Вверх

Украина впервые станет нетто-импортером металлолома — прогноз

16 февраля 2017, 13:25

Импорт металлолома из Украины в 2017 году впервые превысит экспорт. Такой прогноз обнародовала трубно-колесная компания «Интерпайп» (Днепр).

По оценкам компании, в 2017 году заготовка металлолома составит 2,9-3,1 млн тонн без учета выхода на рынок «Укрзализныци». Это меньше поставок на украинские предприятия в прошлом году, которые составили 3,2 млн тонн. И существенно ниже потребности в 2017 году, которая, по данным объединения «Укрметаллургпром», составляет 4 млн тонн. Таким образом, ожидаемый дефицит лома в стране в 2017 году достигнет около 1 млн тонн.

Согласно сообщению, главным фактором снижения заготовки металлолома является истощение источников доступного лома. По данным агентства CRU Independent Authority, потребление металла внутренним рынком в сравнении с советским периодом сократилось на 95%, т.е. образования нового лома практически не происходит. Статистика ломозаготовки подтверждает прогноз. Так, в 2000 году в Украине собрали 11 млн тонн, в 2010 году — 7 млн тонн, в 2016 году — всего 3,5 млн тонн.

«В текущем году Украина станет нетто-импортером металлолома, т.е. импорт превысит экспорт. Металлурги, которые и так нарастили импорт ГБЖ и повысили использование чугуна, теперь будут вынуждены импортировать и металлолом. Пробные поставки были начаты основными потребителями лома в конце 2016 года», — сказано в сообщении.

Согласно прогнозу, цена металлолома в Украине в 2017 году будет выше экспортного паритета с турецкой ценой за исключением кратковременных периодов пикового спроса в Турции. В условиях нехватки сырья металлурги будут конкурировать за его покупку не с экспортерами лома, а между собой, что станет главным фактором, влияющим на цену. Такая ситуация уже имела место в 2016 году: восемь из 12 месяцев украинские заводы платили за лом выше приведенной турецкой цены. В сентябре-декабре прошлого года превышение внутренней цены лома над турецкой в среднем составило $35 на тонне, или 28%.

По оценкам компании, главным событием законодательного регулирования станет развитие ситуации с экспортной пошлиной на лом. Сейчас ее размер составляет €30 за тонну. Годичный срок ее действия заканчивается в сентябре 2017 года, после чего она вернется к €10 за тонну.

Согласно сообщению, отдельного внимания заслуживает влияние «Укрзализныци» на рынок металлолома. Расчеты на основе данных перевозчика свидетельствуют, что госкомпания обладает запасами лома на уровне 400-450 тыс. тонн, что превышает месячное потребление в стране. Появление на рынке этого объема существенно повлияло бы на обеспечение металлургов сырьем.

«Сейчас тот самый момент, когда государству время определиться с экономической моделью: способствовать производству готовой продукции в Украине или становиться сырьевым экспортером. Снижение пошлины и, как следствие, подорожание лома в стране приведет к ухудшению конкурентных позиций украинских металлургов на экспортных рынках. Возможные потери нашего бизнеса в случае снижения пошлины — 100 тыс. тонн заказов готовой продукции в 2017 году», — отметил директор по экономике и финансам компании Денис Морозов.

Как отмечает компания, потенциальными факторами увеличения ломообразования являются рост производства машиностроительной продукции, крупные проекты по модернизации подвижного состава и ЖКХ, трубопроводной инфраструктуры, железнодорожного подвижного состава. Резкого роста в этих сферах не ожидается, поэтому объемы ломосбора в ближайшие пять лет будет падать.

Трубно-колесная компания «Интерпайп» входит в десятку крупнейших в мире производителей бесшовных труб, является третьим глобальным производителем цельнокатаных железнодорожных колес. Компания экспортирует продукцию в более 80 стран мира через сеть торговых офисов в странах СНГ, Ближнего Востока, Северной Америки и Европы.

В структуре компании пять промышленных активов:  «Интерпайп Нижнеднепровский трубопрокатный завод» (НТЗ), «Интерпайп Новомосковский трубный завод» (НМТЗ), «Интерпайп Нико-Тьюб», «Днепропетровский втормет» и электросталеплавильный комплекс «Интерпайп Сталь». В компании работают 11,5 тыс. сотрудников.

Компания в 2016 году сократила реализацию труб по сравнению с 2015 годом на 10% — до 458 тыс. тонн, нарастила продажи колесной продукции на 22% — до 114 тыс. тонн. Реализация трубной и колесной продукции в 2015 году составила 600 тыс. тонн, в 2014 году — около 850 тыс. тонн.

Конечным собственником Interpipe Limited является украинский бизнесмен Виктор Пинчук.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать