Вверх

Угроза размыва берега в Ренийском порту стала критичной

31 марта 2016, 12:38

После изменения русла Дуная порт фактически оказался на краю каньона глубиной до 36 метров

Размыв берегов Дуная угрожает работе Ренийского морского торгового порта (Одесская область). Об этом сообщает информагентство "Трасса Е-95".

Проблема размыва береговой линии обсуждалась на совещании городских властей и специалистов Ренийского порта и филиала Администрации морских портов Украины (АМПУ) 28 марта.

"Дунай потихоньку съедает берег. Эта проблема не сегодняшнего дня, но сейчас она стала критичной — от кромки воды до нефтебазы осталось всего пять метров. Старожилы рассказывают, что в этом месте проходило старое русло, когда во время половодья Дунай сливался с лиманом. В ходе строительства порта русло было засыпано песком. Если река размоет песок, вода затопит часть города и уничтожит все производственные объекты на своем пути", — рассказал депутат Ренийского городского совета Виктор Метель.

По словам начальника отдела механизации Ренийского порта Виктора Меркулова, портовики ежегодно стараются укреплять уровень берега железобетонными конструкциями, однако это временная мера. «За последние два года река уже съела примерно шесть метров береговой линии", — отметил он.

В случае прорыва потоки воды уничтожат Измаильскую нефтебазу и некоторые другие производственные объекты. Кроме того, будет размыта автотрасса Рени — Измаил. "Будет экологическая катастрофа или авария. Вопрос стоит в острой форме", — подчеркнул начальник отдела гидротехнических и инженерных сооружений Ренийского филиала АМПУ Александр Петров.

По его словам, проблема береговой линии в акватории Ренийского порта появилась тогда, когда на румынском пологом берегу Дуная построили дамбу высотой семь метров. "Если раньше в период половодья река разливалась в сторону низменной части Румынии, растекаясь по плавням, то теперь вся мощь водного потока приходится на украинский берег. Увеличилась скорость течения, в период половодья она доходит до трех метров в секунду. Причем, если раньше центр русла Дуная находился в 150 метрах от нашего берега, то сейчас — в 30-40 метрах от нашего берега", — подчеркнул Петров.

По словам специалиста, если представить реку в поперечном разрезе, то Ренийский порт оказался на краю большого каньона. "Глубины в этом месте,  где происходит размыв, составляют 32-36 метров — это самое глубокое место на Дунае вообще (...) Пошли необратимые процессы разрушения берега по низу, рано или поздно прорвет — природа берет свое", — заключил Петров.

Проблема изучалась с привлечением зарубежных специалистов еще в девяностые годы.  "Тогда было предложено построить железобетонную стену на 40 метров ниже нуля. Стоимость погонного метра такой стены составляет порядка $50-60 тыс. Тогда болгарскими учеными был разработан проект по итальянской технологии, но сегодня он требует доработки в связи с изменением берега и произошедшими разрушениями", — сказал Петров.

Как заявил инженер, другой вариант решения проблемы — вернуть Дунаю старое русло. В обоих случаях на проведение работ нужны значительные средства, научное обоснование и проектная документация.

По словам Петрова, АМПУ готово выделить средства на проектирование, но по законодательству не может этого сделать. "Мы не можем начать готовить проект, поскольку у нас нет права собственности на данный земельный участок. А порт не имеет права отказываться от земельного участка для разработки проекта. Но самая большая проблема — технико-экономическое обоснование проекта. Сегодня порт перерабатывает всего 1,2 млн тонн грузов в год, и есть вопрос о целесообразности капиталовложений", — сказал Петров.

Представители местных властей приняли решение обратиться с проблемой к главе Одесской областной госадминистраци и Президенту Украины.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать