Вверх

Стагнация морской торговли нефтью вынуждает судовладельцев массово списывать танкеры

28 августа 2018, 09:00

Ситуация на рынке нефти и нефтепродуктов продолжает негативно сказываться на морской торговле нефтью: низкие ставки фрахта приводят к массовым списаниям танкеров. Об этом пишет «Коммерсант».

Рост спроса на нефтетанкеры в 2018 году замедлится до 2,5%, считают эксперты, и после массовых списаний баланс флота к концу года будет достигнут. Пока ставки фрахта растут только на крупнейшие танкеры VLCC (Very Large Crude Carrier, дедвейт — до 320 тыс. тонн), но и там они все еще низки — $8 тыс. в сутки, а на Suezmax и Aframax ставки упали на треть — около $10 тыс. и $11 тыс. в сутки соответственно. Это грозит убытками крупным танкерным компаниям.

Рост спроса на нефть в 2018 году составит 1,4% (98,9 млн баррелей в сутки), предложения — 2,2%, до 98,5 млн баррелей в сутки. Как следует из отчетов Clarksons за июнь и июль, торговля нефтью будет сжиматься под влиянием экспортных ограничений, что снизит рост морской торговли с 3% в 2017 году до 1,8% в 2018 году (до 41,2 млн баррелей в сутки). Один из крупнейших рисков — введение США санкций против Ирана в ноябре, что почти остановит экспорт страны. Ситуация на рынке замедлит рост спроса на танкеры до 2,5% в 2018 году.

Как сообщает Clarksons, первое полугодие стало рекордным по списанию танкеров — 14,9 млн тонн по дедвейту, из них 13 млн тонн — нефтяной сектор. Сдано 78 танкеров дедвейтом 15,1 млн тонн, из них 49 — нефтепродуктовые. Это самый низкий объем пополнения со второго полугодия 2015 года. О том, что год может побить рекорд по утилизации танкеров, писал в июле WSJ, сообщая о списании 50 VLCC на $1 млрд. Но мировой флот в 720 VLCC еще на 20% превышает потребности перевозок.

По прогнозам Clarksons, после массовых списаний флот нефтетанкеров придет в баланс по итогам года. Прирост нефтяных танкеров составит 0,3%, продуктовых замедлится до 1,5%, как и рост спроса на них — до 1,6%. При этом, по данным Clarksons, средняя ставка фрахта нефтетанкеров в июне повысилась на 154% месяц к месяцу, поднявшись с исторического минимума до все еще низких $8,1 тыс. в сутки для VLCC. Спотовые ставки в июне на танкеры Suezmax (до 200 тыс. тонн) и Aframax (до 120 тыс. тонн) упали на треть по сравнению с 2017 годом, до $10,8 тыс. и $11,1 тыс. в сутки соответственно. По нефтепродуктовым танкерам ставки упали до девятилетнего минимума — $6444 в сутки. Средняя годовая тайм-чартерная ставка для VLCC в первом полугодии — около $21 тыс., на 33% меньше, чем годом ранее, для Suezmax и Aframax ставки упали на 13% и 9%, до $16,2 тыс. и $14,1 тыс.

Падение ставок фрахта на фоне сокращения добычи нефти в рамках сделки ОПЕК+ длится не первый год. Из-за неблагоприятной конъюнктуры судовладельцы показывают негативную отчетность. В частности, крупнейший глобальный танкерный оператор Teekay показал чистый убыток за второй квартал по GAAP $28,32 млн, Euronav зафиксировала убыток за полугодие $51,6 млн против прибыли $10,1 млн годом ранее, убыток Hafnia Tankers составил $12,03 млн. Крупнейшая российская танкерная компания «Совкомфлот» по итогам 2017 года показала убыток $113 млн.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать