Порты и терминалы

Из 13 украинских морских портов перевалка контейнеров осуществляется только в трех – Одесском порту, порту «Южный» и Ильичевском морском рыбном порту. Специализированных терминалов, обрабатывающих контейнерные грузы, насчитывается шесть. Однако на сегодняшний день под контейнеры задействованы только четыре – два в Одесском порту («Контейнерный терминал Одесса» и «Бруклин-Киев Порт»), «ТИС КТ» в порту «Южный» и терминал Ильичевского морского рыбного порта.

Два других терминала переключились на обработку альтернативных грузов. Так, мощности принадлежащего порту контейнерного терминала в «Черноморске» (850 тыс. TEU в год) используются сегодня для перевалки угля и руды. Обработку контейнеров порт прекратил в сентябре 2016 года. Контейнерный терминал Мариупольского порта мощностью 50 тыс. TEU в настоящее время остановил переработку контейнеров ввиду близости боевых действий на востоке страны.

25,2% всего грузопотока контейнеров перерабатывается частными стивидорными компаниями на собственных причалах

Да и работающие контейнерные терминалы для обеспечения загрузки своих мощностей переваливают несвойственные им грузы. «ТИС КТ» переваливает импортный уголь, экспортное зерно, черные металлы и щепы. К тому же, один из причалов контейнерного терминала используется для погрузки растительного масла.

Сегодня обработка контейнеров в портах осуществляется только частными стивидорными компаниями. Причем 25,2% всего грузопотока контейнеров перерабатывается частными стивидорными компаниями на собственных причалах.

Суммарная мощность всех имеющихся контейнерных терминалов в Украине достигла 3,1 млн TEU в год. К сожалению, загрузка их остается довольно низкой – 22,6%. Налицо избыток портовых мощностей. В результате среди терминальных операторов в украинских портах идет жесткая борьба за грузопотоки.

По итогам первого квартала около половины контейнерного потока обработал «Контейнерный терминал Одесса» – 46,7% совокупного объема. 27,9% пришлось на «Бруклин-Киев Порт». Ильичевский морской рыбный порт и порт «Южный» переработали 16,4% и 8,8% всего украинского контейнерооборота соответственно.

«Контейнерный терминал Одесса», нарастив перевалку на 27,5% (до 90 469 TEU), лидирует среди терминалов в отечественных портах. В большей степени такой рост достигнут благодаря тому, что в прошлом году компания привлекла новых клиентов, таких как Yang Ming, COSCO Shipping Lines. Кроме того, в настоящее время компания ZIM продолжает наращивать свой грузопоток через «КТО» за счет увеличения размеров контейнеровозов из Азии.

Однако с 1 апреля 2018 года на терминал «КТО» прекращает судозаходы крупнейший мировой перевозчик Maersk Line. В компании приняли решение о переходе из Одесского порта на обслуживание в «ТИС КТ» в порт «Южный». Решение Maersk Line не было спонтанным и никак не связанным с политическими причинами. По заявлению руководства представительства компании в Украине это было сделано в соответствии с планами по развитию бизнеса компании и оптимизации судозаходов в украинские порты. К тому же оператор «ТИС КТ» смог предложить лучшую портовую и железнодорожную инфраструктуру в Украине, что очень важно для многих клиентов в сегодняшних реалиях.

По итогам первого квартала около половины контейнерного потока обработал «Контейнерный терминал Одесса» – 46,7%

Как стало известно, «ТИС» ведет переговоры и с другими мировыми контейнерными перевозчиками для того, чтобы привлечь их к перевалке грузов через терминал в порту «Южный».

В результате ухода Maersk Line терминал «КТО» «потеряет» порядка 40 тыс. TEU в год. Такой объем был перевезен компанией Maersk Line через терминал в прошлом году. Всего в 2017 году «КТО» переработал 292 тыс. TEU.

На втором месте среди украинских терминалов по объемам перевалки контейнерный терминал «Бруклин-Киев Порт». Показатели второго оператора контейнерного терминала в Одесском порту с начала года выросли незначительно. Перевалка увеличилась на 0,2%, до 54 044 TEU. Сегодня компания обрабатывает уже почти треть всего украинского контейнерного потока.

Ильичевский морской рыбный порт смог нарастить перевалку контейнеров за январь-март до 31 705 TEU (+7,4%). В порт заходят суда участников крупнейшего контейнерного альянса – 2М (Maersk Line, MSC).

Самый глубоководный и современный контейнерный терминал в Украине – «ТИС КТ» обработал 17 107 TEU (+15,7%). Сейчас идет процесс удлинения причалов терминала до 600 м, где установлены в одну линию пять кранов STS, позволяющих одновременно обрабатывать два крупных контейнеровоза. Из «ТИС» ходит два регулярных контейнерных поезда в Днепр и Киев. В ближайшие время будут пущены поезда в Тернополь, Харьков и Винницу. Достраивается железнодорожная станция Химическая. В развитие инфраструктуры и двухлетнюю модернизацию «ТИС КТ» стивидорная компания «ТИС» уже инвестировала более $52 млн.

Структура контейнеропотоков

Баланс экспортных и импортных грузопотоков продолжает сохраняться. По итогам квартала импорт составил 99 974 TEU, экспорт – 93 348 TEU. Импорт стал расти быстрее. Он вырос на 16%, в то время как экспорт – на 12%. Соотношение импорта и экспорта в общем контейнерообороте оценивается как 51,8% к 48,2%.

Доля груженых контейнеров в импорте выросла до 81,6%, в то время как в экспорте она достигла 78,4%. Порожних контейнеров сегодня завозится почти столько же, сколько и отправляется, – 18 395 TEU и 20 146 TEU соответственно. В общем контейнерообороте на долю порожних контейнеров приходится почти 20%, или 38 541 TEU.

Надежда на инвесторов

Реформы, которые проводятся правительством в сфере инфраструктуры, а именно появление возможности приватизации портовых мощностей и подготовка закона о концессии, позитивно влияют на инвестиционный климат в украинских портах.

Сегодня Украина находится в зоне внимания глобальных операторов контейнерного бизнеса. Оператор номер один в мире Hutchison Ports и третий по счету мировой оператор DP World готовы инвестировать в украинскую портовую инфраструктуру. Гонконгская компания Hutchison Ports уже почти 10 лет присматривается к активам в портах Украины. Речь идет об управлении и развитии контейнерного терминала в морском торговом порту «Черноморск». Компания готова арендовать мощности в порту, и если в Украине будет принят закон о концессии, то Hutchison Ports готова перейти на такую модель сотрудничества.

На конец мая 2018 года запланирован конкурс на аренду терминалов в порту «Черноморск». Пока о планах участия не заявили другие игроки, основным претендентом на победу в тендере остается Hutchison Ports. В планах компании – концессия порта и создание на его базе международного грузового хаба между Европой и Азией, специализирующегося на обработке контейнеров. Сегодня компания оперирует 52 высокотехнологичными терминалами в 26 странах мира. На карте Hutchison Ports Украина может стать 27-й.

Публикуется сокращенно. Больше таблиц и графиков смотрите в печатной версии журнала "Порты Украины" №4, 2018

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать