Вверх

Что нужно знать о новых правилах взвешивания контейнеров

Андрей Селютин, Партнер "Арцингер"
08 июля 2016

Украинское правительство расширило круг лиц, ответственных за определение массы брутто контейнеров.

С 1 июля 2016 года вступает в силу дополнение к Главе VI Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (SOLAS 74) об обязательном определении массы брутто контейнеров. Имплементируя новые правила, Кабинет министров Украины увеличил количество ответственных за взвешивание контейнеров.

Не исключено, что теперь портовым операторам придется взвешивать все контейнеры перед погрузкой, чтобы не стать крайними.

История внесения поправок

С ростом объемов контейнерных перевозок, увеличением мирового контейнерного флота и вводом в эксплуатацию все больших и больших контейнеровозов, индустрия столкнулась с возросшей аварийностью. По разным причинам грузоотправители не всегда точно указывали массу контейнеров перед загрузкой, что вело к неправильной штивке и, как результат, к обрушению контейнерных штабелей при перевозке. Кроме материального ущерба контейнерным линиям и грузовладельцам такие происшествия приводили и к травмам, и к смертям среди плавсостава. Большинство перевозчиков считало проблему с неточностью массы загружаемых на борт контейнеров и последующие происшествия не более чем издержкой. А вот страховые компании отнеслись к росту аварийности контейнерных перевозок более чем серьезно.

В 2011 году Международная морская организация (IMO) начала работу по разработке механизмов предотвращения потери контейнеров в море. В ходе работы было предложено регламентировать порядок определения массы брутто контейнеров перед загрузкой на суда, что позволило бы иметь точные данные о массе всех загружаемых контейнеров и соответствующим образом формировать штабеля.

В мае 2014 года Комитет по морской безопасности IMO утвердил Руководство по определению брутто массы груза, который перевозится в контейнере (MSC.1/Circ.1475), которое содержало основные принципы по внедрению и исполнению требований SOLAS 74 относительно определения массы брутто контейнеров, загружаемых на судно.

В ноябре 2014 года Комитет принял поправки к Главе VI SOLAS 74, в соответствии с которыми все контейнеры с грузом перед погрузкой на судно должны проходить процедуру по определению массы брутто. Данные требования являются обязательными для всех стран-участниц SOLAS 74 и вступают в силу с 1 июля 2016 года.

Контроль исполнения требований SOLAS 74 возлагается на национальные ведомства, отвечающие за безопасность судоходства

За несколько месяцев до вступления поправок в силу представители судоходной отрасли обратились к IMO с просьбой приостановить процесс имплементации в связи с тем, что остаются неразрешенными вопросы о загрузке контейнеров, которые были отправлены до 1 июля и перегружаются в ходе трансшипмента. 24 мая 2016 IMO распространила циркуляр, в котором указала, что изменения вступят в силу, как и было запанировано, отсрочек не будет. Вместе с тем, национальным регуляторам рекомендовано установить переходный период на срок три месяца, начиная от 1 июля 2016 года, в течение которого контейнеры, которые были отправлены до 1 июля, а переваливаются после 1 июля, могут быть доставлены в порт назначения без проверки массы брутто. 

Основные положения поправок

Дополнения к SOLAS 74 в основном касаются двух основных аспектов. Первый – требование предоставлять данные о массе брутто груженого контейнера перед погрузкой на борт. Второе – требование к способу определения указанной массы брутто.

Новые правила устанавливают, что грузоотправитель несет ответственность за предоставление информации о массе брутто контейнера и указывает данные о такой массе в товаросопроводительной документации, которая, в свою очередь, подается капитану судна и оператору терминала заблаговременно для обеспечения возможности формирования контейнерных штабелей. Также требования предусматривают, что наличие сведений о массе брутто контейнера являются основанием для его погрузки на судно.

Относительно способа определения массы контейнера соответствующие поправки выделяют два способа. Первый – это взвешивание груженого контейнера на откалиброванном и сертифицированном оборудовании, второй – взвешивание всего содержимого контейнера (включая паллеты и упаковочный материал) и добавление к результату массы пустого контейнера. При этом второй способ должен быть одобрен компетентным органом государства, в котором происходит взвешивание.

Контроль исполнения требований SOLAS 74 возлагается на национальные ведомства, отвечающие за безопасность судоходства.

Имплементация поправок в Украине

Еще в июле 2015 года (то есть за год до вступления поправок в силу) Кабинет министров Украины принял Постановление №491 «О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета министров Украины». Документом изменена Типовая технологическая схема пропуска через границу водных транспортных средств. Она была дополнена положением о том, что портовый оператор обязан проверять массу брутто контейнеров, которые загружаются на судно, на основании товаросопроводительных документов. Если документы не содержат информации о массе контейнеров, оператор обязан произвести взвешивание контейнера за счет представителя грузовладельца. Данное положение также вступает в силу с 1 июля 2016 года.

