Вверх

Европарламент принял резолюцию по ситуации в Азовском море

26 октября 2018, 10:06

Европарламент принял резолюцию относительно ситуации в Азовском море, в которой осудил чрезмерное блокирование Российской Федерацией (РФ) коммерческих судов, следующих в Бердянский и Мариупольский морские порты и обратно.

Как сообщает Deutsche Welle, документ принят большинством голосов на пленарном заседании Европарламента в четверг. Резолюция не является обязательной к исполнению, но выражает политическую позицию Европарламента.

Евродепутаты признали право РФ проводить проверки, но подчеркнули, что этим правом «не следует злоупотреблять» или «использовать его по политическим соображениям». Депутаты считают, что для урегулирования ситуации вокруг Азовского моря было бы «очень полезным» назначить специального посланника по Крыму и Донбассу, сфера ответственности которого распространялась бы на Азовское море. Также евродепутаты видят необходимость в мониторинге Азовского моря миссией ОБСЕ в Украине, мандат которой распространяется на территорию всей страны.

По данным правительства Украины, по состоянию на окончание сентября усиленным проверкам подверглись более 200 судов, среди которых 120 — под флагами стран ЕС. В этой связи в Европарламенте отметили, что до открытия моста через Керченский пролив из РФ в аннексированный ею Крым проверки судов в Азовском море совершались выборочно, не нарушалось свободное движение судов и грузов.

В сентябре подкомитет Европарламента по безопасности и обороне направил на побережье Азовского моря свою миссию, после чего заслушал чиновников из ЕС, НАТО и Украины. А 23 октября на пленарном заседании евродепутаты провели дебаты, посвященные ситуации вокруг Азовского моря.

В ходе дебатов евродепутаты преимущественно осудили проверки судов в Азовском море, проводимые российской стороной. Одну из наиболее жестких позиций по этому вопросу занял представитель фракции либералов в Европарламенте Пятрас Ауштрявичюс. Он уверен, что если «такие враждебные действия», как усиленные инспекции, не остановить вовремя, то Кремль воспримет это как «зеленый свет» и будет проводить их и в других водах.

Депутат от фракции «Европейские консерваторы и реформисты» Анна Фотыга назвала нарушение территориальных вод и блокирование судов «шаблоном» в действиях РФ против разных стран Европы.

В то время как депутаты из умеренных фракций говорили о связи между ситуацией в Азовском море с другими нарушениями международного права Кремлем, евроскептики проводили параллели с иными событиями. Так, Жан-Люк Шаффхаузер из фракции «Европа наций и свободы» считает, что причина усиления напряженности состоит в решении США в конце августа усилить военную помощь Украине — в сентябре Вашингтон передал Киеву два патрульных катера типа Island. Но эскалация в Азовском море началась раньше августа.

Внефракционный депутат Европарламента Георгиос Эпитедеос от греческой праворадикальной партии «Золотая заря» был единственным депутатом, заявившим, что Украина делает то же самое, что и Россия. В качестве примера он назвал задержание танкера, очевидно, имея в виду судно «Механик Погодин», которое уже два месяца заблокировано в порту Херсона.

По мнению Сандры Калниете, изложившей позицию Европейской народной партии, хотя усиленные проверки и затрагивают напрямую интересы ЕС, куда важнее коммерческого аспекта — угроза безопасности. «Ситуация в Азове постепенно превращается в еще один открытый конфликт, только и ждущий, чтобы разгореться», — считает она.

Калниете назвала действия РФ «ползучей аннексией» Азовского моря. В резолюции эта характеристика отражения не нашла. Однако депутаты Европарламента заявили о возможной опасности захвата Россией месторождений нефти и газа в этом море. Такая опасность появится, если Москва «достигнет своей цели превращения его (Азовского моря) во внутреннее озеро внутри РФ», говорится в резолюции.

Европарламент «серьезно обеспокоен продолжающейся милитаризацией Азовского моря и региона Черного моря», говорится в документе. И в качестве примера приводится размещение РФ зенитных ракетных комплексов С-400 в Крыму и переброска в Азовское море военных кораблей и патрульных катеров из Каспия. 

В резолюции депутаты выразили сожаление в связи с тем, что «Азовское море стало новым измерением воинственных действий России против Украины». В документе говорится о том, что Европарламент также обратился к Совету ЕС с просьбой дать Москве понять, что адресные санкции против РФ «будут усилены в случае дальнейшей эскалации конфликта в Азовском море». Ранее ряд евродепутатов призывали к введению новых санкций в отношении РФ уже сейчас, но это предложение не нашло достаточной поддержки.

В свою очередь, Верховный представитель по вопросам внешней политики ЕС Федерика Могерини, также принимавшая участие в дебатах, с нескрываемым сожалением вспомнила о том, что совсем недавно Азовское море было почти полностью демилитаризованным. «Милитаризация Азовского моря не соответствует ничьим интересам и может лишь дестабилизировать хрупкое положение в сфере безопасности в регионе Черного моря», — подчеркнула она.

В то же время Могерини отдельно поощрила «поиски справедливости в международных судах» со стороны Киева. Речь идет, в частности, о деле, которое рассматривается в рамках Конвенции ООН по морскому праву.

Президент Украины Петр Порошенко приветствовал резолюцию Европарламента относительно ситуации в Азовском море. «Благодарен европарламентариям за призыв к внедрению дополнительных целевых санкций за агрессивные действия Кремля в Азовском море и Керченском проливе. Надеюсь на практическую реализацию этих инициатив со стороны институций и государств-членов ЕС», — сообщается на странице Порошенко в Facebook.

Ранее США и Евросоюз осудили враждебные действия РФ, затрагивающие международное судоходство в Азовском море и Керченском проливе.

На текущей неделе Береговая охрана Пограничной службы Федеральной службы безопасности РФ возобновила проверки коммерческих судов, следующих в Бердянский и Мариупольский порты и обратно. По данным мониторинговой группы общественной организации «Майдан иностранных дел» и издания BSNews, средняя продолжительность задержки судов на входе в Азовское море в первой половине октября выросла до четырех суток, на выходе из Азовского моря — до шести с половиной суток. Самая длительная задержка судна обновила абсолютный максимум и достигла одиннадцати суток и восемнадцати часов.

Ранее РФ использовала трехэтапную тактику задержания коммерческих судов, следующих в Бердянский и Мариупольский порты и обратно. Вначале судам приходилось долгое время ожидать разрешения на проход через Керченский пролив в Азовское море. В Азовском море эти суда останавливали корабли Береговой охраны ФСБ РФ для досмотра, иногда дважды — по пути в порт и обратно. На обратном пути суда попадали на якорную стоянку в Азовском море в ожидании разрешения на проход через Керченский пролив в Черное море.

Сообщения о задержаниях спецслужбами РФ в акватории Азовского моря торговых судов, следующих в Мариупольский и Бердянский порты или обратно, появляются ежедневно с апреля текущего года. По данным Мининфраструктуры, с 29 апреля по 14 июля 2018 года спецподразделения РФ безосновательно задержали для досмотра 148 судна, следовавших в Мариупольский и Бердянский порты или обратно.

В результате таких досмотров суда простаивают от нескольких часов до нескольких дней, а судовладельцы несут дополнительные расходы. В июне в Мариупольском порту произошел простой из-за остановки российскими силовиками нескольких торговых судов в Азовском море.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать