Вверх

Экономика речных перевозок

Борис Козырь, замглавы транспортного комитета ВРУ
07 февраля 2017

По расчетам МИУ перевозка водным транспортом Каменка – Николаев (терминал - порт) дает экономию - $3/т, Каменка – Николаев (терминал-рейд) – $7/т.

Обсуждение дискуссионных вопросов проекта закона «О внутреннем водном транспорте» (2475а), которое состоялось в конце минувшей недели в Министерстве инфраструктуры, объединило всех сторонников развития украинских рек.

По моему мнению, широкое обсуждение законопроекта с участием представителей международных институций, экспертов, бизнеса, народных депутатов и руководства Министерства инфраструктуры дало ответы на все спорные вопросы: ведение целевого речного сбора, открытие внутренних водных путей для судов под иностранным флагом, упрощение процедур контроля при входе судов во внутренние водные пути, финансирование, обслуживание и ремонт шлюзов энергогенерирующими компаниями, отмена платы за шлюзование, освобождение речных судов от уплаты канального сбора, отмена платы за прохождение подъемных мостов, демонополизация лоцманских услуг на внутренних водных путях.

Речной сбор гарантирует безопасность судоходства. Прозрачный и простой механизм взимания и использования сбора, будет легко проконтролировать. Речной сбор обеспечит окупаемость реки, сохранив ее конкурентные преимущества перед наземными видами транспорта.

Дискуссия вывела на чистую воду противника принятия закона – компанию «Н». Главный аргумент этой кампании против законопроекта – якобы документ содержат коррупционную составляющую. «Замечание комитета по борьбе с коррупцией не касается речного сбора. У комитета есть сомнение: стоит ли создавать специальный фонд, или эти средства должны направляется администрации речных портов. Комитет считает, что средства от взимания речного сбора должны направляться в государственный бюджет. Но мы уже имеем опыт, который говорит, что обратно из бюджета отрасль ничего не получит, или получит по остаточному принципу», - заявил участникам обсуждения министр инфраструктуры Владимир Омельян.

Хочу подчеркнуть: компания «Н» никогда не занималась дотированием реки. Эта компания заработала миллиарды за счет эксплуатации реки и теперь отчаянно борется за сохранение своего монопольного положения на внутренних водных путях, борется за право диктовать закупочные цены на зерно, тарифы на перевозки.

По оценкам экспертов, украинские реки экономически самодостаточные. Вот только несколько цифр. Согласно тарифам УЗ на отрезке Одесса - Лиски (633 км): зерно – $10/т. железная руда – $6/т, уголь – $11/т. Те же грузы автомобильным транспортом – $27/т. По расчетам МИУ перевозка водным транспортом Каменка – Николаев (терминал - порт) дает экономию - $3/т, Каменка – Николаев (терминал-рейд) – $7/т.

Один из минусов в развитии сферы речных перевозок – государственный бюджет Украины не может обеспечить развитие реки в ближайшие годы. Существующий же трафик на внутренних водных путях 6 млн/т в год не окупает экономику реки. Плата за пользование внутренними водными путями должна быть оправданной. Участники обсуждения сошлись во мнении, что при увеличении перевалки грузов до 20 млн тонн в год, размер речного сбора может составить порядка 20 центов/т.

Пример патриотической, проукраинской позиции в ходе обсуждения продемонстрировали компании «Гермес-Трейдинг», Укрречфлот, Администрация морских портов Украины. «Сегодня главная проблема реки - это отсутствие флота, невозможность планирования и увеличения грузопотока. Бизнес говорит, что закон нужен, и он поможет устранить проблему отсутствия флота. Закон – это гарантия защиты инвестиций», - заявил, в частности, Юрий Скичко, директор компании «Гермес-Трейдинг».

«Речные суда освобождаются от уплаты портовых сборов. Для нас это означает потерю $5 - $6 млн в год. Это значительная сумма. Но если стоит вопрос поддержки речного судоходства, мы вынуждены с этим согласится», - заявили представители АМПУ.

Иностранный флаг – это инвестиции в развитие речной инфраструктуры, рост конкуренции и как следствие удешевление перевозок и улучшение сервиса. Этот тезис поддержали все стороны, заинтересованные в развитие украинской речной инфраструктуры.