Согласно новым правилам SOLAS 74, ответственность за предоставление информации о массе брутто контейнеров несет грузоотправитель. Но согласно Постановлению КМУ №491, в случае отсутствия сведений о массе, взвешивание происходит за счет представителя грузовладельца. На практике грузовладелец и грузоотправитель могут являться разными лицами. При этом грузовладелец (а тем более его представитель) не несет ответственности за предоставление информации о массе брутто контейнеров.

Кроме того, указанный правительственный нормативно-правовой акт подразумевает наличие оборудования для взвешивания контейнеров на терминале, и портовый оператор обязан произвести взвешивание в случае необходимости. Вместе с тем, если следовать положениям SOLAS 74, то наличие данных о массе контейнера является основанием для погрузки контейнера. То есть при отсутствии указания установленной массы контейнера и портовый оператор, и капитан судна могут отказаться от погрузки контейнера. Украинское правительство тем не менее настаивает, что масса должна быть определена в любом случае. Однако SOLAS 74 даже косвенно не возлагает ответственность за установление таких данных на портового оператора, а тем более ответственность за наличие на терминале откалиброванного и сертифицированного оборудования для взвешивания контейнеров.

Кабинет министров Украины постановил, что взвешивание происходит за счет представителя грузовладельца

Говоря о взвешивании, нельзя не заметить, что нормы национального законодательства, касающиеся имплементации новых правил SOLAS 74, не содержат положений о формате предоставления сведений о массе контейнеров (кроме того, что она указывается в товаросопроводительных документах), а также не оговаривают процесс подтверждения того, что масса была определена приемлемым способом. В случае возникновения аварийной ситуации при погрузке либо в рейсе, если будет установлено, что масса брутто контейнера была определена неверно, грузоотправителю в Украине может оказаться сложно подтвердить, что его данные о массе были определены в порядке, предусмотренном SOLAS 74, если к нему будут предъявлены какие-либо требования в связи с происшествием.

При этом следует обратить пристальное внимание на формулировку, которая содержится в измененной Типовой технологической схеме. Так, портовый оператор обязан проверить массу брутто контейнеров перед погрузкой по товаросопроводительным документам, а затем подать результаты проверки морскому агенту. При этом не уточняется, проверка по документам ‒ это взвешивание на оборудовании оператора и сравнение с данными в документах или только проверка наличия данных о массе. В целом, наличие оговорки об обязанности оператора проводить проверку массы брутто контейнеров означает потенциальную угрозу ответственности оператора в случае происшествия с контейнером, масса которого оказалось неверной. Если портовый оператор проводил взвешивание на своем оборудовании, всегда остается возможность оспорить выбранный способ взвешивания, ориентируясь на критерии SOLAS 74. Если оператор проверил исключительно наличие данных о массе в товаросопроводительных документах, то не исключается, что положения Типовой технологической схемы можно будет истолковать таким образом, что оператор был обязан произвести взвешивание в любом случае.

Стоит еще раз вернуться к тому, что SOLAS 74 в принципе не возлагает на терминалы ответственности за проверку или определение массы брутто груженых контейнеров. Ответственность за предоставление капитану судна и оператору терминала данных о такой массе возлагается на грузоотправителя. Следовательно, вопросы о массе брутто контейнеров находятся исключительно в плоскости «грузоотправитель – капитан» (где оператор терминала может быть промежуточным звеном). Тем не менее, логика украинского правительства понятна. Частично ответственность за определение массы брутто контейнеров возложена на операторов в силу того, что портовые операторы находятся в сфере контроля правительства, в то время как капитаны, судовладельцы, а иногда и грузоотправители в нее не входят.

Кто в ответе

Подытоживая, можно сказать, что способ, который был выбран правительством Украины для имплементации новых требований SOLAS 74, потенциально расширил круг ответственных лиц за определение массы брутто контейнеров. В этой связи не исключается, что портовые операторы в целях собственной безопасности будут в обязательном порядке взвешивать все контейнеры перед погрузкой, вне зависимости от наличия сведений о массе брутто таких контейнеров.

Андрей СЕЛЮТИН, партнер, Адвокатское объединение «Арцингер»

Олег МИЛЬЧЕНКО, юрист, Адвокатское объединение «Арцингер»

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции сайта
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Все мнения автора

Комментарии


Комментировать