Вверх

В Николаевском порту навязывают услуги одной компании — заявление

17 октября 2019, 19:14

В Николаевском порту навязывают услуги одной компании — заявление

Агентская компания «Новик» требует прекратить искусственно монополизировать рынок агентских услуг в Николаевском морском порту. Соответствующая просьба содержится в открытом письме директора ООО «Новик» Тариэла Хаджишвили министру инфраструктуры Украины Владиславу Криклию.

Хаждишвили просит министра обратить внимание на ситуацию, сложившуюся в Николаевском морском порту. По его словам, Николаевский филиал АМПУ «искусственно создал условия, при которых только избранные агенты имеют возможность оказывать услуги агентирования».

«Чтобы разобраться, нужно понимать механизмы, которые позволяют Николаевскому филиалу АМПУ оказывать давление на субъекты хозяйственной деятельности в порту — на компании оказывающие услуги агентирования, а также непосредственно на терминалы, оказывающие услуги перевалки и погрузки на судно, которые, в свою очередь, имеют косвенное влияние на то, какой назначается агент», — сказано в документе.

«Николаевский филиал АМПУ через группу приближенных к ней людей имеет полный контроль над компаниями, которые оказывают услуги буксирного сопровождения судов, швартовные услуги, услуги подачи и уборки вагонов (что в основном и используется для оказания давления на частные терминалы при распределении вагонов). Избирательная система влияния на то, какая агентская компания будет акцептована к работе, имеет два сценария», — указывает Хаджишвили.

Согласно первому сценарию, агент подает лоцманскую заявку на терминал, который в обычном рабочем режиме принимает ее (ставя подпись и печать на оригинале заявки, чем подтверждает готовность к погрузке судна). Оригинал этой заявки, в свою очередь, направляется диспетчеру АМПУ на подпись. «В здании Николаевского филиала АМПУ пропускной режим — агентские компании — такие как наша, туда не допускаются. Если компания не в списке избранных, то диспетчер просто не выйдет на улицу для того, чтобы поставить печать на заявке. Таким образом, судно будет стоять до тех пор, пока судовладелец, грузоотправитель и терминал не начнут нести значительные убытки и потому будут вынуждены обратиться к акцептованной агентской фирме», — говорится в документе.

Согласно второму сценарию, Николаевский филиал АМПУ находит рычаг давления на терминал (методы давления, которые АМПУ может оказывать на терминалы, описаны выше). При таком сценарии уже терминал не принимает лоцманскую заявку агента, что, в свою очередь, вообще на дает никакой возможности агенту заявить судно в порт. Обычно это происходит без каких-либо письменных ответов, поскольку лоцманская заявка — документ, не требующий формального ответа. Такое блокирование продолжается то тех пор, пока судовладелец и фрахтователь не начинают нести убытки, связанные с простоем судна и потому вынуждены назначить акцептованого агента.

Используя описанный механизм «выдавливания» морских агентов с рынка, Николаевский филиал АМПУ фактически установил в Николаевском морском порту монополию одной агентской компании. «Большая часть агентских компаний, которые работали в Николаеве десятилетиями, оттуда «ушли», многие закрылась. Некоторые из агентских компаний, продолжающие работать в Николаевском порту, учитывая несущественный объем их работы, присутствуют в порту сугубо номинально, что и создало в порту видимость свободного рынка агентских услуг. Но это далеко не так», — отмечает Хаджишвили.

«Наша компания получила номинацию на субагентирование на теплохода Astoria 10.10.2019, которое следовало под погрузку около 10 000 тонн (+/10%) жмыха подсолнечника в морском порту Николаева на терминале ООО «Никморсервис Николаев» на причале №9. Судно пришло на рейд морского порта «Пивденный» (именно там находится рейдовая стоянка порта Николаев) и подало Подходной Нотис 11.10.2019 в 12:00. В телефонном режиме нами был уведомлен главный диспетчер Николаевского филиала АМПУ — Сименов Сергей Алексеевич — о том, что судно готово к погрузке, на что получили устный ответ следующего содержания: «Не лезьте сюда — эта война вам ни к чему», — указывает директор компании «Новик».

«Далее ситуация начала разворачиваться по второму сценарию. Терминал в устной форме отказался принимать лоцманскую заявку, ссылаясь на несуществующие проблемы у грузоотправителя. Судовладелец, чтобы избежать дальнейших расходов, связанных с простоем, был вынужден обратиться к акцептованому агенту. И тут ситуация развернулась совершенно неожиданным образом — акцептованный агент отказался обслуживать судно, прямо ссылаясь на мою публикацию в сети Facebook от 09.10.19 в 18:13, мотивируя отказ тем, что в случае принятия номинации они подтвердят достоверность моих слов. Ситуация зашла в тупик. Под погрузку уже готов и накоплен объем груза, который также прошел таможенную очистку, поручения выпущены. На рейде порта с полудня 11.10.2019 стоит судно в ожидании подтверждения на постановку. Контракт грузоотправителя срывается, судовладелец несет колоссальные убытки связанные с простоем судна, экспорт фактически остановился. Сегодня, 17.10.2019, после почти недельного простоя, грузовладелец был вынужден срочно искать альтернативную площадку под погрузку судна — и такой стал «Черноморский судостроительный завод», — сказано в письме.

«Таким образом, преступная попытка Николаевского филиала АМПУ монополизировать рынок агентских услуг только лишь на одном конкретном примере привела к прямым недопоступлениям в бюджет страны. С большой долей вероятности к недопоступлениям не только лишь по данному судозаходу, но также по всем последующим уже запланированным в будущем отправкам грузоотправителя через Николаевский морской порт.

Подобные грубейшие попытки монополизировать рынок не только ведут к финансовым потерям всех вовлеченных сторон, но также к колоссальным имиджевым потерям Украины как морской державы. «Этот кейс — всего лишь один пример того, с какими проблемами сталкиваются сотни компаний, оказывающих услуги в портах Украины. Просим Вас безотлагательно вмешаться в сложившуюся ситуацию (все документы готовы предоставить). Ведь морское бизнес сообщество возлагает большие надежды на то, что именно под Вашим управлением Мининфраструктуры наконец-то наведет порядок в отрасли», — сказано в письме.

Агентская компания «Новик» оказывает услуги морского агентирования в портах Украины с 1999 года.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать