Вверх

Госэкоинспекция проиграла судовладельцам более 80 дел по штрафам за загрязнение окружающей среды

13 декабря 2019, 17:23

Госэкоинспекция проиграла судовладельцам более 80 дел по штрафам за загрязнение окружающей среды

Изучением действий экоинспекторов займется рабочая группа. Фото: port.odessa.ua

Государственная экологическая инспекция (ГЭИ) Крымско-Черноморского округа с начала 2019 года проиграла судовладельцам более 80 судебных процессов, касающихся взыскания штрафов за якобы загрязнение судами окружающей среды.

Как сообщила пресс-служба администрации Одесского морского порта, соответствующий факт озвучен на выездном совещании, которое провел врио председателя Государственной экологической инспекции Украины Егора Фирсова в Одессе в четверг.

«Позиция нового руководства Госэкоинспекции заключается в том, что все территориальные органы должны быть очищены. Мы хотим видеть в качестве инспектора молодого профессионального человека в форме, который будет приходить на предприятие и не требовать взятки, а совершать действия, которые защищают закон. Наша главная задача, чтобы этот инспектор стоял на защите жизни и здоровья людей. Потому Государственная экологическая инспекция — это, в первую очередь, о жизни и здоровье людей», — заявил Фирсов, открывая совещание.

Формальным поводом проведения совещания стала конфликтная ситуация в порту «Черноморск» на позапрошлой неделе, когда сотрудники ГЭИ задержали судно Shandong Peng Cheng за якобы загрязнение окружающей среды. Судно смогло покинуть порт только после уплаты крупного штрафа. Теперь это решение оспаривается представителями судовладельца в судебном порядке. 

В совещании приняли участие представители более сорока субъектов хозяйствования (ГП «Администрация морских портов Украины» (АМПУ), операторов береговых грузовых терминалов, агентских, экспедиторских, юридических компаний), а также представители органов местной власти, общественных организаций, многочисленные журналисты.

Как указала пресс-служба, дискуссия длилась два часа и носила острый характер. В частности, «сокрушительной критике со стороны бизнеса» была подвергнута практика осуществления экоинспекторами попыток контроля качества изолированного балласта на судах (чего нет ни в одной другой стране мира), а также существующая практика контроля морской воды в гаванях.

Участники встречи многократно отмечали незаконность действий сотрудников региональных органов ГЭИ, которые «как сомалийские пираты» прорываются на борт судна и предъявляют капитанам предписания по поводу загрязнения окружающей среды, даже не имея полномочий подписывать такие документы, а затем назначают штрафы просто «от фонаря» — не имея утвержденных методик вычисления экологического ущерба. Когда подобные попытки вымогательства совершаются по отношению к береговым субъектам хозяйствования, у последних есть время на судебное обжалование действий экоинспекторов. У капитана иностранного судна такого времени нет совсем — каждые сутки простоя сухогруза или танкера в порту обходится судовладельцу потерями от $10 тыс. до $100 тыс.

По словам представителей бизнеса, нынешняя практика экологического контроля в портах уже привела к тому, что многие судовладельцы отказываются от фрахта в направлении украинского берега, или включают в сумму фрахта коррупционную составляющую. Как отмечали на совещании представители международных клубов морского страхования, в договорах есть специальное «украинское предостережение», в котором фрахтователей предупреждают: для предотвращения задержки судна необходимо включить в дисбурсментский счет дополнительно определенную сумму в связи с осуществлением «экологического контроля». Страхователи с болью констатировали, что по уровню рисков рейсы торговых судов в Украину стоят на третьем месте после рейсов в «пиратские» регионы вблизи Нигерии и в Аденский залив.

Обращая внимание на тот факт, что действия экологических инспекторов в портах наносят огромный ущерб имиджу Украины в глазах мировых морских перевозчиков, участники совещания предложили новому руководителю ГЭИ перезагрузить правовую базу экологического контроля в портах — утвердить четкие и понятные правила как проведения проверок, так и методики исчисления суммы нанесенного экологического ущерба. Отдельно указывалось на необходимости повышения роли в этих процессах структур АМПУ.

Подытоживая дискуссию, Фирсов предложил присутствующим создать специальную рабочую группу, которая будет заниматься разработкой и внедрением новых правовых основ деятельности экоинспекторов в портах. В рабочую группу глава ГЭИ предложил включить представителей судовладельцев, адвокатских компаний, АМПУ, общественных организаций.

«Главная задача рабочей группы — наработать новые правила игры. Вы знаете, что проверка портов и судов Госэкоинспекция может проводить вместе с АМПУ. И наша задача — сделать такую ​​модель и, возможно, перезапуск Черноморской инспекции с участием новой конкурсной комиссии, в которую войдут общественные организации, чтобы мы сформировали новый состав этой комиссии. Чтобы мы были уверены: если инспектор идет в порт или на другой хозяйственный субъект проверять, там точно не будет коррупции (...) Возможно, первые несколько месяцев проверки следует проводить открыто — инспектор, представитель АМПУ, общественной организации, журналисты. На камеру снимать: как отбираются пробы, как происходит проверка», — указал Фирсов.

Читайте главные новости на нашем Телеграм-канале и подписывайтесь на наш Ютуб-канал

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать