Вверх

Экспедиторы назвали основные проблемы при работе с УЗ

Виктор Берестенко, гендиректор АМЭУ
10 декабря 2019

Созданы условия, когда работать на рынке железнодорожных перевозок без коррупционной составляющей становится невозможным. Ситуация продолжает обостряться.

Как работает любая бизнес-ассоциация? Она получает вопросы, обращения, информацию от членских компаний и формирует «повестку», над которой начинает работать. За последние полгода ТОП в этом списке заняли вопросы, связанные с работой АО «Укрзализныця». Ниже постараюсь вкратце изложить причины, по которым экспедиторские компании все время вспоминают УЗ.

1. Дополнительная плата 20%.

Многие экспедиторы работают с морскими контейнерами. Их грузят на фитинговые платформы дверями друг к другу. С 01.01.2019 г. УЗ применяет к таким перевозкам надбавку в размере 20% от стоимости услуги. Тариф за перевозку на особых условиях, по словам членских компаний, применяют и при перевозке в цистернах.

2. Срок подписания договоров.

Кроме того, что экспедиторы должны платить на 20% больше, они еще и должны подписать договор о перевозке грузов на особых условиях. Укрзализныця берет себе на это ни много ни мало 30 дней: 20 дней на рассмотрение, 10 дней на заключение. И, конечно же, ускорить этот процесс нельзя, но если за вас заступится один из сотрудников УЗ, то можно.

3. Нарушение сроков доставки

Экспедиторы работают с контейнерным оборудованием морских линий. Поэтому каждый день сверхнормативного использования оборачивается демереджем, пеней, санкциями, дополнительными расходами. Но УЗ, конечно, это не волнует. Не ей потом оплачивать эти счета и объяснять клиенту, почему их груз все еще «идет».

Всего пара примеров, загруженный вагон со станции Правда на станцию Кривой Рог (173 км) следовал 10 суток. Вагон со станции Порт-Большое — Запорожье назначением на станцию Черноморская (722км) находился в пути 11 суток.

4. Распределение подвижного состава

Автоматическое распределение полувагонов, зерновозов, универсальных платформ не работает. Чтобы хоть как-то получить вагоны, экспедиторским компаниям предлагают заключить договора с компаниями-посредниками. После дополнительной оплаты вам предоставят услугу «обеспечение подвижным составом».

Ассоциация уже не раз становилась свидетелем появления различных посредников. По факту такие компании не создают ни услугу, ни продукт. Их роль — облагородить и систематизировать коррупцию.

5. Дефицит тяги

Чуть выше я уже писал, как важно для экспедиторов соблюдать сроки, и какими расходами грозит его сверхнормативное использование. Несмотря на это, контейнеры неделями простаивают на станциях в ожидании тяги. Например, для порта Черноморск тепловоз выделяется раз в неделю.

Кроме того, по информации от ГП «АМПУ», начиная с 11.10.2019 г. «Укрзализныця» без предварительного уведомления уменьшает максимальное количество отгрузок вагонов в адрес морских портов Украины. Так, в Одесском морском порту 11.10.2019 г. отгрузки вагонов снижены до 60%, 24.10.2019 г. — до 40%, с 28.10.2019 г. — до 30%. Аналогичная ситуация наблюдается в Николаевском порту и Пивденном.

И причина этих действий УЗ не в том, что порты медленно разгружают составы. А в проблемах организации движения поездов и в том, что вагоны накапливаются на подходах к портам.

Попробую рассказать, почему это плохо и для экспедиторов, и для всей экономики в целом.

По состоянию на октябрь морские порты обеспечивают 89% от общего объема обработки всех грузов и 92% от стратегической для Украины перевалки сельскохозяйственной продукции. Таким образом, перекрываются основные экспортные направления нашей страны. Почему «Укрзализныця» ввела запреты по отгрузке? Ведь под угрозу попали не только перевозчики, экспедиторы, но и все отраслевые предприятия, за которые отвечает АМПУ.

Ассоциация международных экспедиторов уже написала в УЗ об этих рисках. Топ-менеджмент Укрзализныци согласился с наличием части из них, но пока все они остаются без решений.

Созданы условия, когда работать на рынке железнодорожных перевозок без коррупционной составляющей становится невозможным. Ситуация продолжает обостряться. Субъекты хозяйственной деятельности вынуждены прекращать свою деятельность, несмотря на все усилия наладить работу с УЗ.

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции сайта
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Все мнения автора

Комментарии


Комментировать