Серьезная преграда для инвестиций в реку, отметили эксперты МИУ – это необходимость в дноуглублении и неудовлетворительное состояние шлюзов. Следует отметить, что при использовании шлюзов 24 часа в сутки, сократится операционный цикл перевозчика, что дополнительно даст экономию $3/т.

Как заявил Владимир Омельян, в этом году Министерство дополнительно выделит 100 млн грн на ремонт шлюзов. А первый этап запуска реки (дноуглубление, ремонт шлюзов, навигация) потребует инвестиций порядка $50 млн. И эти деньги нам готовы предоставить международные доноры.

К слову, проект закона «О внутреннем водном транспорте», получил положительную оценку международных экспертов, представителей правительства США и институций Евросоюза. «Я очень горжусь тем, что мои партнеры в министерстве очень много сделали в направлении развития внутренних водных путей. Соединенные Штаты Америки предоставили вам техническую помощь . В Украину приехала большая команда специалистов, которые изучили состояние днепровских шлюзов. Офис технической помощи делегирует советника, который будет помогать Министерству инфраструктуры Украины создать стабильную финансовую систему речного транспорта Украины», - заявил, в частности, представитель министерства финансов США Адам Вайтман.

Высокую оценку законопроект получил и в представительстве ЕС в Украине: «Проект закона «О внутреннем водном транспорте» включает в себя частичную имплементацию четырех директив ЕС в рамках соглашения об Ассоциации. Закон о «Внутреннем водном транспорте» важный и с точки зрения гармонизации украинского законодательства с Европейским Союзом и Соглашения об Ассоциации Украины с ЕС. Закон очень важен для развития национальной инфраструктуры Украины, он делает ее более эффективной и конкурентной. Мы очень рады, что принимаем участие в этой инициативе и можем поддерживать Министерство инфраструктуры в работе над законотворчеством. Нам бы очень хотелось увидеть прогресс с принятием парламентом закона «О внутреннем водном транспорте». Мы поддерживаем ваш закон, потому что он отвечает европейскому законодательству. Мы будем поддерживать план развития Днепра, изучения состояния инфраструктуры, формирования тарифов».

Для всех участников рынка очевидно, что развитие речной инфраструктуры и привлечение инвестиций невозможно без принятия законодательной базы. Представители Европейской комиссии категорично заявили: без выполнения Украиной обязательств по Соглашению об ассоциации с ЕС в речной сфере, финансирование развития рек Украина не получит.

Еще раз хочу напомнить, что принятие закона создаст условия для распределения грузопотоков с наземных видов транспорта на внутренний водный транспорт. Мы сможем сохранить наши автодороги и улучшить экологию. Экономическая мотивация создаст конкуренцию на внутренних водных путях. Поднимет уровень безопасности на внутренних водных путях.

По итогам дискуссии относительно создания Администрации внутренних водных путей участники встречи пришли к следующему: Администраций объединит все предприятия, которые сейчас работают на реке. Ее функции будут исключительно содержание внутренних водных путей, инфраструктуры, целевое использование речного сбора, навигация, реестр объектов инфраструктуры, создание аварийного фонда.

На текущей парламентской сессии нам предстоит принять законопроект «О внутреннем водном транспорте» (2475а) в первом чтении. Договорено, что ко второму чтению в документ будут внесены изменения, основываясь на выводах независимых экспертов Инициативы развития Днепра. Также ко второму чтению Министерство при участии международных экспертов должно представить методологию расчета речного сбора.

Наша идея состоит в том, чтобы учесть все критические аспекты развития рек: технические, финансовые, рыночные, социальные. Сейчас перед нами – народными депутатами, представителями Министерства инфраструктуры стоит три задачи: подготовить инвестиционный проект, который бы получил совместное финансирование с Мировым банком, другими донорами; создать систему управления и финансирования работы на реках, чтобы такая система отвечала требования стабильного развития сектора; привлечь частный бизнес и частные инвестиции к финансированию проектов по развитию речной инфраструктуры.

Хочу подчеркнуть, что такой подход поддерживается всеми, кто хочет развивать речную инфраструктуру Украины

Источник: facebook. Публикуется с разрешения автора

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции сайта
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Все мнения автора

Комментарии


Комментировать