Вверх

Австралия, США, Индия и Япония предложат альтернативу китайскому «Поясу и пути» — СМИ

22 февраля 2018, 12:10

Австралия, США, Индия и Япония обсуждают создание международного инфраструктурного проекта, который может стать альтернативой китайской инициативе «Один пояс, один путь». Об этом пишет «Коммерсант».

Согласно публикации газеты Australian Financial Review, задача четверки — не противостояние Пекину, а «предоставление альтернативы» странам вдоль «Пояса и пути». Формат четверки был возрожден летом 2017 года после десятилетнего перерыва, чтобы координировать сдерживание КНР.

По словам высокопоставленного чиновника администрации США, пока план находится «в зачаточном состоянии», но его обсуждение уже активно ведется. В частности, эту тему, как ожидается, затронут в конце недели премьер-министр Австралии Малкольм Тернбулл и Президент США Дональд Трамп. По данным источника, стороны пока условились называть план «альтернативой», а не «соперником» китайского инфраструктурного проекта «Один пояс, один путь». «Никто не говорит, что Китай не должен строить инфраструктуру (в других странах). Китай, к примеру, может построить порт, который сам по себе, возможно, не очень экономически жизнеспособен. Мы можем сделать его эффективным, построив туда дорогу или железнодорожные пути», — отметил чиновник американской администрации.

Экономической основой инициативы предположительно может стать объемная японская «официальная программа помощи развитию», документ по которой опубликован в 2017 году и поддержан США. По данным Организации экономического сотрудничества и развития, совокупная помощь развивающимся странам со стороны США, Австралии и Японии (Индия является получателем помощи) составила в 2016 году $46,9 млрд. Обещанные Китаем в рамках «Пояса и пути» инвестиции превышают $900 млрд, но фактически помощь Пекина развитию по международным стандартам составляет около $5 млрд в год. Эта цифра, впрочем, не включает «политические» контракты, замаскированные под экономическое сотрудничество, к чему Пекин прибегает очень часто.

Создание альтернативного китайскому проекта укладывается в логику действий четырех стран на протяжении последних лет. В ноябре 2017 года был возрожден после десяти лет бездействия формат четырехстороннего стратегического диалога (ЧСД) между Вашингтоном, Токио, Канберрой и Дели. Уже по темам, которые тогда поднимались на мероприятии, стало понятно, что нацелен он в основном на сдерживание Китая: стороны обсудили ситуацию в Южно-Китайском море, «необходимость поддержания основанного на действующих правилах порядка мореплавания», а также «свободу и открытость Индо-Тихоокеанского региона». Пекин, напомним, находится в ситуации затяжного территориального спора со странами, имеющими доступ к Южно-Китайскому морю, и претендует на 90% его акватории.

Термин «Индо-Тихоокеанский регион» ранее почти не употреблялся, но с середины 2017 года начал активно вытеснять привычный «Азиатско-Тихоокеанский регион» (АТР) в речах политиков из стран четверки, так как позволял привлечь Индию к более тесному взаимодействию со странами АТР. Воссоздание формата было ожидаемо негативно воспринято в Китае: в МИД КНР, например, призвали всех членов ЧСД «не создавать организаций, направленных против третьих стран», и «понять дух времени». Впрочем, если в 2007 году подобная критика привела к сворачиванию формата, то в 2018 году во всех четырех странах у власти оказались лидеры, заинтересованные в усилении координации в сдерживании амбиций Пекина.

Осенью 2013 года Китай презентовал инициативу «Пояс и путь», которая предусматривает создание Экономического пояса Шелкового пути и Морского Шелкового пути XXI века. Задача проекта — создание транзитно-транспортной системы, которая свяжет Китай со странами Евразийского континента и Африки. Концепция подразумевает создание и развитие транспортно-логистической инфраструктуры и разработку новых механизмов регионального экономического партнерства. В 2015 году началось формирование финансовой базы проекта — Фонда Шелкового пути и Азиатского банка инфраструктурных инвестиций. Реализация первой этапа запланирована на 2016-2020 годы.

Экономический пояс Шелкового пути предусматривает создание трех основных коридоров: северного (Китай — Центральная Азия — Европа), центрального (Китай — Центральная и Западная Азия — Персидский залив и Средиземное море) и южного (Китай — Юго-Восточная Азия — Южная Азия — Индийский океан).

Морской Шелковый путь XXI века предполагает развитие двух маршрутов из морских портов Китая через Южно-Китайское море в южную акваторию Тихого океана и через Южно-Китайское море и Индийский океан до Европы.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать