Вверх

Европейское портовое сообщество опасается монополии альянсов контейнерных линий

22 ноября 2018, 09:35

Европейские политики, портовые операторы и организации, объединяющие работников портов, выступили с поддержкой опубликованного в начале ноября доклада Международного транспортного форума (International Transport Forum — ITF) о рисках чрезмерного доминирования альянсов на рынке контейнерных перевозок, подготовленный аналитиками ITF.

Как сообщает ТАСС, авторы доклада призывают Еврокомиссию не допустить продления антимонопольных преференций для консорциумов перевозчиков, действие которых истекает 25 апреля 2020 года. В качестве аргумента приводятся свидетельства монопольных тенденций в развитии рынка линейных перевозок.

По мнению авторов доклада, дальнейшее укрепление системы альянсов опасно для существования конкурентного рынка перевозок. На четырех крупнейших перевозчиков в 2018 году приходится 60% мирового рынка контейнерных перевозок. А доля рынка крупнейшего перевозчика (19%) превышает долю любого из глобальных альянсов в период до 2012 года.

Согласно докладу, судоходные альянсы имеют очень сильную переговорную позицию — «монопсоническое положение» по отношению к операторам портов и терминалов. Эта ситуация может обернуться принуждением операторов к снижению ставок и одновременно с этим к дополнительным инвестициям в развитие инфраструктуры и вертикальной интеграцией линейных и терминальных операций. Согласно приведенным в докладе данным, рыночная доля операторов терминалов, контролируемых линиями, увеличилась с 18% в 2001 году — до 38% в 2017 году.

Секретарь ассоциации Feport, представляющей интересы 1,2 тыс. частных компаний, работающих в портах Европы, Ламия Керджоудж-Белкайд отметила, что приведенные в отчете данные и цифры интересны в контексте начавшихся общественных консультаций о целесообразности продления срока действия специального антимонопольного режима, освобождающего альянсы линейных перевозчиков от некоторых требований антимонопольного законодательства. По ее словам, авторы доклада акцентируют взаимозависимость рынков морских операций и операций, производимых на берегу. Керджоудж-Белкайд заявила, что выводы доклада подтверждают «некоторую наивность» утверждения, что секторальное регулирование не влияет на другие отрасли, и подчеркивают необходимость всесторонних и всеобъемлющих консультаций.

После публикации доклада ITF объединение перевозчиков World Shipping Council (WSC) выпустило заявление, в котором указало, что ITF ошибочно утверждает, что предоставленные ЕС антимонопольные льготы для линий распространяются на операции альянсов на маршрутах Восток — Запад. WSC утверждает, что льготы касаются соглашений о совместном использовании судов (VSA). Олаф Мерк, возглавлявший коллектив автор доклада ITF, не согласился с критикой WSC. «Вопреки тому, что они [WSC] говорят, антимонопольные послабления ЕС имеют отношение к глобальным альянсам», — сказал эксперт. Об этом, как минимум, свидетельствует установление предельной доли рынка 33% как обязательного условия предоставления льгот.

На прошлой неделе премьер-министр Франции Эдуар Филипп анонсировал новую политику в отношении национальных портов, направленную на противодействие проблемам, возникающим по мере усиления альянсов линейных перевозчиков. Новая стратегия будет способствовать дальнейшей консолидации портов страны, что позволит усилить их переговорную позицию.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать