Вверх

«Черный список» судов-нарушителей должен стать официальным

Андрей Муравский, Аналитик "Порты Украины"
23 сентября 2019

По данным Администрации морских портов Украины, в украинских акваториях находится два десятка арестованных судов. В том числе – тех, которые посещали аннексированный Крым. Аресты эти негативно сказываются на работе отрасли. Как можно уменьшить негативное влияние на украинские предприятия и при этом не оставить безнаказанными нарушителей?

По данным АМПУ, в украинских акваториях находится два десятка арестованных судов. Не все из них арестованы за посещение закрытых Украиной портов Крыма, но таких много и они привлекают особое внимание. Этим летом СБУ арестовало два судна: по ее данным, танкер NIKA SPIRIT носил имя NEYMA и блокировал прохождение украинских катеров в Керченском проливе, а  «Мрія» под названием Vilga поставляла топливо для Черноморского флота РФ.  

Неужели суда с «крымским прошлым» идут в украинские порты? На самом деле основном судовладельцы просто сами не знают об этих судозаходах. Прежние хозяева судна, которые занимались бизнесом и нарушали украинское и международное законодательство, стараются потом подать судно так, чтобы покупатель об этом не знал. История «подчищается», оно может даже перейти сначала от российского судовладельца компании, которую под это дело регистрируют под флаг одного из оффшорных государств, а после продается по бросовой цене.

Потом покупатели кусают локти: мол, в историю судна  не вникали, надеялись на СБУ, Госпогранслужбу, к которым и делали запросы, нет ли к нему претензий. То же самое делает и руководство украинских судоремонтных заводов, к которым хотят стать на ремонт суда под российским флагом. Некоторые даже не делают запрос – мол, раз уж зайти судну в порт дали Госпогранслужба и СБУ, значит, никаких претензий к нему нет.

Однако, как показала практика, если у контролирующих органов не возникло вопросов сразу, это не значит, что они не могут возникнуть потом. Потому что «во время пути собака могла подрасти». А что, у них железный аргумент: людей, чтобы проверять каждое судно сразу, не хватает, но может же появиться обращение или оперативная информация – тогда и берутся за гостя.

Аресты сказываются на работе судоремонтных предприятий Украины. В Николаеве и Херсоне жаловались, что из российских заказчиков, которые ремонтировались здесь, остались единицы, и громкие аресты только усугубили ситуацию. В «Смарт Маритайм» (Херсонская и Николаевская верфи) объемы производства с $92 млн. в 2013 году упали до $25 млн. в 2018-м. При этом значительная часть флота «река-море» в Черноморском регионе связана с российскими собственниками. 

Судоремонтники на Дунае добавляют, что российские судовладельцы стали отдавать предпочтение туркам. Те их обманывают, завышают стоимость работ, зная, что Украина уже не конкурент им. Но судовладельцы все равно идут туда, потому что бояться, что у нас их судно могут арестовать. При чем, речь идет именно о компаниях, которые в крымские порты вообще не заходили – они все равно не хотят рисковать. В итоге, у заводов очень упало количество заказов. Для понимания: на десяти крупных судостроительно-судоремонтных заводах Украины работает, по данным ассоциации «Укрсудпром», около 5000 человек. Непосредственно судоремонт в прошлом году принес предприятиям более 500 тыс. грн. чистой прибыли (на самом деле цифра выше – в ассоциацию входят не все предприятия, не все раскрывают свои данные).

Сказываются аресты и на работе трейдеров, которые доставляют в Украину дизельное топливо из Туркмении, и вынуждены фрахтовать суда под российским флагом. Из Каспийского моря можно выйти только по Волго-Донскому судоходному каналу, а иначе, как под российским флагом, сейчас не пройдешь. Исключение россияне делают только для прикаспийских соседей – Туркмении, Казахстана, Азербайджана, и то  в виде квот. Трейдеры говорят, что  после прошлогоднего задержания танкера «Механик Погодин» невозможно было найти желающих доставить  дизтовпливо в Украину. В этом году столкнулись с теми же проблемами. Так что под вопросом, оправдаются ли надежды на увеличение поставок дизтоплива морем, на которое рассчитывали в связи с введением Украиной спецпошлин на поставку российского дизтоплива по трубопроводу, что сделало морские доставки более конкурентоспособными. Трейдеры рассчитывали, что поставки морем увеличатся на 300 тыс. тонн в год (в том году было доставлено более 564 тыс. тонн).

Что характерно: силовикам главное арестовать судно и поставить его в порт, а как это скажется на его работе их не интересует. «Механик Погодин», который до сих пор находится в Херсонской нефтегавани, ограничил  ее работу: каждый причал соединен с конкретной группой резервуаров, если один занят – то часть резервуаров просто простаивает. Это не помешало СБУ арестовать спустя год «Мрію» на другом действующем причале, тем самым заблокировав приемку. С горем пополам руководству предприятия удалось договориться о том, чтобы поставить эти два судна так, чтобы они не мешали выгружать топливо другим танкерам.

Аресты судов-нарушителей необходимы: это вопрос имиджа государства, вопрос того, будут ли придерживаться законодательства другие судовладельцы и т.д. Но при этом четкие правила игры все-таки очень нужны. Что же в этой ситуации можно предпринять?

Выходом может стать полный «черный список» судов, которые заходили в закрытые крымские порты и подлежат задержанию в Украине. Разместить его можно на официальном сайте Администрации морских портов Украины. Этот список позволил бы ориентироваться всем участникам рынка.

Специализированные сервисы (такие, как Marine Traffic или VesselFinder) и сегодня позволяют проверить посещение Крыма. Но во-первых, говорят, что маршруты здесь могут быть «почищены». А во-вторых, при всем уважении к этим ресурсам, может ли информация на них считаться официальной и достоверной? 

Официальный список дал бы бизнесу возможность принять обоснованное решение. Это серьезный кусок работы для правоохранителей и др., ведь в список попадут сотни судов. Но это улучшит положение украинских предприятий и компаний, которые дают рабочие места и наполняют в госбюджет. Подобный шаг позволит и не допустить заходов в Украину судов-нарушителей, и в то же время гарантировать безопасное пребывание здесь для тех владельцев, которые перед украинским законом чисты.

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции сайта
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Все мнения автора

Комментарии


Комментировать