Вверх

«Приват» ищет морскую поставку 100 тыс. тонн дизтоплива — СМИ

11 июня 2019, 16:34

Группа «Приват» намерена импортировать по морю около 100 тыс. тонн дизельного топлива. Об этом пишет директор ООО «Консалтинговая группа А-95» Сергей Куюн в материале, опубликованном изданием «Зеркало недели».

В апреле 2019 года Российская Федерация (РФ) ограничила поставки в Украину продукции топливно-энергетического комплекса. Поставки ряда наименований этой продукции, в частности — дизтоплива, с 1 июня 2019 года осуществляются в Украину исключительно на основании разрешений Министерства экономического развития (МЭРТ) РФ.

Куюн напомнил, что спецрежим экспорта нефтепродуктов в Украину действует с 2016 года, при котором необходимо получать согласование Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК), апрельские ограничения предусматривают еще одну надстройку — МЭРТ. По его словам, «рынок отнесся к нововведениям как к формальности, которая ничего не изменит в части объема поставок», однако этот расчет оказался неверным.

«Во-первых, в конце мая стало известно, что российские пограничники на основании правительственного постановления от 18 апреля не выпускают в Украину казахстанский сжиженный газ, следующий через Россию транзитом. Такая вероятность не исключалась и ранее, но впервые стала реальностью. Во-вторых, 1 июня стало известно, что июньская экспортная квота по дизтопливу составит 65 тыс. тонн, или на 70% ниже среднемесячного уровня 2019 года (225 тыс. тонн). По сжиженному газу июньский объем определен на уровне 32 тыс. тонн, или на 40% ниже среднемесячного уровня (53,5 тыс. тонн)», — пишет Куюн.

По словам эксперта, еще одним новым элементом в российской политике поставок станет ежемесячное согласование объемов, тогда как ФСТЭК предоставляла разрешения на один год. «Для рынка это означает постоянную неопределенность, а значит — перманентную напряженность и нестабильность», — подчеркивает автор материала.

По итогам 2018 года российское дизтопливо обеспечило 42% украинского рынка, сжиженный газ — 29%, поэтому отраслевым игрокам и правительству в ближайшее время предстоит найти замену недостающим объемам.

«Источники альтернативных поставок нефтепродуктов — это уже давно не секрет, и думать бизнесу здесь особо не о чем. Это и загрузка нефтью «Укртатнафты», и импорт через морпорты и по сухопутным коридорам. Например, уже известно, что группа «Приват» ищет на море около 100 тыс. тонн дизтоплива на ближайшие месяцы, а также на июнь уже полностью загрузила свои мощности по приемке сжиженного газа. Но это крупнейший игрок с собственной перевалочной инфраструктурой и сетью АЗС. Что же касается других трейдеров, то их главная проблема — низкая конкурентоспособность и, следовательно, риски поставок альтернативных нефтепродуктов», — отмечает Куюн.

«Сегодня мы готовы привезти по морю сколько угодно, но завтра россияне увеличат квоты, и наш товар будет никому не нужен», — цитирует эксперт одного из «морских» трейдеров.

Чтобы сделать нероссийские поставки стабильными и массовыми, а рынок — устойчивым, правительству необходимо предпринять решительные шаги, отмечает Куюн. «Быстрой победой будет снижение портовых сборов. Тем более украинские тарифы и так вдвое выше среднеевропейских. Решение назрело давно, его можно принять оперативно, но результата нет», — пишет эксперт.

«Вопрос, на который пока нет ответа: что делать с железной дорогой? Мощностей портов по приемке нефтепродуктов в избытке, но из-за кризиса с подвижным составом пропускная способность падает в разы. При проектной мощности 1 млн тонн в год терминал «Стивидоринг» в «Пивденном» не может выгрузить больше 500 тыс. тонн, из которых основной объем выходит в автоцистернах, поскольку вагоны — роскошь», — указывает Куюн.

Возможности диверсификации сдерживает «вездесущая коррупция». «Чтобы получить цистерны, специальным людям нужно доплатить 5000 грн за каждый вагон, разумеется, наличными. Не говоря уже о том, что Одесская железная дорога — это государство в государстве», — цитирует автор материала одного из трейдеров.

По его словам, «хорошим подспорьем было бы снижение тарифов на вывоз топлива из портов железнодорожным транспортом». «И если железнодорожный вопрос в теории решается путем смены менеджмента «Укрзализныци и правильной расстановки приоритетов, то с инфраструктурой по приемке с моря сжиженного газа легких решений нет. Заместить поставки LPG из России и Казахстана украинская морская инфраструктура не способна даже на 50%», — отмечает Куюн.

«Для решения этой задачи необходимо рассматривать исключительно глубоководные порты с возможностью приема крупнотоннажных танкеров на 20–40 тыс. тонн, способных обеспечить поставки LPG из США и Алжира. Сейчас этим критериям отвечает порт «Пивденный», — цитирует эксперт главу GT Group Владислава Колодяжного.

Однако строительство такой инфраструктуры — это несколько лет, поэтому в случае жесткого ограничения поставок из РФ и Казахстана трейдерам придется искать газ на суше с наценкой $120-150 за тонну к российской цене, а потребителям — быть готовыми к росту цен на это топливо в размере 2,0–2,5 грн за литр. В случае с дизтопливом цена независимости будет намного меньшей — около 1 грн за литр.

Читайте также «Энергетические» санкции РФ против Украины: альтернативные маршруты поставок

В мае 2019 года Одесский морской порт принял танкер Nord Highlander с грузом 30,014 тыс. тонн турецкого дизтоплива. Судно ошвартовалось у причала №5 Нефтегавани. «Заход первого танкера с турецким дизтопливом — это знаковое событие. Как известно, в последние годы перевалка наливных грузов в нашем порту значительно снизилась. Причиной тому стали геополитические процессы, ситуация на мировом рынке нефтепродуктов. Однако и администрация порта, и наши партнеры — «Синтез Ойл» находятся в постоянном переговорном процессе по привлечению дополнительных грузопотоков. Надеемся, что грузопоток турецких нефтепродуктов станет постоянным, за счет которого Одесский порт сможет увеличить нефтеперевалку», — отмечал начальник администрации Одесского порта Игорь Ткачук.

По информации Куюна, оператором терминала «Синтез Ойл» в Одесском морском порту, который ранее контролировала группа «Приват» и бизнес-структуры Игоря и Григория Суркисов, сейчас является азербайджанская государственная нефтяная компания SOCAR. Процесс перехода «Синтез Ойл» к SOCAR начался в 2016 году.

По данным Государственной фискальной службы Украины, импорт нефтепродуктов (код УКТВЭД 2710) в 2018 году составил 8,061 млн тонн на $5,538 млрд. Крупнейшие поставки осуществлены из России — на $459,91 млн (41,4% всего импорта товарной позиции в денежном выражении), Беларуси — на $413,459 млн (37,3%), Литвы — на $117,644 млн (10,6%). Из других стран импортировано нефтепродуктов на $118,443 млн (10,7%).

Читайте главные новости на нашем Телеграм-канале и подписывайтесь на наш Ютуб-канал

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать