Вверх

Госэкоинспекция пытается оштрафовать судно за сброс балласта в Одесском порту

21 июня 2019, 17:57

Госэкоинспекция пытается оштрафовать судно за сброс балласта в Одесском порту

Балкер Dionysus. Фото: marinetraffic.com

Государственная экологическая инспекция Крымско-Черноморского округа (Госэкоинспекция), не дожидаясь решения суда, требует от владельца судна Dionysus (флаг — Либерия) оплатить ущерб в размере $21,7 тыс. якобы за загрязнение им акватории Одесского морского порта вследствие сброса балластных вод. Об этом сообщила пресс-служба Общественного союза «Ассоциация морских агентств Украины» (АМАУ).

Согласно сообщению, 14 июня инспекторы Госэкоинспекции отобрали пробы воды в акватории Одесского морского порта возле борта судна Dionysus. На следующий день был произведен анализ этих проб, по результатам которого якобы было установлено превышение норм предельно допустимой концентрации (ПДК) по взвешенным веществам, железу и нефтепродуктам. На основании результатов анализов проб 20 июня экологи хотели попасть на борт с целью отбора проб на судне. Капитан на законных основаниях экоинспекторов на судно не допустил.

«Экологи, будучи законно не допущенными на судно, тем не менее, без проведения проверки судна и отбора проб на судне сделали выводы о том, что капитан судна нарушил ч. 1 ст. 59-1 Кодекса Украины об административных нарушениях «Нарушение требований по охране территориальных и внутренних морских вод от загрязнения и засорения», а именно осуществил загрязнение и засорение территориальных и внутренних морских вод в результате сброса с судна, осуществленного без разрешения специально уполномоченных на то государственных органов или с нарушением установленных правил, — что влечёт наложение штрафа на должностных лиц от тридцати пяти до семидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан. Всё это было описано в протоколе об административном правонарушении от 20.06.2019 г.», — отмечается в сообщении.

В АМАУ напомнили, что согласно п. 5-1 Правил охраны внутренних морских вод от загрязнения и засорения, утверждённых постановлением КМУ от 29.02.1996 г. №269 нужно установить факт ухудшения качества воды по сравнению с фоновыми показателями. «Никаких фактов, свидетельствующих об ухудшении качества воды, экоинспекция не предоставила. Показатели непонятно каким образом отобранных проб экологи просто сравнили с идеальными показателями чистой воды по ПДК, не учитывая имеющийся до отбора проб уровень загрязнения акватории порта. При этом согласно тем же Правилам порядок отбора проб и их анализа устанавливается Кабмином. На сегодняшний день этого порядка нет, а потому в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 27 марта 2019 года № 367 у экологов не было оснований не только для привлечения капитана к административной ответственности, но и для отбора и анализа проб воды», — подчеркивается в сообщении.

Рассмотрение дела о якобы административном правонарушении Госэкоинспекция назначила на 25 июня. Вместе с тем, не дожидаясь признания вины в совершении правонарушения и доказывания факта причинения вреда в установленном в процессе рассмотрения дела об административном правонарушении размере, экологи претензией от 20 июня насчитали судовладельцу судна Dionysus компании Nephele Maritime Corporation сумму ущерба в размере 21 735,39 доллара США и требуют оплатить его им на счёт.

«Вышеуказанное свидетельствует о пренебрежении должностными лицами экологической инспекции нормами не только действующего законодательства, но и элементарной логикой», — подытожили в АМАУ.

Претензия Госэкоинспекции от 20.06.2019

Протокол об админнарушении

Протокол отбора проб

В марте 2019 года Приморский районный суд Одессы вынес решение о незаконности задержания судна Manzanillo в морском порту «Черноморск» сотрудниками Государственной экологической инспекции Крымско-Черноморского округа в январе 2019 года и назначение штрафа за якобы загрязнение окружающей среды.

Инспекторы Госэкоинспекции 7 января 2019 года в морском порту «Черноморск» отобрали пробы балластных вод на борту судна Manzanillo (флаг ― Маршалловы острова), провели их анализ, который якобы показал, что судно нанесло окружающей среде ущерб на $9055,37. Судно, чтобы не терять деньги из-за простоя, ушло из порта под гарантии оплаты штрафа. После этого агентская компания подала иск в суд.

Читайте также Почему «позеленело» море у Одессы – мнение эксперта

В апреле 2019 года премьер-министр Владимир Гройсман подписал постановление Кабмина №367 от 27 марта 2019 года «Некоторые вопросы дерегуляции хозяйственной деятельности». Постановлением, помимо прочего, отменены контроль изолированного балласта и согласование технологии перегрузки для каждого вида груза с Госэкоинспекцией, а процедура выявления сбросов загрязняющих веществ с судов приведена в соответствие с требованиями Конвенции МАРПОЛ-73/78. Кроме того, постановлением установлено, что проверки вод на судах Госэкоинспекцией не осуществляются до вступления в силу порядка проведения проверок, взятия проб воды и проведения их анализа.

«Решение правительства, принятое при поддержке премьер-министра Украины Владимира Гройсмана, не только урегулирует один из наиболее проблемных вопросов во взаимоотношениях бизнеса и представителей Государственной экологической инспекции, но и приведет правила работ в украинских портах в соответствие с международными конвенциями, к которым ранее присоединилась Украина. Спасибо правительству за взвешенную позицию по дальнейшей дерегуляции и увеличению инвестиционной привлекательности наших портов», — прокомментировал событие и. о. председателя АМПУ Райвис Вецкаганс.

По предварительной оценке представителей морского бизнес-сообщества, из-за неурегулированности вопросов деятельности Госэкоинспекции, которая на протяжении последних 16 месяцев была причиной простоев судов в морских портах, общая сумма потерь может достигать $200 млн ежегодно в виде несозданного ВВП и недополученных государством и бизнесом доходов.

Читайте также Тариэл Хаджишвили: «Каждое судно опять дается с боем»

В 2018 году Государственная экологическая инспекция Северо-Западного региона Черного моря в Одессе активизировала проверки портовых операторов и судов. В частности, 30 января ведомство составило админпротокол о том, что 24 января ООО «Бруклин-Киев» проводило погрузку зерновых грузов на судно без согласования технологии погрузки данного вида груза с морской экологической инспекцией. А это, по мнению инспекции, является нарушением требований по охране территориальных внутренних морских вод от загрязнения.

Сооснователь Risoil S.A. Шота Хаджишвили 7 февраля сообщил о том, что в порту «Черноморcк» чиновники Госэкоинспекция выписали ООО «Рисоил Терминал» штраф якобы за несоблюдение технологии погрузки: «Судно завершило погрузку, и сотрудники экоинспекции пришли делать радиационный контроль. Все грузовые операции велись силами ГП (ГП «Морской торговый порт «Черноморск»), и РТК (рабочая технологическая карта) у ГП есть. Тем не менее, экоинспекция выписала штраф на «Рисоил Терминал», который благополучно был оплачен. Тем самым избежали простоя балкера и получили возможность встретиться в суде с конторой, чиновники которой думают, что они самые умные».

В октябре представители Госэкоинспекции неоднократно пытались произвести неправомерный отбор проб изолированного балласта на судне Navios Coral (флаг — Панама) в Николаевском морском порту и морском порту «Черноморск», в результате чего судовладелец понес убытки из-за простоя судна.

Наибольший же общественный резонанс получили проверки Госэкоинспекцией ПАО «Одесский припортовый завод», в результате которых в морском порту «Южный» в течение двух недель были задержаны семь судов с грузом аммиака. Представители инспекции отказывали в осуществлении экологического/радиологического документального контроля груза из-за нарушений, якобы допущенных при погрузке со стороны ОПЗ. При этом претензии к самому грузу или судам оглашены не были.

Читайте также Портовое сообщество предлагает ликвидировать Инспекцию охраны Черного моря

В 2019 году, несмотря на изменения в законодательстве, отсутствие у экоинспекторов полномочий осматривать суда, самостоятельно подниматься на борт, неправомерные задержания судов в морпортах Украины продолжились: в морском порту «Черноморск» во время рождественских праздников инспекторы Госэкоинспекции попытались задержать три судна якобы за загрязнение окружающей среды.

В феврале экологи приостановили перевалку масла компании «Дельта Вилмар СНГ» через причал №4 Южненского филиала ГП «АМПУ».

В конце марта инспекторы Госэкоинспекции пытались задержать судно на основании отбора проб поверхностных вод вблизи судна Saadet C в районе причала №12 Николаевского филиала ГП «Администрация морских портов Украины» (АМПУ). Аналогичные действия экологи осуществляли в отношении судна Adela в акватории морского порта «Южный».

По оценкам директора «Трансшип-сервиса» Ивана Ниякого, прямые потери компании от противостояния с экологами-коррупционерами за последние восемь лет составили $3 млн.

Читайте главные новости на нашем Телеграм-канале и подписывайтесь на наш Ютуб-канал

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать