Вверх

Инвесторы порта Анаклия опасаются отсутствия грузопотока

26 марта 2019, 14:15

Европейский банк реконструкции и развития, Азиатский банк развития (ADB), Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (AIIB) и Корпорация частных зарубежных инвестиций (OPIC), инвестирующие в реализацию проекта порта Анаклиа $400 млн, ведут переговоры с правительством Грузии относительно страхования некоторых рисков при реализации проекта. Об этом передает «Грузия Online».

По информации Anaklia Development Consortium, список требований к правительству Грузии содержит восемь пунктов.

1. Чтобы не были установлены сроки для фаз развития порта, пока не будут покрыты кредиты, выделенные банками на развитие первой фазы развития порта, до этого же развитие следующих фаз должно происходить лишь в случае необходимости, которая будет обоснована соответствующим исследованиями. Инвестор не должен быть обязанным строить вторую фазу, если не будет грузопотока.

2. Государство должно застраховать риск грузооборота, государство должно застраховать ту разницу, которой будет не хватать консорциуму, чтобы заплатить по банковским кредитам в соответствии с графиком. Государство должно дать взаймы эту сумму консорциуму, а консорциум должен выплатить ее банкам. После удовлетворения требований банков, консорциум должен оплатить этот заем, затем субординированный кредит и лишь после этого инвесторы консорциума получат прибыль от порта.

3. Государство должно выдать компенсацию в случае затягивания строительства дороги и железной дороги, поскольку, если запоздает строительство дороги и железной дороги, порт не сможет начать оперирование, инвестор потерпит убытки, не сможет выплатить кредит, соответственно за это будет ответственно государство, которое должно будет возместить ущерб.

4. Процедура взятия кредита консорциумом должна стать гибкой. Здесь речь идет больше о продаже кредитов, или смене кредитора. Тут позиция правительства такова, что кредиты не должны переоформляться на такую сторону, которая может заключать в себе риски национальной безопасности, с этим согласны и банки.

5. У золотой акции государства весьма широкие права, инвесторы-банки предлагают их сократить.

6. Государство должно выдать компенсацию в случае политического форс-мажора.

7. Согласование законодательных изменений или их компенсация. Сейчас по инвестиционному соглашению очень узок перечень исходящих из законодательных изменений компенсаций, которые правительство обязуется выплатить консорциуму. Этот список должен быть расширен, чтобы инвестиция была защищена от негативных законодательных изменений.

8. В случае прекращения ВОТ-контракта кредит в размере $400 должно покрыть государство. В случае прекращения контракта правительство имеет право покрыть кредит и полностью овладеть активами порта. В этом случае инвесторы консорциума теряют свои инвестиции.

Правительство изначально получило перечень требований 21 декабря 2018 года, однако эти требования в определенной степени изменились. Банки-инвесторы в начале марта 2019 года направили правительству, по оценке генерального директора консорциума Левана Ахвледиани, «немного измененные и компромиссные» условия, поскольку они больше не требуют от правительства гарантии грузооборота и речь идет лишь об обязательствах финансового характера.

Именно требование гарантии грузооборота назвал самым тяжелым министр экономики и устойчивого развития Грузии Георгий Кобулия в беседе с IPN, отметив, что переговоры с инвесторами завершатся через несколько недель.

Строительство глубоководного порта Анаклия является крупнейшим инвестпроектом в Грузии. Реализацией проекта занимается Anaklia Development Consortium LLC, совместное предприятие грузинской TBC Holding LLC и крупного американского девелопера Conti International LLC, реализующего инфраструктурные и строительные проекты. Консорциум получил соответствующий контракт в 2016 году, владеет исключительными правами на пользование портом сроком на 49 лет и развитие свободной экономической зоны на прилегающей к нему территории площадью 600 гектар. В консорциум также входят SSA Marine (США), Wondernet Express (Великобритания) и G-Star Ltd. (Болгария).

Ключевыми партнерами консорциума являются ведущий проектировщик портов Moffatt & Nichol и ведущий консультант по портовым сделкам Maritime & Transport Business Solutions (Нидерланды).

В марте 2017 года Anaklia Development Consortium представил генеральный план развития порта, рассчитанный на 50 лет. Реализация проекта предусматривает девять фаз. Годовая мощность порта после завершения всех фаз должна составить 100 млн тонн. Общая стоимость проекта достигает $2,5 млрд. Параллельно с возведением порта планируется строительство города-спутника.

Реализация первой фазы (2017-2020 годы) предусматривает создание мощностей годовой пропускной способностью порядка 7 млн тонн. Планируется строительство грузового порта, контейнерного терминала, волнолома и площадки по обслуживанию интермодальных железнодорожных перевозок.

В августе 2017 года американская компания SSA Marine выиграла конкурс правительства Грузии, став оператором и инвестором глубоководного порта Анаклия. SSA Marine (штаб-квартира — Сиэтл) специализируется на морских терминальных и железнодорожных операциях. Компания владеет терминалами в девяти странах. Оперирует на более чем 250 терминалах на пяти континентах и ежегодно обрабатывает более 27 млн TEU.

Порт Анаклия призван вдохнуть жизнь в Кавказ и Центральную Азию, открыв торговые пути для соседей и наций, не имеющих выхода к морю, таких как Армения, Азербайджан, Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Киргизстан и Таджикистан. Доступ в эти страны ограничен, развитие инфраструктуры в Анаклии призвано обеспечить наиболее эффективный и  надежный путь для миллионов людей, живущих в Центральной Азии и на Кавказе.

Расположенная на восточном берегу Черного моря Анаклия находится на кратчайшем пути из Китая в Европу. Этот путь стал основной целью китайских инфраструктурных инвестиций в объеме $40 млрд, которые осуществляются под эгидой Фонда Шелкового пути (Silk Road Development Fund). Воссоздание Шелкового пути является важным приоритетом для Грузии и основывается на Соглашении об углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли (Deep and Comprehensive Free Trade Agreement, DCFTA), которое правительство страны подписало с Евросоюзом в декабре 2014 года.

DEG — дочерняя структура Германского кредитного банка развития KfW, который является одним из крупнейших финансовых институтов в Европе.

FMO инвестирует в компании и финансовые организации развивающихся стран с целью развития частного бизнеса. Инвестиционный портфель FMO составляет около €10 млрд.

Читайте главные новости на нашем Телеграм-канале и подписывайтесь на наш Ютуб-канал

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать