Вверх

Экспедиторы жалуются на таможню при оформлении флекситанков

17 февраля 2017, 15:29

Экспедиторы жалуются на таможню при оформлении флекситанков

Экспедиторы, среди клиентов которых крупнейшие маслоэкстракционные заводы Украины, в последнее время сталкиваются с проблемой оформления в режим временного ввоза флекситанков, которые используются для перевозки наливных грузов, таких как подсолнечное масло, соевое масло, соковые концентраты и другие. По словам экспедиторов, объем экспорта подсолнечного масла составляет порядка 1,5-2 тысяч контейнеров в месяц, и это не считая другие виды жидких грузов.

Как отмечают экспедиторы, перевозка такого рода наливных грузов в универсальных морских контейнерах имеет определённые особенности, связанные с тем, что груз внутри контейнеров размещается с использованием дополнительных приспособлений – флекситанков.

Их производят за пределами Украины и ввозят в Украину для помещения внутри стандартного морского контейнера с последующим заполнением грузом, идущим на экспорт. Такая операция осуществляется экспедиторами в рамках выполнения поручений своих клиентов-грузовладельцев.

Как поясняют участники рынка, до недавнего времени экспедиторы с целью выполнения поручений клиентов завозили на территорию Украины пустые флекситанки, с оформлением их в таможенном режиме «временный ввоз с условным полным освобождением от уплаты таможенных платежей» на основании ст. 105 Таможенного кодекса Украины и Приложения В.3. к Конвенции о временном ввозе (Стамбул, 1990 г.) (далее – «Конвенция»).

Однако в начале 2017 года отдельные региональные таможни отказывают в пропуске порожних (новых) флекситанков на таможенную территорию Украины, мотивируя свой отказ тем, что ввоз экспедитором указанных дополнительных приспособлений к контейнеру не является частью торговой операции. При этом таможня «рекомендует» экспедиторам в таких случаях помещать флекситанки в таможенный режим «временный ввоз с условным частичным освобождением», т.е. с уплатой 3% от суммы таможенных платежей.

Неоднозначное применение положений Таможенного кодекса Украины и Конвенции негативно влияет на возможность выполнения экспортерами своих обязательств перед покупателями-нерезидентами, и приводит к удорожанию стоимости перевозки. «Порты Украины» попросили юристов прокомментировать сложившуюся ситуацию.

Нина Костюк, юрист ЮФ «АНК»

Основным мотивом таможни при отказе в пропуске флекситанков на таможенную территорию Украины является то, что ввоз флекситанков осуществляется не в рамках торговой операции, а на основании договоров об оказании транспортно-экспедиторских услуг. Чтобы разобраться в данном вопросе, следует обратить внимание на два аспекта: неточность перевода текста Конвенции о временном ввозе на украинский язык и статус транспортно-экспедиторских услуг в понимании Конвенции.

Что касается перевода, отмечу, что термин «товары, ввезенные в рамках торговой операции» используется только в украинском тексте Конвенции, который не является аутентичным. Согласно ст. 34 Конвенции, официальными языками являются английский и французский. Депозитарий выполнил также аутентичные переводы текста Конвенции на арабский, китайский, русский и испанский языки, которые размещены на сайте Международной таможенной организации: http://www.wcoomd.org/.

Термин, который в украинском переводе приведен как «товары, ввезенные в рамках торговой операции», в оригинальных текстах Конвенции имеет другое значение. Так, в английской версии это положение звучит как goods imported in connection with a commercial operation”, а аутентичный перевод Конвенции на русский язык переводит это положение как «товары, ввезенные в связи с коммерческой операцией». Очевидно, что словосочетание «товары, ввезенные в связи с коммерческой операцией» охватывает более широкий круг правоотношений, в который включается, в том числе, и вспомогательные операции по перемещению товаров. Здесь стоит отметить, что согласно ч. 2 ст. 21 Закона о международных договорах, официальный перевод международных договоров, участником которых является Украина, выполняет Министерство иностранных дел.

Что касается транспортно-экспедиторской деятельности, то тут следует отметить, что по своему характеру она имеет производный статус и заключается в организации перевозки товаров (грузов), которые являются предметом других договоров (купли-продажи, поставки и т. п.).  Такой правовой статус закреплён на законодательном уровне: в Гражданском и Хозяйственном кодексах Украины и Законе Украины «О транспортно-экспедиторской деятельности» (далее – Закон).

Согласно п. 4 ст. 306 Хозяйственного кодекса Украины транспортная экспедиция является вспомогательным видом деятельности, связанным с перевозкой груза. Законом определено, что транспортно-экспедиторская услуга – это работа, непосредственно связанная с организацией и обеспечением перевозок экспортного, импортного, транзитного или другого груза по договору транспортного экспедирования.

Артем Волков, руководитель практики морского права ЮФ «АНК», адвокат

В международном праве отношения, касающиеся оборота контейнеров, урегулированы еще с 1972 года соответствующей Таможенной Конвенцией ООН, основные положения которой были включены в Конвенцию о временном ввозе 1990 года. Присоединившись к Конвенции о временном ввозе, Украина задекларировала своё намерение ввести на своей территории отлаженные более чем 30-ти летним международным опытом стандарты в области таможенных процедур.

В Конвенции о временном ввозе отдельное Приложение В.3. посвящено контейнерам, поддонам, упаковкам, образцам и другим товарам, ввезенным в связи с коммерческой операцией (далее – «Приложение В.3»).

В соответствии с пунктом (с) статьи 1 Приложения В.3. Конвенции, термин «контейнер» распространяется на все вспомогательные приспособления и оборудование контейнера, в зависимости от его категории, при условии, что такие приспособления и оборудование будут перевозить с контейнером. Согласно п. 16 ч. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Украины термин «контейнер» включает принадлежности и оборудование, необходимые для данного типа контейнера, при условии, что они перевозятся вместе с контейнером.

Таким образом, в понимании Таможенного кодекса Украины и Конвенции о временном ввозе, флекситанк, как вспомогательное приспособление к контейнеру, имеет одинаковый правовой статус с контейнером. Следовательно, существуют все правовые основания для ввоза флекситанков на таможенную территорию Украины в режиме «временный ввоз с условным полным освобождением от уплаты таможенных платежей».

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать